Рейтинг
Порталус

"Бранобель" и экспорт керосина из России

Дата публикации: 24 марта 2019
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1553426593


"Бранобель" и экспорт керосина из России

Сякай-кэйдзай-сигаку. Токио, 1986, т. 52 (N 1).

Статья японского историка Т. Хотта посвящена двум аспектам истории нефтяной промышленности России в конце XIX в.: воздействию на нефтяной рынок введенного в 1888 г. царским правительством акциза на керосин и рыночной политике "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель") - основной российской нефтяной монополии.

На исходе XIX века Россия стала крупнейшим производителем нефти. С конца 90-х годов XIX в. и в первые годы XX в. Россия по нефтедобыче обогнала США, вышла на первое место в мире. Соперничество двух держав породило "нефтяную войну", нашедшую отражение в "войне цен" на нефтяном рынке, в которую в начале XX в. вступили "Ройял Датч Шелл" и "Стандарт ойл" (с. 87).

Т. Хотта подробно рассматривает предысторию создания в 1879 г. "Бранобеля", анализирует состав его капитала.

стр. 166


По мнению японского историка, большую роль в начальные годы деятельности нобелевской фирмы играли иностранные займы и вложения. "Бранобель" пользовался, в частности, ссудами германского банка "Дисконто гезелынафт". В ряде случаев через посредничество А. Нобеля удавалось получать краткосрочные и среднесрочные кредиты банка "Лионский кредит" (с. 98). Т. Хотта обращает внимание на тесные связи "Бранобеля" с руководством шведского "Эншильда банка" (с. 100).

Правильно акцентируя внимание на роли банковского капитала в становлении и развитии "Бранобеля", Т. Хотта все же несколько преувеличивает финансовую помощь этой фирме со стороны А. Нобеля и размер денежных ресурсов, которыми тот располагал. Судя по письмам динамитного короля, даже в 1886 г. акции созданного им треста "практически не находили сбыта, не давали дивидендов"1 . Помощь А. Нобеля фирме строилась столь расчетливо, что в конечном счете вела к переливанию средств из российской нефтяной промышленности в его карманы, а не наоборот2 .

Говоря о политике царского правительства в области нефтяного дела, Т. Хотта отмечает, что отмена откупной системы (в 1872 г.) имела "решающее значение для бакинской нефтяной промышленности" (с. 91). В статье приведены в этой связи данные о быстром росте добычи нефти (с. 93). Введение в 1888 г. акциза на продаваемый нефтепромышленникам на внутреннем рынке керосин (экспортируемый керосин не был обложен акцизом) Т. Хотта справедливо связывает с фискальными интересами казны, ссылаясь при этом на представление министра финансов И. А. Вышнеградского в Государственный совет (ноябрь 1887 г.) (с. 101).

Автор считает, что именно с 1888 г. рыночная стратегия "Бранобеля" (который экспортировал керосин и до 1888 г.) претерпела значительные изменения: фирма начала рассматривать операции на внутреннем рынке в качестве базовых, а экспортные - вспомогательных. Причину этого Т. Хотта видит прежде всего в чрезмерной регламентации царским правительством экспортных керосиновых операций (с. 103). Нам представляется, что хотя налоговая политика и влияла на рыночную стратегию "Бранобеля", она все же была лишь дополнительным фактором. Нельзя забывать, что после 1888 г. выгодность экспорта керосина из России поддерживалась в ряде случаев путем снижения перевозочного тарифа на выкупленной в 1889 г. в казну железной дороге Баку - Батум3 .

"Бранобель" неизменно делал основной упор на монополизацию внутреннего керосинового рынка, ориентируя на него основную массу своих операций. В 1886 г., например, эта фирма реализовала внутри страны втрое больше керосина, чем за границей4 . Тогда "Бранобель" достиг наивысшего за свою историю удельного веса в общероссийском экспорте керосина (33,9%), однако продажа за границей уже производилась по ценам, менее высоким, чем в России. Отвоевание более или менее значительной части захваченного США европейского керосинового рынка вскоре признается руководством "Бранобеля", во всяком случае на данном этапе, непосильным. В связи с вторжением в российский нефтяной бизнес Ротшильдов, нобелевской фирме пришлось считаться с резким изменением конкурентной обстановки и внутри страны.

Статья Т. Хотта, написанная на широком круге литературы и вызывающая желание размышлять и полемизировать, представляет интерес для специалистов по экономической истории России конца XIX - начала XX века.

Опубликовано на Порталусе 24 марта 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама