Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 29.02.20


АРКТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Дата публикации: 05 ноября 2019
Автор: В. Н. БУЛАТОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, 1992-09-30
Номер публикации: №1572983254 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. Н. БУЛАТОВ, (c)

найти другие работы автора

31 июля 1928 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об усилении научно- исследовательских работ в арктических владениях СССР1 . Для этого, в частности, была образована Арктическая правительственная комиссия (АПК). Ее возглавил С. С. Каменев, а в ее состав вошли видные ученые А. Е. Ферсман, Р. Л. Самойлович, В. Ю. Визе и И. И. Месяцев, полярные летчики Б. Г. Чухновский и М. С. Бабушкин, представители ВСНХ, Осоавиахима, Совторгфлота, Комитета по исследованию Севера, советской группы общества "Аэроарктика", других организаций. К компетенции комиссии относились вопросы, связанные с созданием новых полярных станций, строительством самолетов, дирижаблей и судов для использования в северных широтах, организацией арктических экспедиций. АПК возглавила, объединила и координировала работу всех организаций, связанных с исследованием и освоением Арктики.

Каменев известен как командующий войсками Восточного фронта во время гражданской войны и главком вооруженных сил Республики. Его деятельность в качестве председателя АПК мало известна. С арктическими вопросами он столкнулся еще на посту заместителя председателя созданного по его инициативе военно-патриотического общества Осоавиахим. Особым его вниманием Пользовался стрелковый спорт. Его дочь Н. С. Каменева вспоминает: "У Сергея Сергеевича тогда родилась идея заинтересовать стрелковым делом людей Дальнего Севера. Почин был подхвачен. С тех пор в шестой день каждого месяца в Архангельске проводились занятия по повышению стрелковой техники промысловиков Новой Земли и Арктики". А с 1925 г. Каменев возглавлял Комиссию по большим перелетам. В тот год летчики Чухновский и О. А. Кальвица на двух гидросамолетах совершили первый перелет по маршруту Ленинград - Петрозаводск - Архангельск - Колгуев - Маточкин Шар. С 1926 г. началось обслуживание самолетами зверобойных компаний в Белом море. Пионером здесь явился Бабушкин2 . Когда в мае 1928 г. дирижабль итальянской экспедиции Нобиле потерпел аварию в районе Шпицбергена, арктический опыт Каменева был использован в созданном при Осоавиахиме Комитете помощи.

Главным в работе АПК стала разработка пятилетнего плана научных исследований. На первом заседании комиссии 6 сентября 1928 г. Каменев говорил: "Первоначальная проработка по всем выдвинутым вопросам должна быть проведена в 2-недельный срок, за исключением работ по Северной Земле, которые могут быть представлены позднее. Пятилетний план в этой первоначальной основе должен быть представлен в совершенно схематичной форме: 1-й же год должен быть конкретизирован с расчетом, чтобы работы, которые пред-


Булатов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, ректор Поморского педагогического университета (Архангельск).

стр. 148


стоит провести в следующем году, были бы внесены в смету 1928 - 1929 годов для обеспечения требуемыми средствами"3 . Этот план был представлен на утверждение в феврале 1930 года.

То был первый в мире план комплексных научно-исследовательских работ в Арктике. В виде отдельной главы он вошел в первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР4. Предусматривалось создание на побережье и островах Арктики сети новых радио- и гидрометеорологических станций на о-ве Врангеля, о-ве Большой Ляховский, побережье п-ова Таймыр, северной оконечности Новой Земли и одном из островов архипелага Франца-Иосифа. Составной частью плана являлось участие Советского Союза во 2-м Международном полярном годе (1932/33)5 . Планировалось также исследование Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и Таймыра. С 1929 г. стали организовываться экспедиции по созданию полярных станций. С той же деятельностью связаны походы в высокие широты ледокольного парохода "Г. Седов" в 1929 - 1930 годах.

5 марта 1929 г. СНК СССР ассигновал средства на поход "Г. Седова" к Земле Франца- Иосифа. "Мы были настолько заинтересованы в этой экспедиции, - отмечал О. Ю. Шмидт, - что правительство не только не пожалело средств на ее организацию, а сочло за благо назначить члена правительства командиром этой экспедиции, чтобы придать ей тот напряженный политический дух, которого требовала экспедиция в данный момент"6 . Капитаном "Г. Седова" был назначен потомственный помор В. И. Воронин. 30 августа состоялось торжественное открытие самой северной научной станции. В тот день радист Э. Т. Кренкель передал в эфир: "Слушайте все, весь мир!.. Говорит первая советская радиостанция на Земле Франца-Иосифа, Завтра открывается самая северная полярная колония"7 . На станции была оставлена семерка полярников во главе с П. Я. Илляшевичем.

4 октября 1929 г. на заседании АПК был заслушан доклад Шмидта о походе на Землю Франца-Иосифа, после чего принято решение о посылке в следующем году экспедиции на Северную Землю8 . В июле 1930 г. "Г. Седов" вновь вышел в Арктику. Уже через неделю Каменев приветствовал экспедицию "с исключительным по скорости достижением островов Франца-Иосифа". Полярники сообщали ему: "Трудами семерых человек, проведших зиму на самой северной в мире научной станции,.. всему миру дано доказательство высокого качества и широкого размаха научной работы"9 .

"Г. Седов" тем временем спешил к Северной Земле. Был открыт новый остров, и полярники назвали его именем "Сергея Каменева в честь нашего зам. наркомвоенмора и бывшего главнокомандующего в гражданскую войну, оказавшего исследованиям Арктики незаменимые услуги в качестве председателя Арктической комиссии Совнаркома"10 . Спустя несколько лет эти острова стали называться о-вами Седова, а имя Каменева перекочевало на пролив между ними. На Северной Земле была оставлена четверка исследователей во главе с Г. А. Ушаковым. Они в течение двух лет при минимальных технических средствах составили карту архипелага площадью 37,5 тыс. кв. км, что считается крупнейшим на Севере открытием XX века.

Для смены зимовщиков на о-в Врангеля отправился ледорез "Ф. Литке". На косе у бухты Роджерса были построены радиостанция, жилой дом, другие объекты. 15 декабря 1929 г. на очередном заседании АПК был заслушан доклад начальника полярной станции (зимовки) о-ва Врангеля Г. А. Ушакова. Комиссия признала большой вклад полярников в хозяйственное и научное изучение острова и послала "горячий привет очередной зимовке, которая осталась для продолжения работы"11 . Высокую оценку арктическим переходам дал президент АН СССР А. П. Карпинский: "Не могу не отметить с особым удовлетворением, что два первых этапа в осуществлении "полярной пятилетки" - устройство научной станции на Земле Франца-Иосифа и установление радиостанции на острове Врангеля - успешно выполнены нынешним летом"12 .

С деятельностью АПК связан и новый этап Карских экспедиций. Прежнее импортно- экспортное направление перестало отвечать задачам дня. Возникший в Сибири емкий внутренний рынок поглощал сырье и продукты сельского хозяйства, ранее вывозившиеся в Западную Европу. Теперь Карские экспедиции оправдывали себя за счет экспортных операций крупных партий лесоматериалов. АПК выработала новую тактику этих операций с использованием ледоколов и авиации.

Каменев поместил в "Известиях" статью "Новые методы работы", в которой отмечал: "Карское море для нас должно быть морем, по которому мы будем в состоянии совершать морские рейсы. По этому морю мы вывозим сырье за границу. Теперь лес, завтра предвидится и многое другое. До сих пор этим морем приходилось пользоваться, организуя каждый раз особые экспедиции для провода лишь единичных кораблей. В этом году мы дерзнули про-

стр. 149


пустить 26 кораблей, а на следующий год число кораблей будет наверняка удвоено, если не утроено".

В следующей статье, "Внимание гражданской авиации", Каменев писал: "Сейчас с исключительной ясностью выдвигается вопрос об использовании авиации в порядке нашего 5-летнего строительства. Предстоящий год выдвигает с категоричностью ряд требований, где аэроплан явится решающим средством для дальнейшего продвижения в осуществлении арктической пятилетки"13 . АПК рекомендовала также, наряду с прочими мероприятиями, использование радиозонда проф. П. А. Молчанова для изучения верхних слоев атмосферы14 .

Осенью 1929 г. вынужденно зазимовала в Арктике американская шхуна "Нанук" с грузом пушнины. Американские летчики Б. Эйельсон и О. Борланд, вылетевшие с Аляски на Чукотку, пропали без вести. В том же году у мыса Северный зазимовал пароход "Ставрополь", на котором находились больные и дети. Спасательные работы возглавила АПК. Каменев повернул на Север только что вернувшийся во Владивосток ледорез "Ф. Литке", чтобы он доставил самолеты на Чукотку. Весной 1930 г. полярные летчики М. Т. Слепнев и В. А. Галашев нашли погибших американских летчиков и оказали помощь пассажирам "Ставрополя"15 .

Всего с сентября 1928 до 1930 г. состоялось 17 заседаний комиссии, большое количество совещаний. Работали подкомиссии по проблемам исследования Арктики. "Комиссия С. С. Каменева, в которой участвовали ученые, моряки, летчики, сыграла огромную роль, - писал позднее Шмидт. - Впервые арктическая работа была поставлена планомерно, впервые были объединены исследования и на суше, и на море, и в воздухе"16 .

Первый период исследования Арктики закончился в 1932 г. переходом по Северному морскому пути ледокольного парохода "А. Сибиряков" за одну навигацию. Итогом стало создание Главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР, принявшего на себя руководство работами в Арктике. А на следующий день после того, как льды Чукотского моря раздавили пароход "Челюскин" и 104 человека оказались на дрейфующем льду, была создана Комиссия по спасению челюскинцев, и Каменев вошел в ее состав. Одна из радиограмм Шмидта была направлена именно ему: "Чувствую в организации нашего спасения заботливую и энергичную руку. От лица всех челюскинцев горячо благодарю, шлю сердечный привет нашему председателю Арктической комиссии, отцу советской арктической работы"17 .

Примечания

1. Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 15 апреля 1926 г. была подтверждена принадлежность к СССР всех земель и островов к северу от его побережья в пределах между меридианами 32 градуса 4 минуты 32 секунды восточной долготы и 168 градусов 49 минут 30 секунд западной долготы (Известия, 17. VIII. 1928).

2. БЕЛОВ М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 3. Л. 1959, с. 279.

3. Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР) СССР, ф. 3316 (ВЦИК СССР), оп. 21, д. 13, л. 1; БЕЛОВ М. И. Ук. соч., с. 348.

4. ШМИДТ О. Ю. Избранные труды. М. 1960, с. 133.

5. Советский Север, 1930, N 2, с. 113.

6. БЕЛОВ М. И. Ук. соч., с. 349; Государственный архив Архангельской области, ф. 621, оп. 1, д. 2, л. 43.

7. Цит. по: ГРОМОВ В. Поход "Седова". М. 1930, с. 77.

8. ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 13, л. 35.

9. Морской флот, 1980, N 8, с. 22; МУХАНОВ Л. В страну ледяного молчания. Архангельск. 1932, с. 46.

10. МУХАНОВ Л. Ук. соч., с. 149.

11. ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 13, л. 38.

12. Известия, 11.X.1929.

13. Известия, И, 23.X.1929; ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 13, л. 1.

14. ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 13, лл. 17, 36.

15. БЕЛОВ М. И. Ук. соч., с. 393.

16. Советский Север, 1930, N 2, с. 114; ШМИДТ О. Ю. Ук. соч., с. 100.

17. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1929 - 1940 гг. Т. 2. М. 1967, с. 408; ПОПОВ С. В Берега мужества. Красноярск. 1982, с. 80.

Опубликовано 05 ноября 2019 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): АРКТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама