Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 29.02.20


АВИАКОНСТРУКТОР Р.Л. БАРТИНИ

Дата публикации: 17 января 2020
Автор: Н.Е. РОЖКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1579271846 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н.Е. РОЖКОВА, (c)

найти другие работы автора

Судьба выдающегося советского авиаконструктора Роберта Людовиговича Бартини (1897-1974) складывалась неординарно. Его отец, итальянский барон Лодовико Орос ди Бартини, занимал высокий пост вице-губернатора провинции Фиуме в Австро-Венгрии. Он разделял взгляды великих французских просветителей Вольтера и Руссо. В 1912 г. Роберто Бартини заинтересовался авиацией, увидев демонстрационные полеты над морем русского летчика Харитона Славороссова на аэроплане "Блерио". В 18 лет Роберто записался добровольцем на ускоренные офицерские курсы армии Австро-Венгрии: шла первая мировая война. Как один из лучших курсантов, он был определен в летную школу, но летчиком стать не успел - летом 1916 г. большая группа несостоявшихся авиаторов была направлена на русский фронт под Буковины - командовать ротами и взводами. Бартини стал свидетелем легендарного Брусиловского прорыва, во время которого он попал в русский плен.

В лагере военнопленных под Владивостоком он провел 4 года, за это время изучил русский язык. В 1920 г. Бартини был репатриирован в Италию, поскольку Фиуме стал итальянским городом. Его отец барон Лодовико Орос ди Бартини был назначен на должность заместителя министра иностранных дел Италии. Но из-за сформировавшихся в России коммунистических взглядов Роберто отказался от протекции отца, хотя уважал его, как человека прогрессивных взглядов. В 1920 г. Роберто стал студентом Миланского политехнического института и вступил в Итальянскую коммунистическую партию (ИКП). По решению ЦК ИКП "красный барон" вошел в состав коммунистической боевой дружины, ведшей борьбу против ультраправых террористических организаций. Накануне Генуэзской конференции весной 1922 г. группой русских эмигрантов под руководством Б.В. Савинкова и князя Феликса Юсупова, организатора убийства Григория Распутина, готовился террористический акт против делегации Советской России. Используя аристократический титул и обширные связи отца, Бартини удалось познакомиться с Юсуповым и настолько расположить его к себе, что вскоре Бартини получил приглашение участвовать в покушении на наркома иностранных дел Г.В. Чичерина. Штаб заговорщиков и мастерская по производству бомб для террористического акта были замаскированы под небольшой парфюмерный магазин в Генуе. Он был взорван боевиками ИКП, а руководители провалившегося покушения были вынуждены покинуть Италию, поскольку информация об их планах появилась в прессе.

После захвата власти в Италии фашистами Бартини ушел в подполье. Ему приходилось перевоплощаться - использовать грим, подкладывать в ботинки зерна риса, чтобы изменить походку. Неоднократные попытки фашистов расправиться с "красным бароном" были безуспешны. Бартини сумел восстановиться после организованной фашистами автокатастрофы, перенес клиническую смерть, а привкус беладонны, подмешанной в пищу, чтобы отравить его, Бартини распознал мгновенно.

В 1923 г. Бартини по инициативе А. Грамши, делегата Италии в Исполкоме Коминтерна, нелегально приехал в Россию. С этого времени жизнь итальянского аристократа была неразрывно связана с советской авиацией. Состояние, завещанное

стр. 224


отцом, Бартини передал Международной организации помощи борцам революции. Роберт Людовигович, как его звали в России, получил звание комбрига и до 1929 г. работал главным инженером авиации военно-морского флота. В дальнейшем он возглавлял опытное конструкторское бюро, разработавшее проекты экспериментальных гидросамолетов "Сталь-6" и "Сталь-7". В конструкции истребителя "Сталь-6" было реализовано много новых технических решений: одноколесное велосипедного типа шасси, полностью убиравшееся в полете, испарительная система охлаждения мотора, впоследствии примененная на немецком истребителе "Хейнкель-100". "Сталь-7" был обычным пассажирским самолетом, но с летными характеристиками, даже не предусмотренными для машин этого класса в таблице мировых рекордов: дальность 5 тыс. км при скорости 400 км/час. Мировой рекорд, установленный на американском двухмоторном пассажирском "Дугласе" ДС-1 - 272 км/час.

В конце 30-х годов конструктору было предъявлено обвинение в шпионаже, последовал арест и пытки в застенках НКВД, затем - сибирский лагерь. В послевоенные годы конструктор под вооруженной охраной работал в Таганроге, а в 1956 г. после XX съезда КПСС был полностью реабилитирован. В Таганроге Бартини создал многоцелевой грузопассажирский самолет Т-117 "Кит", который мог брать на борт 80 десантников или 6 автомобилей, однако из-за отсутствия двигателей почти готовый транспортник был пущен на слом.

В середине 1950-х годов государственное и военное руководство СССР было одержимо идеей создания бомбардировщика, который мог бы долететь со сверхзвуковой скоростью до США, выполнить боевую задачу и вернуться на отечественный аэродром. Такая машина должна была обладать улучшенными аэродинамическими качествами. Бартини предложил результаты своих исследований. В 1957 г. ему дали группу конструкторов для работы над проектом межконтинентального бомбардировщика. Для этого проекта была предложена схема "утка" - без хвостового горизонтального оперения. Модель самолета была реализована с разработкой нескольких вариантов, об этом было доложено на политбюро ЦК КПСС. Вскоре группа Бартини была переведена на решение иных задач, а ее руководителю дали небольшое конструкторское бюро в Люберцах под Москвой, где он продолжал работать над другими проектами - стало развиваться ракетостроение.

Современники отмечали поразительную интуицию Бартини: ему было достаточно одного беглого взгляда на чертеж, чтобы заметить неточности. Многочисленные расчеты подтверждали его правоту. Бартини не был мягким человеком - предложение стать заместителем авиаконструктора А.Н. Туполева отверг, хотя относился к нему с уважением; отказался работать и у В.М. Мясищева: конструктор признавал только самостоятельную работу.

В 1960 г. Бартини занимался разработкой проектов монорельсового транспорта на воздушной подушке, а в дальнейшем спроектировал амфибию вертикального взлета ВВА-14, которая предназначалась для посадки на любую поверхность: снег, воду, болото, песок, лед. Однако судьба ее, как и судьба многих проектов Бартини, оказалась печальной - работы по доводке затянулись и после смерти конструктора были приостановлены. Бартини работал до последнего часа своей жизни и умер за письменным столом.

В последние годы жизни Бартини собирал материалы для научно-фантастической киноповести "Цепь". Его иллюстрации к ней - не рисунки любителя, а произведения талантливого профессионального художника. Стены своей небольшой московской квартиры Бартини причудливо раскрасил под морское дно, полагая, что такая обстановка благотворно влияет на жизнь и работу.

Труды Бартини по аэродинамике и теоретической физике получили высокую оценку С.В. Ильюшина, С.П. Королева, O.K. Антонова. Всего он создал более 10 экспериментальных и опытных самолетов. В 1967 г. конструктору вручили орден Ленина. Бартини прожил в России 51 год, В многочисленных анкетах, которые ему приходилось заполнять, в графе "национальность" всегда писал: русский.

Опубликовано 17 января 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама