Рейтинг
Порталус

Механизаторы МТС Центрального Черноземья в 1946 - 1957 гг.

Дата публикации: 13 декабря 2020
Автор(ы): В. Н. Томилин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 2008, C. 153-158
Номер публикации: №1607856447


В. Н. Томилин, (c)

На протяжении почти трех десятилетий - с конца 1920-х по 1958 г. - машинно-тракторные станции играли важнейшую роль в сельскохозяйственном производстве страны. В 1958 г. МТС были реорганизованы в ремонтно-тракторные станции, а фактически - ликвидированы. Вся сельскохозяйственная техника передавалась в колхозы по балансовой стоимости, в результате подавляющее большинство колхозов не смогло рассчитаться за приобретенную технику, оказалось в должниках и лишилось оборотных средств. От негативных последствий реорганизации МТС колхозная деревня смогла оправиться только во второй половине 1960-х годов.

 

К началу 1947 г. машинно-тракторные станции Центрального Черноземья не сумели восстановить довоенную численность механизаторских кадров. Так, в воронежских МТС на 1 января 1947 г. имелось 26692 механизатора, а на 1 июля 1940 г. - 337141, или на 7022 человека больше, чем в 1947 году.

 

Основной производственной единицей машинно-тракторных станций являлась тракторная бригада, размер которой зависел от применяемой техники. Она создавалась при наличии, как минимум, четырех тракторов. На практике нормативы не всегда соблюдались. В первые послевоенные годы, в связи с резким сокращением количества тракторов, в МТС Центрального Черноземья произошло разукрупнение тракторных бригад. Во многих МТС Курской области тракторные бригады комплектовались из двух и даже одного трактора2.

 

В состав тракторной бригады входили - бригадир, помощник бригадира, учетчик-заправщик, трактористы, прицепщики, подвозчик горючего и воды. В тракторных бригадах, имеющих в своем составе менее четырех колесных или менее трех гусеничных тракторов, не предусматривалась должность помощника бригадира. На каждый трактор назначались два тракториста - старший и его сменщик. Кроме того, в состав тракторной бригады входили прицепщики, по два на колесный трактор и по четыре на гусеничный. По положению, постоянные тракторные бригады формировались на год в соответствии с производственным плановым заданием, но на практике, вследствие большой текучести кадров, трактористы в бригаде часто менялись, а состав прицепщиков обновлялся за сезон многократно3.

 

Еще с довоенного времени работа машинно-тракторных станций оценивалась по количеству выработанных гектаров мягкой, или условной, пахоты. И в оплате труда механизаторов главным показателем были размеры обработанной площади. Начисление трудодней трактористам на всех видах полевых работ (кроме комбайновой уборки и молотьбы) производилось за выполнение сменной нормы выработки в размере 4-х трудодней на колесных тракторах4 и 5-и трудодней - на гусеничных. Устанавливалась также прогрессивная оплата по всем видам тракторных работ за

 

 

Томилин Виктор Николаевич - кандидат исторических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета.

 
стр. 153

 

перевыполнение сменной нормы. Работа, выполненная трактористом недоброкачественно, оплате не подлежала. Более того, с трактористов, нарушивших глубину вспашки, удерживалось 50%, а с бригадира тракторной бригады - 10% стоимости горючего, израсходованного на переделку работы. Трактористам не начислялась оплата за простой тракторов по каким-либо причинам (ремонт в поле, переезд тракторов, доставка машин от усадьбы МТС до места работы и обратно).

 

Для того, чтобы стимулировать механизаторов при выполнении ранних весенних полевых работ, им устанавливалась дополнительная оплата. За первые два дня работы на весеннем бороновании, за первые шесть дней на весенней культивации и севе начисление трудодней трактористам, бригадирам тракторных бригад и их помощникам, учетчикам-заправщикам и прицепщикам производилось в двойном размере. На трудодни, начисленные трактористам, бригадирам тракторных бригад и их помощникам, МТС выплачивали ежемесячно денежный гарантийный минимум по 2 руб. 50 коп. Колхозы, со своей стороны, были обязаны выдавать продукты механизаторам МТС наравне со всеми колхозниками, но не менее 3 кг зерновых продовольственных культур за трудодень, а также разницу между гарантийной и фактической стоимостью денежной и натуральной частей трудодня в тех случаях, когда эта стоимость оказывалась выше гарантийного минимума.

 

За экономию горючего, при хорошем качестве полевых работ, трактористу выплачивалась премия в размере 50% стоимости сэкономленного горючего. За пережог горючего удерживались: с тракториста - полуторная стоимость перерасходованного горючего, с бригадира тракторной бригады - 10% и его помощника - 5%. Оплата бригадира тракторной бригады зависела от работы трактористов. Бригадир получал премию в размере 10% стоимости горючего, сэкономленного в бригаде, его помощник и учетчик-заправщик - 5%. Бригадирам тракторных бригад трудодни начислялись на 30%, а их помощникам - на 20% выше среднего заработка тракториста бригады.

 

Указанный порядок оплаты труда механизаторов машинно-тракторных станций, с небольшими изменениями, действовал в период 1939 - 1946 годов. Февральский (1947 г.) пленум ЦК ВКП(б), рассматривая положение в аграрном секторе страны, внес существенные коррективы в оплату труда механизаторов МТС. Он рекомендовал оплачивать труд работников тракторных бригад в зависимости от выполнения планов по урожайности сельскохозяйственных культур: при выполнении плана гарантийный минимум составлял 3 кг зерна на трудодень, при невыполнении - 2 кг. В постановлении пленума содержалась рекомендация колхозам: выдавать дополнительную оплату рабочим тракторных бригад за сверхплановую урожайность в соответствии с количеством выработанных трудодней. При этом прекращалась выплата премии трактористам за экономию горючего в случае, когда в колхозе урожайность получена ниже плановой, а тракторная бригада не выполнила плана тракторных работ и не заработала натуроплаты, предусмотренной планом5.

 

С 1 августа 1948 г. была введена новая оплата труда механизаторов МТС - прямая сдельщина в соответствии с количеством, качеством, сроками выполнения работ и урожайностью. Прежний порядок оплаты - прогрессивка - был оставлен только на комбайновой уборке и молотьбе6. Новый порядок оплаты труда механизаторов машинно-тракторных станций фактически понижал оплату труда, сокращал заработки механизаторов, так как упразднялась прогрессивная оплата тракторных работ.

 

Привязка гарантийного минимума натуроплаты трудодня к выполнению плана по урожайности означала: практически механизатор мог рассчитывать лишь на 2 кг зерна на трудодень. Планы по урожайности устанавливались высокие, мало кто их выполнял, равно, как и мало кто из механизаторов мог получить гарантийный минимум из расчета 3 кг за трудодень7. Поэтому нельзя согласиться с оценками некоторых историков, будто в годы четвертой пятилетки осуществлялись мероприятия по повышению материальной заинтересованности механизаторов в результатах труда8.

 

Даже гарантийный минимум натуроплаты трудодней механизаторам колхозы далеко не всегда могли полностью оплатить, задолженность переходила из года в год. В Тамбовской области задолженность колхозов механизаторам машинно-тракторных станций на 1 января 1947 г. составляла 84069 ц зерна, на 1 января 1948 г. - 67555. На 1 января 1948 г. работники тракторных бригад МТС области получили лишь 63% подлежащего к выдаче хлеба9.

 

Заработки трактористов были невелики. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в тракторных бригадах многих МТС обслуживающему персоналу трудодней начислялось больше, чем механизаторам.

 

Существенную часть денежной оплаты труда работников тракторных бригад "съедали" штрафы за перерасход горючего. В 1947 г. размер штрафов составил 20,4%10. В отдельных случаях штрафы превышали годовую зарплату работников тракторных бри-

 
стр. 154

 

гад. В выступлении секретаря Воронежского обкома партии Тищенко на пленуме обкома ВКП(б) в феврале 1946 г. приводился пример по Родниковской МТС, Грачевского района, в которой после удержания штрафов трактористы остались должны государству более 15 тыс. рублей11.

 

Механизаторы не только компенсировали стоимость горючего, израсходованного сверх нормы, но еще дополнительно вносили в казну 65% его стоимости.

 

Объективные трудности в работе машинно-тракторных станций, главная из которых - слабость материально-технической базы, выдавались за ошибки в руководстве. 18 мая 1948 г. министр сельского хозяйства СССР И. А. Бенедиктов издает приказ: за допущение перерасходов средств по МТС передать в прокуратуру материалы для привлечения к ответственности работников Крымского, Курского и Тамбовского областных управлений сельского хозяйства12.

 

Помимо оплаты за полевые работы тракторист получал зарплату за проведение ремонтных работ в мастерской МТС в зимнее время. Но это были совсем небольшие деньги. В машинно-тракторных мастерских не было условий для работы: отсутствовали необходимые станки, оборудование, оснастка. Многие мастерские во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. не соответствовали своему предназначению, не отапливались, не имели постоянного электричества, водопровода и т.д. Отсюда - тяжелый и непроизводительный труд и низкая его оплата. В 1950 г. из 166 машинно-тракторных станций Курской области типовые мастерские имели только 39, приспособленные помещения - 59, а 28 станций не имели никаких мастерских и машины ремонтировали под открытым небом13.

 

Даже мизерные заработки ремонтники далеко не всегда получали вовремя. Об этом говорилось на совещании работников МТС Воронежской области в 1949 году. "У нас хромает дело с оплатой рабочих, 200 рублей и больше не платят, - отмечал заведующий машинно-тракторной мастерской Щученской МТС Ярцев. - Вышли деньги на ремонтный счет, так эти деньги директор и механик растратили на запасные части. Рабочим платят раз в три месяца. Когда говоришь, что надо выполнить какую-то работу, так рабочие говорят: чего работать, зарплату все равно не получишь"14.

 

Часть денег, заработанных механизаторами, уходила на приобретение облигаций государственных займов. К примеру, в Хворостянской МТС тракторист Кодаков А. Г. в 1946 г. приобрел облигаций займа на 183 руб., а всего ему было начислено за год - 744 руб., то есть займы составили четверть заработанных денег15. Приобретение облигаций государственных займов носило добровольно-принудительный характер, отказаться от них было нельзя, по существу их распределяли внутри коллективов.

 

В целях поощрения трудовой активности работников сельского хозяйства правительство широко применяло меры морального стимулирования. За достижение высоких показателей на производстве рабочие и колхозники награждались орденами и медалями. Только в 1947 г. среди работников МТС Воронежской области 6 человек были удостоены звания Героя социалистического труда, 22 человека получили ордена Ленина, 90 - ордена Трудового Красного Знамени, 216 - медали "За трудовую доблесть", 159 - медали "За трудовое отличие"16.

 

В колхозах к работникам тракторных бригад относились как к людям, получающим "большие деньги". Поэтому председатели колхозов устанавливали высокие цены на продукты питания для трактористов, иной раз превышающие цены государственной и кооперативной торговли. Вследствие этого многие трактористы, проработав полевой сезон в колхозе, оставались должниками колхозов за питание. Задолженность с них взыскивалась по суду. В Пристенском районе Курской области в 1949 г. через народный суд была взыскана задолженность более, чем с 40 трактористов.

 

Мизерная зарплата деньгами, задержка с выдачей заработанного хлеба, систематические штрафы, тяжелые условия труда во время полевых работ и на ремонте техники в зимний период, отсутствие элементарных бытовых условий, неопределенность статуса - все это приводило к тому, что механизаторы стремились любыми путями уйти из МТС. В Пристенском районе, Курской области в 1949 г. из МТС ушли 55 трактористов.

 

На курсах при МТС и в школах механизации сельского хозяйства были подготовлены десятки тысяч трактористов и комбайнеров. Только в Курской области ежегодно готовилось от 5 до 8 тыс. трактористов. Но примерно такое же количество механизаторов покидало курские МТС17. Возникал замкнутый круг. Аналогичная обстановка сложилась и в соседних областях. На пленуме Воронежского обкома ВКП(б) в декабре 1949 г. отмечалась нехватка в МТС около 2 тыс. трактористов18. Сложилась парадоксальная ситуация, когда при избытке трактористов в деревне в машинно-тракторных станциях постоянно ощущался их дефицит.

 
стр. 155

 

Закрепление механизаторских кадров, производительность их труда в значительной степени зависели от зарплаты. 29 сентября 1951 г. Совета Министров СССР принимает постановление "О мерах по улучшению работы МТС"19, которое поощряло трактористов за выполнение наиболее сложных работ, таких как посадка и посев квадратно-гнездовым способом пропашных культур, их междурядная обработка. За выполнение указанных видов работ дополнительно начислялось от 20 до 40% трудодней от установленной нормы. Оплата труда механизаторов МТС увязывалась с урожайностью: при выполнении колхозом планового задания по урожайности им начислялось дополнительно 10% трудодней, за каждый процент перевыполнения планового задания по урожайности надбавка составляла еще 2%. При этом надбавки за урожайность не могли превышать размер прямой оплаты. При недовыполнении планового задания по урожайности с механизаторов списывались за каждый процент недовыполнения по 1%, но не свыше 10% трудодней. Постановление правительства сохранило порядок, при котором колхозы выдавали работникам тракторных бригад гарантийный минимум натурой в виде зерна. Одновременно оно установило гарантийный минимум деньгами в размере 4 руб. на трудодень, а учетчикам-заправщикам - 2 рубля.

 

Дифференцированная система дополнительных начислений должна была создать гибкую основу для материального поощрения механизаторов. Однако учет зарплаты оказался настолько запутанным, что механизатор не мог иной раз понять, сколько он заработал или сможет заработать при выполнении той или иной работы. Некоторые условия дополнительной оплаты были трудновыполнимы. Это касается оплаты за выполнение и перевыполнение планов урожайности. Обычно эти планы были так завышены, что редко какой механизатор мог обеспечить их выполнение. Механизаторы рассматривали эти планы как нереальные и заранее ориентировались на минимальную оплату труда20. Перелома в настроениях механизаторов постановление правительство не вызвало, отток трактористов из МТС продолжался.

 

Механизатор в МТС - центральная фигура, однако вплоть до октября 1953 г. он являлся сезонным рабочим и по социальному положению оставался колхозником. Механизатору не полагались оплата отпуска, больничных листов, пособия по временной нетрудоспособности и пенсия по инвалидности и старости.

 

В организации производственной деятельности машинно-тракторных станций, как и на многих государственных предприятиях, наряду с экономическими рычагами широко использовались методы внеэкономического принуждения. В арсенале средств администраций МТС важнейшее место занимала такая мера, как передача материалов в прокуратуру и суд. Правовую основу таких действий составлял Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". За самовольный уход с работы или прогул рабочие и служащие предавались суду. Народный суд мог вынести решение о тюремном заключении сроком от 2-х до 4-х месяцев, или приговорить условно - к исправительным работам по месту работы на срок до 6-и месяцев с удержанием из заработной платы до 25%21. На практике народные суды выносили, как правило, наказание в виде исправительных работ.

 

Положение в организации труда механизаторов МТС стало меняться только после сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, который принял решение о переводе трактористов, бригадиров тракторных бригад и их помощников, машинистов экскаваторов и их помощников, а также учетчиков-заправщиков в разряд постоянных работников22.

 

В прессе началась кампания по привлечению механизаторов в МТС, печатались статьи о высоких заработках трактористов, начисляемых по новым расценкам, 700 - 800 руб. в месяц23. В газетах публиковались сведения о массовом возвращении механизаторов в МТС24, но это было сильное преувеличение. Механизаторы многих МТС поначалу не спешили подавать заявления о зачислении их в состав постоянных рабочих, отремонтировав свою технику, они уходили домой до весны.

 

С переводом механизаторов из сезонных в разряд постоянных рабочих МТС возникла проблема их занятости. Руководители многих станций не смогли обеспечить работой всех механизаторов. В Рамоньской МТС, Воронежской области, из 188 постоянных рабочих в I квартале 1954 г. совсем не работало 58 человек25.

 

В весенне-летний период труд постоянных рабочих МТС также использовался не полностью. В Рамоньской МТС Воронежской области в апреле 1954 г. трактористы были заняты на работе только 27% рабочего времени, в мае - 70, в июне - 56 и в июле 51%26. Такое положение наблюдалось и в других МТС области.

 
стр. 156

 

Оплата труда механизаторов машинно-тракторных станций деньгами и натурой росла в 1954 - 1955 годах. В Воронежской области в 1955 г. в среднем тракторист МТС заработал 5757 руб. и 21,491 ц зерна, комбайнер соответственно - 5013 руб. и 25,145 центнера. Это - самые высокие заработки механизаторов области за всю историю существования МТС, которые многократно превышали оплату труда в колхозах. Вместе с распределенными на трудодни продуктами, пересчитанными на деньги по государственным розничным ценам, среднегодовой заработок трудоспособного колхозника в центральных районах страны составил в 1954 г. 700 - 900 рублей27. При этом следует отметить, что, как и в предшествующий период, механизаторы не получали весь заработанный хлеб. В 1954 г. колхозы 11 районов Воронежской области из-за отсутствия зерна не смогли рассчитаться с механизаторами МТС. В Орловской области таких районов было 428.

 

В результате перехода на новый порядок оплаты труда трактористов и других работников тракторных бригад МТС разница в заработках механизаторов МТС и колхозников еще более увеличилась. В 1955 г. 1700 тыс. работников тракторных бригад МТС страны получили почти 10 млрд. руб., тогда как всем колхозникам было определено к выдаче 27,5 млрд. рублей29.

 

Руководство страны видело решение проблемы не в том, чтобы принять дополнительные меры к повышению доходов колхозников за счет общественного хозяйства и тем самым приблизить оплату их труда к оплате труда работников МТС, а в том, чтобы снизить оплату труда механизаторов. 23 августа 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление "Об оплате труда трактористов и других механизаторских кадров МТС"30. С 1 октября 1956 г. основным заработком трактористов и других работников тракторных бригад становился заработок, получаемый в колхозе по трудодням. Только в том случае, когда в колхозе выдача денег на трудодень не достигала размера гарантийного минимума, МТС за счет государства производили соответствующую доплату до гарантийного минимума.

 

В рабочих коллективах МТС после объявления о новом порядке оплаты труда происходили конфликты. В центральные и местные органы власти, в редакции газет поступали многочисленные жалобы механизаторов. Председатель ЦК профсоюзов рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок СССР С. Егураздов обратился в президиум ЦК КПСС с запиской, в которой сообщал о снижении трудовой дисциплины среди рабочих МТС в связи с изменением оплаты труда. Зарплата механизаторов МТС, указывал руководитель профсоюзов, снизилась более чем на 30%31.

 

Чтобы удержать механизаторов и не сорвать полевые и ремонтные работы, некоторые директора машинно-тракторных станций не объявляли трактористам и работникам тракторных бригад приказ министерства сельского хозяйства СССР об изменении порядка оплаты труда32.

 

Постепенно страсти в рабочих коллективах машинно-тракторных станций улеглись, хотя денежная часть заработка механизаторов МТС в 1956 - 1957 гг., в сравнении с 1955 г., понизилась.

 

В 1954 - 1957 гг. во многих машинно-тракторных станциях разворачивается широкомасштабное строительство, для этого государство выделяет значительные финансовые и материальные ресурсы. В МТС возводятся мастерские, административные здания, дома для рабочих и служащих, общежития, клубы, бани и многое другое. Рабочие поселки МТС электрифицируются, в них появляются водопровод, простейшая канализация. В МТС поставляется большое количество новой сельскохозяйственной техники. В результате в деревне создается качественно новая производственная и социальная инфраструктура. Хотя этот процесс и не был завершен к 1958 г., но, тем не менее, во многих МТС улучшились условия труда и жизни работников, сложились постоянные трудовые коллективы. Механизаторы стали дорожить рабочим местом, часть их была обеспечена государственным жильем. Отток механизаторов из МТС хотя и не прекратился совсем, но приобрел иной характер: большую часть увольняющихся составляли лица, призванные на действительную военную службу, и молодежь, ехавшая искать счастье на целину, на стройки промышленных объектов, в город. К 1958 г. в машинно-тракторных станциях Центрального Черноземья сформировались кадры механизаторов. В МТС, как в базовых предприятиях колхозного производства, были сосредоточены наиболее квалифицированные работники сельского хозяйства, которые, в сравнении с колхозниками, имели лучшие условия труда, более высокую оплату и соответственно - более высокий уровень жизни. Работники машинно-тракторных станций во многом определяли уровень агротехнической культуры колхозного производства.

 
стр. 157

 

 

Примечания

1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 7486, оп. 14, ед. хр. 24, л. 33.

2. Там же, оп. 1, ед. хр. 4710, л. 179 - 180.

3. БАСЮК Т. Л. МТС - решающая сила в развитии колхозного производства. М. 1954, с. 131.

4. Важнейшие решения по сельскому хозяйству за 1938 - 1946 гг. М. 1948, с. 177.

5. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1968, с. 410 - 411.

6. ВЫЛЦАН М. А. Восстановление и развитие материально-технической базы колхозного строя. (1945 - 1958). М. 1976, с. 57.

7. В 1947 г. только 5% тракторных бригад МТС Тамбовской области выполнили годовые производственные задания в полном объеме. РГАЭ, ф. 7486, оп. 15, ед. хр. 34, л. 39 об.

8. ВОЛКОВ И. М. Трудовой подвиг советского крестьянства в послевоенные годы: Колхозы СССР в 1946 - 1950 гг. М. 1972, с. 50; ВЫЛЦАН М. А. Ук. соч., с. 57.

9. РГАЭ, ф. 7486, оп. 15, ед. хр. 34, л. 40.

10. Там же, оп. 1, ед. хр. 4715, л. 129.

11. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИВО), ф. 3, оп. 2, ед. хр. 3, л. 25.

12. РГАЭ, ф. 7486, оп. 15, ед. хр. 4509, л. 64.

13. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО), ф. 1, оп. 2, ед. хр. 1171, л. 128.

14. ГАОПИВО, ф. 3, оп. 24, ед. хр. 181, л. 41.

15. Государственный архив Липецкой области (ГАЛО), ф. Р-1747, оп. 2, ед. хр. 27, л. 39.

16. Государственный архив Воронежской области (ГАВО), ф. Р-1766, оп. 1, ед. хр. 3247, л. 125.

17. ГАОПИКО, ф. 1, оп. 2, ед. хр. 1680, л. 143.

18. ГАОПИВО, ф. 3, оп. 24, ед. хр. 31, л. 49.

19. Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам. 1917 - 1957 гг. Т. 3. М. 1958, с. 595 - 596.

20. ВЫЛЦАН М. А. Ук. соч., с. 158.

21. Ведомости Верховного Совета СССР, 1940, N 20.

22. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917 - 1967 гг. Сб. документов за 50 лет. Т. 4. 1953 - 1961. М. 1968, с. 46.

23. См. напр.: А. ГЛАДКИХ. Растут заработки механизаторов. Орловская правда, 30 декабря 1953 г.; В. АНПИЛОВ. Высокий заработок механизаторов. Курская правда, 20 ноября 1953 г.

24. Курская правда, 30 декабря 1953 г.

25. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. А-259, оп. 7, ед. хр. 5329, л. 37 - 39.

26. Там же, л. 39.

27. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ), ф. 5, оп. 45, ед. хр. 111, л. 72.

28. Там же, оп. 46, ед. хр. 6, л. 30 - 31, 57 - 58.

29. Там же, оп. 45, ед. хр. 142, л. 13.

30. Там же, л. 11.

31. Там же, л. 146.

32. Там же, л. 147.

Опубликовано на Порталусе 13 декабря 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама