Рейтинг
Порталус

КАМСКИЕ ГОРНЫЕ И ОРУЖЕЙНЫЕ ЗАВОДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв.

Дата публикации: 05 марта 2021
Автор(ы): Т. А. ВАСИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1614946767


Т. А. ВАСИНА, (c)

Камские заводы - принятое в отечественной историографии название Воткинского и Ижевского железоделательных заводов, примыкавших к Камской водной магистрали. Основанные в 1759 - 1760 гг. графом П. И. Шуваловым, владельцем Гороблагодатских заводов и рудников, они входили в систему заводов "хребта Уральского", экономически тяготея к данному промышленному региону. Предприятия представляли собой комплекс фабричных построек (кричное, стальное, якорное и другие производства), в которых широко применялся ручной труд. После смерти Шувалова Камские заводы в 1763- 1764 гг. за долги были переданы в казну и поступили в горное ведомство под управление Берг-коллегии - центрального учреждения, ведавшего горнорудным делом. В 1807 г. по инициативе А. Ф. Дерябина, обер- берггауптмана (горного начальника) Гороблагодатских, Пермских и Камских заводов, на базе Ижевского железоковательного завода был основан оружейный завод. Производство кричного железа было сохранено. В 1808 г. Ижевские оружейный и железоделательный заводы были переведены под управление артиллерийского департамента Военного министерства. Боткинский завод остался в горном ведомстве под началом департамента горных и соляных дел Министерства финансов.

Казенные оружейные и металлургические заводы обладали всеми чертами вотчинного "предприятия - поместья" 1 . Они представляли собой не только комплекс производственных строений, но включали земельные угодья, лесные массивы и селения приписных крестьян, расположенные на значительной территории. Промышленные сооружения являлись составной частью обширного заводского округа, обладающего относительной экономической, административной и судебной автономностью. Все это в сочетании с социально-культурным своеобразием проживающего здесь населения позволяет применять термин "заводы" для обозначения не только предприятий металлургической и оружейной промышленности, но и для характеристики особого вида поселений в России.

Для определения статуса заводских поселений военного и горного ведомств в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. необходимо применение комплексного подхода в их изучении. На основе следующего определения города - "местный экономический и культурный центр, относительно крупное поселение, с более сложным, чем у сельских поселений социальным и этническим составом жителей, большинство которых занято в производстве для обмена и в обмене, что порождает совокупность


Васина Татьяна Анатольевна - аспирантка Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. Ижевск.

стр. 116


особенностей домашнего и общественного быта, отличающих городской образ жизни" 2 , можно выделить ряд критериев, служащих доказательством принадлежности заводов к поселениям городского типа: 1) многообразие функций - экономическая, административная (наличие городских органов управления), религиозная, культурная и так далее; 2) многообразие видов деятельности местного населения (преобладание торгово-промышленной и ремесленной деятельности, а также сельское хозяйство, имеющее второстепенное, вспомогательное значение); 3) сложная, дифференцированная структура населения; 4) наличие сословных учреждений горожан; 5) городской уклад жизни.

Официальное название, характеризующее как промышленное предприятие, так и географический пункт - это "завод". В архивных материалах встречаются следующие определения: "Камско-Ижевский оружейный завод", "Ижевские заводы", "ведомство Ижевского оружейного завода", "Камский оружейный и Ижевский железоделательный заводы", "Камско-Боткинский завод", "Боткинский железоделательный казенный завод" и так далее 3 . В соответствии с этим, само поселение носило наименование "жительство завода" или "селение завода" в отличие от "селений заводской округи" - сел, деревень и починков непременных работников 4 . Аналогичные названия - "завод", "заводское селение" употребляются и в многочисленных исторических очерках, опубликованных в "Вятских губернских ведомостях" 5 . В обозначении географического пункта данное название - "завод" - сохранялось вплоть до начала XX века.

Центральное место в системе горнозаводского законодательства занимал "Проект горного положения для управления заводов хребта Уральского" от 13 июля 1806 года. Являясь основополагающим документом, детально регламентирующим местное управление, обязанности и привилегии заводских служащих, он определял юридический статус всех промышленных предприятий (заводов и рудников) горного ведомства России. Согласно Проекту горного положения "селения при казенных заводах и рудниках, со стороны гражданского благоустройства, учреждаются на основании городов, получают имена горных городов, и главные из них по казенным заводам, где находятся горные начальники или их помощники, суть Главные Горные города, в ведении которых состоят прочие заводы (или горные города) с их округами" 6 . Проектом горного положения заводы были официально признаны одним из видов городских поселений России и получили наименование "горный город", а те заводы, в которых было сосредоточено управление горными округами, стали считаться "главными горными городами". По мнению министра финансов, именно Проектом горного положения было положено основание учреждению большого числа городов на Урале 7 .

Горнозаводское законодательство регулировало особое управление горного города. Вся полнота власти в казенном заводском округе, состоящем из нескольких заводов, была сосредоточена в руках горного начальника. Согласно Проекту горного положения, горный начальник "есть хозяин Заводов, которому на основании сего положения, поручаются Заводы в полное управление и распоряжение по части хозяйственной, по части искусственной и ученой, по части гражданского благоустройства и по части судной" 8 . Горный начальник ведал всем ходом заводских дел, заботился о техническом усовершенствовании предприятия, развитии научной мысли и научных достижений в горном и металлургическом деле, распоряжался денежными суммами и всем заводским имуществом. В его власти было назначение на службу и увольнение чиновников: "Все горные, военные, статские, медицинские и т. д. чины, художники, мастеровые и рабочие люди, состоящие в заводской службе, подчиняются ведению горного начальника" 9 . Горный начальник занимался также вопросами городского благоустройства, на нем лежала ответственность за воспитание молодежи и забота об уровне медицинского обслуживания. Органы власти в лице полиции и военного суда также были подотчетны горному начальнику. При нем в главном заводе округа учреждалась Главная контора. Таким образом, горный начальник обладал весьма широкими полномочиями.

В каждом "горном городе" для внутреннего порядка учреждалась горная полиция, состоящая из управы благочиния во главе с полицмейстером (в самом заводе) и окружной полиции во главе с горным исправником (в селениях непременных работников). При главных заводах учреждался военный

стр. 117


суд, которым ведал горный начальник. Суд состоял из горных, военных и статских чинов, служащих при заводе. Порядок делопроизводства осуществлялся на основании положения для военных судов. В юрисдикции военного суда находились все лица мужского пола, состоящие в горной службе. Кроме военного суда, рассматривающего уголовные дела, для людей горного ведомства при заводской конторе предусматривалось создание суда по гражданским делам, в составе горного начальника, его помощника и двух горных чиновников 10 . Помощники горного начальника ведали двумя- тремя заводами одной округи. При каждом казенном заводе находились заводская контора и заводской управитель, который непосредственно распоряжался внутризаводскими делами.

Высшей инстанцией являлось Пермское горное правление в составе двух департаментов, прерогативы которого соответствовали губернскому правлению гражданского ведомства. Департаменты горного правления принимали от горных начальников отчеты по использованию заводских сумм и имущества, распределяли наряды (государственные заказы) по предприятиям, решали судопроизводственные дела (споры и тяжбы по земельным и лесным угодьям между заводскими округами). Непосредственный надзор за заводами осуществлял берг-инспектор, председатель второго департамента. В его обязанности входило управление делами горного правления и поездки по заводам с целью их осмотра, в ходе которых он принимал жалобы и просьбы от населения. В гражданском ведомстве его полномочия соответствовали функциям губернатора. Главный надзор за горными и гражданскими делами государственных и частных заводов Урала осуществлял пермский и вятский генерал-губернатор, председатель первого департамента. Он направлял доклады министру внутренних дел - по полицейским делам, министру юстиции - по следственным делам и министру финансов - по делам горным.

До 1782 г. и в 1796 - 1807 гг. предприятия находились в распоряжении Берг- коллегии, за исключением кратковременного периода 1782 - 1796 гг., когда Камские заводы перешли в ведение горной экспедиции Вятской казенной палаты. В связи с созданием Проекта горного положения горные заводы (в том числе Камские) были переведены в распоряжение Министерства финансов, ас 1810 г. - департамента горных и соляных дел в составе того же министерства (это касалось только Боткинского завода, так как Ижевский к тому времени принадлежал военному ведомству). Возглавлял Камские заводы горный начальник Камских, Гороблагодатских и Богословских заводов, должность которого с 1801 г. исполнял А. Ф. Дерябин. Заводскими делами ведала Главная контора Камских заводов. Подчинялись уральские заводы Пермскому горному правлению.

С основанием Ижевского оружейного завода в управлении произошли некоторые изменения. 20 февраля 1807г. вступил в силу "Штат Ижевского оружейного завода". До этого времени Ижевский железоделательный завод действовал на основании устаревших штатов 1737 г. и в ведомостях был неотделим от Боткинского завода под общим названием "Камские заводы". Денежные суммы Ижевскому железоделательному заводу отпускались соразмерно предполагаемой выделке металла и изделий 11 . 10 июня 1807 г., согласно новому штату, была открыта Ижевская оружейная контора. 28 октября 1808 г. Ижевские оружейный и железоделательный заводы были переданы из Министерства финансов в ведомство сухопутных военных сил. Воткинский завод остался в составе горного ведомства при Министерстве финансов. В 1809 г. была окончательно упразднена Главная контора Камских заводов, и Боткинская заводская контора стала самостоятельной. Произошло разделение Камских заводов в сфере управления. Ижевский завод в хозяйственном отношении оказался в подчинении артиллерийского департамента Военного министерства, а в командном отношении зависел от штаба генерал- фельдцейхмейстера и инспектора оружейных заводов. Непосредственное управление Ижевским заводом осуществляли контора, начальник завода, его помощник, управитель по оружейному и железоковательному заводам. С 1811 г. была учреждена должность инспектора Камско-Ижевских заводов.

"Положение и штат для Ижевского оружейного завода" от 19 декабря 1829 г. вновь произвели ряд изменений в системе управления предприятием и округом. Было подтверждено подчинение завода военному ведомству (артиллерийскому департаменту Военного министерства). Контора была пере-

стр. 118


именована в правление оружейного завода, а начальник получил звание командира завода. Была упразднена должность инспектора Камско-Ижевских заводов. Утверждалось особое управление заводом, сходное с управлением горных городов, предоставленным Проектом горного положения: "никакая гражданская власть и лицо не входит в дела заводские, когда нет на то особенного повеления от высшего Начальства". Командир завода, как и горный начальник, объявлялся "полным хозяином оного по всем его частям" 12 .

Между системой управления горным и военным ведомствами прослеживается ряд параллелей. Во-первых, артиллерийский департамент по отношению к оружейному заводу обладал такими же правами как департамент горных и соляных дел по отношению к горным заводам и рудникам, то есть распределял годовой наряд выделки продукции (оружия), назначал плату (расценки) за работу, распоряжался изготовленным оружием, составлял ведомости о суммах, необходимых для содержания завода. Во-вторых, инспектор оружейных заводов, заменив берг-инспектора, сохранил его обязанности - проведение инспекторских смотров. В-третьих, права и обязанности командира оружейного завода соответствовали правам и обязанностям горного начальника. Ему были подчинены все служащие завода, он отвечал за сохранность денежных сумм, следил за исправностью всех заводских строений и машин, за сохранностью оружия в арсенале, за комплектованием кадров, наблюдал за порядком на заводе, заботился о благосостоянии, просвещении и здоровье мастеровых.

"Положение ... для Ижевского оружейного завода" не привело к кардинальным изменениям в управлении промышленным предприятием. Сменилась лишь ветвь управления, завод перешел из горного ведомства в военное. Деятельность завода стала регулироваться приказами по Военному министерству, а обязанности служащих - Сводом военных постановлений. Военный суд и военные медицинские учреждения - госпитали продолжили существование на прежнем основании. Военному суду подлежали все "служащие, состоящие в действительной заводской службе" 13 . Перемена в наименовании административных учреждений не отразилась на их функциях. Ижевский завод сохранил обособленное от гражданской власти управление и все те черты, которые позволяли заводскому селению носить наименование горного города, но официального статуса горного завода хребта Уральского, которым он обладал на протяжении 1764 - 1808 гг., лишился.

С учреждением должности Главного начальника горных заводов Уральского хребта 22 ноября 1826 г. горные заводы Урала, и Боткинский в том числе, перешли в распоряжение Уральского горного правления в Перми (с 1831 г. - в Екатеринбурге), также подчиненного Министерству финансов. В распоряжении Уральского горного правления находилось 6 горных округов, каждый из которых представлял собой "единый хозяйственно-территориальный комплекс" 14 . По штату Главного управления горных заводов Уральского хребта, введенному 1 января 1839 г., управление казенными заводами Уральского региона осуществляли: главный начальник горных заводов Уральского хребта, при котором находилась канцелярия для ведения деловой переписки с горными начальниками заводов; уральское горное правление в составе двух департаментов; уральский берг-инспектор, или помощник главного начальника 15 .

Боткинский завод после упразднения Главной конторы Камских заводов по- прежнему входил в Гороблагодатский горный округ и оставался в его составе до учреждения штатов 7 февраля 1828 года. Возглавляли управление Боткинским заводом контора и управитель. В 1813 г. управитель Воткинского завода получил звание горного начальника. В указе от 10 декабря 1813 г. говорилось: "управляющим Камско-Боткинского завода на праве Горного Начальника под непосредственною зависимостью Пермского Горного Правления быть состоящему ныне в штате Екатеринбургских заводов маркшейдеру Мамышеву" 16 .

"Положение и штат Боткинского завода" от 7 февраля 1828 г. подтвердили его принадлежность к горному ведомству, оставив без изменения систему управления, за исключением выделения Боткинского завода в самостоятельный округ. Сохранилась лишь экономическая зависимость предприятия от Гороблагодатского горного округа (поставки металла). Боткинская заводская контора получила наименование "Главной". Штат подтвердил существовавшую систему управления Боткинским заводом в составе конторы, канцеля-

стр. 119


рии, заводского разряда, военного суда, заводской и окружной полиции, лесной стражи и воинской команды. Окончательно система управления Боткинским горным округом была закреплена "Штатом окружного управления Боткинского горного завода" 11 мая 1847 г. и сохранялась в неизменном виде вплоть до отмены крепостного права.

Основная особенность заводского поселения, как горного города, состояла в том, что казенные заводы и их округа были исключены из под власти местного гражданского начальства (вятского губернатора) и непосредственно подчинены центру в лице министерств: "горное ведомство... находилось... в исключительном положении. Внутренняя организация громадного заводского района Урала была устроена своеобразно...и представляла собою нечто цельное, обособленное и совершенно отличное от организации управлений других ведомств" 17 . Никакая другая власть - гражданская, военная, судебная или духовная - не имела права вмешиваться в управление заводскими делами.

Вятское губернское правление, гражданская полиция, Сарапульский уездный суд или Вятская духовная консистория и Сарапульское духовное правление могли принимать участие в решении дел по вопросам, относящимся к кругу своих полномочий, но лишь с разрешения заводского начальства. Вопросы финансирования решались через Экспедицию о государственных доходах, Пермскую и Вятскую казенные палаты и Сарапульское казначейство, духовная власть была представлена Духовным правлением г. Сарапула, Вятской духовной консисторией во главе с епископом Вятским и Слободским. Действия заводской полиции регламентировались Уставом управы благочиния, общегородского полицейского учреждения. Из Вятского губернского правления присылались указы по вопросам стандартов архитектуры, правил торговли, взаимоотношений лиц разных конфессий. Обособленное управление заводов не означало полной их независимости от экономической, административно- территориальной и правовой системы России.

Другой особенностью заводских поселений, или горных городов, было предоставление им на основании Проекта горного положения в отношении гражданского благоустройства всех тех прав российских городов, которые были предусмотрены "Городовым положением" 1785 г., но при условии, что городские общественные учреждения не будут противоречить заводским надобностям. "Горный начальник обязан доставить горному городу, или селению к заводу, принадлежащему... все те права, какие ему предоставлены городовым положением... и изданными после того узаконениями. А посему горный город пользуется всеми правами городового положения под наблюдением горного начальника, который с сей стороны... заступает место губернатора" 18 . Эти права заключались в следующем: 1. Предоставление земельных угодий - "всякий завод имеет свою округу..., которая при казенных заводах составляет округу как горного города". В округе располагались выгоны и пастбища, пашни и покосы, мельницы и фабрики, речные пристани. 2. Общества купцов, мещан или посадских людей имели право создавать собственные сословные учреждения - ратуши, или городовые магистраты, гражданские суды - словесные (для разбора спорных вопросов между людьми заводского и гражданского ведомств) и уездные (только для людей гражданского ведомства). Все общественные организации купцы и мещане должны были содержать за свой счет. Горное начальство не имело права вмешиваться во внутреннее производство дел гражданских судов (но в тех заводах, где уездные суды отсутствовали, дела по гражданскому населению поступали на рассмотрение заводского начальства). 3. "Городовое общество" с разрешения горного начальника имело право избирать городского главу, бургомистра, учреждать торговые заведения. 4. Право торговли, ремесленной и промышленной деятельности предоставлялось всем сословиям, проживающим в горном городе, включая заводских служащих, но с запрещением последним учреждать цеховые организации. 5. Право записи в посад по городу при заводе 19 .

Сопоставляя заводское поселение второй половины XVIII - первой половины XIX вв. и российский город, можно отметить ряд общих черт. Во-первых, поселение при заводе, или горный город, отличалось многообразием функций. При доминировании экономической сферы (ориентация заводов на выполнение государственных промышленных заказов) нельзя исключить области административную и судебно-правовую (управление заводским округом, полицейский надзор за порядком), религиозную (духовенство заводс-

стр. 120


кого штата и построенные на средства заводской казны церкви, мечети и синагоги обеспечивали духовные потребности населения) и культурную (заводское начальство обязано было проявлять заботу о повышении грамотности и профессионализма служащих, открывать бесплатные школы, организовывать научные общества, поощрять специалистов-изобретателей). Во- вторых, следует отметить многообразие видов деятельности местного населения. Занятость основной массы жителей горных городов работой на казенном предприятии сочеталась с торговой и ремесленной деятельностью (появление в заводских поселениях частных кузниц и ремесленных мастерских, продажа изделий домашних промыслов на местном рынке). Для удовлетворения домашних нужд развивались огородничество, скотоводство, частично промыслы (рыболовство и охота). В-третьих, население горных городов отличалось сложной социальной, этнической, конфессиональной структурой.

Все население горных и оружейных заводов можно разделить на две основные категории. К первой, наиболее многочисленной группе принадлежали люди заводского ведомства, составляющие заводской штат. Сюда входили лица, непосредственно занятые в промышленном производстве; многочисленный аппарат служащих Боткинского железоделательного и Ижевских оружейного и железоделательного заводов - чиновники, нижние чины, мастеровые, непременные работники. К данной категории принадлежали также люди, не служащие при заводе, то есть не связанные с производственной деятельностью промышленного предприятия, но получающие жалованье по заводскому штату (духовенство, учителя горных школ, врачи, полиция, воинская команда). Люди заводского ведомства, или заводской штат, составляли основную массу, ядро заводского общества.

Ко второй категории жителей заводских селений можно отнести людей, не служащих при заводе и не принадлежащих к его ведомству - купцов, мещан, крестьян, отставных солдат и так далее. По данным заводской полиции в 1850-х годах на Ижевском заводе количество людей заводского ведомства (в составе чиновников, духовенства, канцелярских служителей, мастеровых, иностранных мастеров, а также кантонистов - детей мастеровых) по отношению к общей массе населения мужского пола составляло в среднем 78,8%. На Боткинском заводе в тот же период людей горного ведомства обоего пола насчитывалось в среднем 94,6%, включая отставных служащих заводов. К остальным 5,4% принадлежали чиновники и нижние чины посторонних ведомств (почтового, артиллерийского, адмиралтейского), гражданское население (купцы, мещане, крестьяне), иностранные подданные, проживающие в селении. Заводской штат занимал несколько привилегированное положение по сравнению с прочими "вольнопроживающими". Служащие всех рангов, начиная с чиновников высшего звена и заканчивая учениками мастеровых, находились на полном казенном обеспечении, получая от казны не только жалованье, но и провиант, ссуду на строительство дома, покосы и так далее. Кроме того, мастеровые и непременные работники, как особая категория государственных служащих, были освобождены от податей и повинностей.

По сословному составу население горных городов также отличалось пестротой и многообразием. Здесь присутствовали представители всех сословий российского общества - дворянства, духовенства, городских сословий (почетные граждане, купцы 3-й гильдии, мещане), крестьянства (государственные, удельные, помещичьи крестьяне, дворовые), военнослужащих и прочее. Дворянство в лице горных, военных, статских и медицинских чинов играло роль местной элиты, сосредоточив в своих руках посты управления производством, полицией, военным судом, воинской командой, благотворительными учреждениями. Духовенство на Камских заводах было представлено в незначительном количестве. По штату Ижевского завода 1829 г. численность православных священно- и церковнослужителей, получающих жалованье от завода, составляла 16 человек при Александро- Невском соборе и 9 человек при церквах трех сел округа (Завьялове, Гольяны и Юськи), кроме того, завод содержал единоверческое (2 чел.) и мусульманское (2 чел.) духовенство. Боткинскому заводу по штату 1828 г. положено было иметь одного протоиерея, 4 священников, 3 дьяконов и 8 причетников (при двух церквах в самом заводе и одной церкви в с. Богородском). Военнослужащие были представлены на Камских заводах штатными воинскими командами, обязанности которых состояли в охране денежных кладовых, магазинов, сопровождении транспорта с грузом, содействии полиции, исполнении экзекуций. Существен-

стр. 121


ной особенностью Камских заводов являлась незначительная доля свободных предпринимателей в структуре населения. Купцы, мещане, государственные и помещичьи крестьяне, имевшие в заводских селениях торговые заведения, были иногородними и не принадлежали заводскому ведомству. По данным 1839 г. в Боткинском заводе проживало лишь 2 купеческие семьи (Жарковых и Башениных), приписанных непосредственно к заводу 20 .

Еще одним критерием принадлежности заводов к поселениям городского типа может служить численность населения. Ижевск и Воткинск являлись крупными заводскими центрами, не уступающими по количеству жителей уездным и губернским городам. "Главным городом... Урала был Екатеринбург... Остальные горные городки, или центральные заводы горных округов, мало чем отличались друг от друга и от большинства... уездных городов..." 21 . Так, накануне отмены крепостного права (1860 г.) в губернском городе Вятке насчитывалось 15153 жителя 22 . В Ижевском заводе в тот же период проживало 21908 человек, в Боткинском - 15629 человек обоего пола 23 . Таким образом, к середине XIX в. Камские заводы по численности населения не уступали городам.

Еще одним, не менее важным, аргументом в вопросе о статусе заводских поселений является мнение современников - жителей Ижевского и Воткинского заводов. Архивные документы и материалы периодической печати XIX в. отражают стремление жителей заводских поселков упрочить положение завода как горного города. Представители местных органов власти неоднократно настаивали на признании заводских селений "казенными Горными заводами хребта Уральского" 24 , т. е. горными городами, что влекло за собой ряд преимуществ: независимое от других заводов управление, выделенное в самостоятельный округ, право на торговлю людям всякого звания, местным и приезжим, в соответствии с Проектом горного положения.

Согласно проекту по созданию штата 1829 г., составленному инспектором Ижевского завода и членами заводской конторы, "Ижевский оружейный завод основан по Высочайшему именному указу 20 февраля 1807 г. Заводу сему предоставлены были все права... на основании положения для заводов хребта Уральского, Высочайше утвержденного в 13-й день июля 1806 г., и потому завод сей, как горный город, имеет свою округу, ограничивающуюся отводом лесов и земель, ему принадлежащих..." 25 . Отмечалось обособленное управление, характерное для горных заводов: Ижевский завод "должен все относящееся к сохранению целости имуществ..., равно тишины и спокойствия, заключать в самом себе". Проект по созданию нового штата предусматривал усиление власти командира Ижевского завода по сравнению с другими оружейными заводами, в частности с Тульским. Авторы проекта объясняли свою позицию особым положением Ижевского завода: в отличие от Тульского оружейного завода, расположенного в губернском городе, Ижевский завод не мог рассчитывать на помощь гражданского начальства в сохранении порядка; большое число служащих требует от местного начальства "в управлении и надзоре много времени и трудов, следственно усиленной власти и многих рук..." 26 . Поэтому в руках командира завода должна сосредоточиться вся полнота власти. В то же время, по мнению авторов проекта, прерогативы заводского правления не должны выходить за рамки прав и обязанностей губернского правления.

Комиссия по устройству быта оружейников, созданная на Ижевском заводе в 1861 г. для решения вопроса об освобождении мастеровых от крепостной зависимости, также рассматривала проблему сходства оружейных и горных заводов. Комиссия считала возможным применить в отношении Ижевского завода "Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов". Согласно проекту освобождения мастеровых и непременных работников заводские служащие увольняются в свободное податное состояние, отчисляются из военного ведомства в гражданское и поступают "в среду городского и сельского общества". Руководствуясь "Проектом Положения для населения казенных оружейных и Райволовского чугуноплавильного заводов" комиссия сочла возможным предоставить Ижевскому заводу статус города: "Ижевский завод по значительному числу жителей и промышленности своей обращается в город, а образовавшееся из оружейников и мастеровых завода сословие свободных ремесленников получает общественное устройство по общему для городов основанию" 27 . Таким образом, по мнению комиссии, на крупные заводские поселения, к которым относится Ижевский

стр. 122


завод, распространяются общие правила, установленные для городов России. Жители завода должны получить право приобретать в собственность недвижимость, право заниматься промыслами и торговлей на основании правил для городских обывателей, но при сохранении ограничений, присущих горным заводам. Предусматривалось также создание ремесленных организаций - цехов и ликвидация военного суда. Непременные работники, в свою очередь, должны были получить права свободных сельских обывателей, т. е. быть зачисленными в категорию государственных крестьян. С одной стороны, признавалась тождественность заводов горного и оружейного ведомств, единообразие их системы управления, с другой стороны, заводские селения, или горные города, рассматривались современниками в качестве одного из видов городских поселений.

Мнение Комиссии по устройству быта оружейников, состоявшей из чиновников от МВД, Военного министерства, Министерства государственных имуществ, Управления генерал-фельдцейхмейстера и выборных от оружейников и непременных работников, явилось отражением общего мнения жителей Ижевского завода и представителей высшего руководства металлургической промышленностью. Тем не менее, представления Комиссии о будущем устройстве Ижевского завода лишь частично были воплощены в жизнь: заводское селение получило статус села, было сформировано волостное правление, мастеровые и непременные работники объединялись в одну категорию сельских обывателей.

Добивались прав городского состояния, предоставляющих населению заводов большую свободу в выборе сферы деятельности, и жители заводов горного ведомства. По мнению Министерства финансов, придание статуса города заводскому поселению позволило бы увеличить применение вольнонаемного труда на промышленных предприятиях. Одновременно городской статус позволял селиться здесь предпринимателям (купцам, мещанам, торгующим крестьянам), которые, основав фабрики и различные промыслы в заводском селении, обеспечат последнему независимость от производства металлов и поддержат его в цветущем состоянии.

Развитие новых отраслей промышленности было экономически выгодно как для Уральского региона, так и для России в целом. Поэтому так необходимо было появление новых городов. Переименование Боткинского завода в город, по мнению министра финансов, имеет все основания (наличие значительного числа проживающих здесь свободных предпринимателей) и способствовало бы немалой выгоде. "Господином Министром Финансов... изъяснено: вместе с усилением земледелия на Урале, нужно делать начало учреждению большого числа городов, к чему положено уже основание в Проекте Горного Положения... Предмет сей весьма важен, ибо известно, что в разных горных странах других земель металлы мало по малу вывелись или уменьшились, но вместо оных ввелись другие промысла и фабрики, так что края сии находятся... в цветущем состоянии, сверх того, умножением народонаселения усилится число вольных рабочих для самых заводов. При Камско-Воткинском заводе уже с давнего времени поселились мещане и крестьяне и, занимаясь торговлей и разною промышленностию, весьма охотно приписались бы к городу, если оным завод объявлен будет, местное же начальство избегнуло бы затруднений, какие ныне встречает по делам их, требуя по каждому депутата от мест, ведомству коих подлежат те люди" 28 . Несмотря на явное преимущество, решения по вопросу о переименовании завода в город в 1831 г. не последовало, главный горный начальник заводов хребта Уральского признал это дело весьма "затейливым".

Жители Ижевского и Боткинского заводов считали свои селения вполне достойными городских прав. "По постройкам казенных зданий, по числу частных домовладельцев..., а также по обыденной и праздничной жизни обывателей..., Боткинский завод не уступает своим видом и оживленностию, также как и в торговом отношении, любому из уездных городов Вятской губернии" 29 . Критериями считались величина поселка, численность населения, объемы промышленной деятельности, внешний облик завода.

Заводские поселения, или горные города, можно отнести к особым поселениям городского типа. Численность и сложная структура населения, полифункциональность, занятость большинства населения в сфере промышленного производства являются доказательствами того, что горные города - неотъемлемая часть городской системы. В то же время горный город - на-

стр. 123


столько своеобразное явление в истории России, что вызывает некоторые сомнения его принадлежность к плеяде российских городов. Во-первых, управление заводскими округами отличалось жесткой централизацией при довольно широких полномочиях местного заводского начальства. Была выстроена прочная вертикаль подотчетных органов управления от конторы правления до министерств (последней инстанцией являлись великий князь и сам император, которым ежегодно представлялись доклады о функционировании казенных заводов). С этим связана и относительная автономность горных заводов по отношению к горизонтальным ветвям власти - губернской администрации. Во-вторых, городские сословия имели незначительную долю в структуре населения. Большую часть жителей составляли люди заводского ведомства (заводской штат), ядро которого образовывали мастеровые - особая категория государственных служащих, причисляемая Вятским губернским статистическим комитетом к "людям сельского состояния" 30 . В- третьих, несмотря на права, предоставленные Проектом горного положения, на Камских заводах отсутствовали сословные учреждения горожан (магистраты и гражданские суды) по причине малой численности городских сословий. В-четвертых, низшие заводские служащие - мастеровые и непременные работники не обладали возможностью свободного выбора сферы своей деятельности. Дети мастеровых, как правило, наследовали профессию своих отцов, лишь показавшие наибольшие успехи в школьном обучении могли быть назначаемы на должность канцелярских служителей. При этом назначение на ту или иную должность находилось исключительно во власти горного начальника - командира завода, и только утверждение на более высокие посты требовало санкции высшего начальства ведомства. В-пятых, несмотря на право свободной торгово-ремесленной деятельности, данное Проектом горного положения, заводское начальство могло по своему усмотрению накладывать ограничения. Местное начальство оставляло за собой право решать вопрос о количестве питейных заведений: каждый из предпринимателей имел право открыть лишь два заведения, запрещалось основание питейных домов в центре поселения, на главных улицах, вблизи церквей и казенных зданий. Ограничения заводское начальство накладывало и на торговлю солью, поскольку заводские служащие получали соль из казенных магазинов по установленной цене. В черте заводского селения было запрещено строить кожевни и салотопни, а с 1821 г. - частные кузницы. Жизнь горного города отличалась регламентацией общественного быта, что позволяет говорить о некотором сходстве заводов и военных поселений.

Горные и оружейные заводы Урало-Сибирского региона и Центральной России можно разделить на два типа. К первому принадлежали такие заводские центры, как Екатеринбург, Нижний Тагил (горное ведомство) и Тула (военное ведомство). Указанные центры официально носили наименование города, здесь существовало разделение полномочий между заводским и гражданским начальством (первое регулировало деятельность предприятия, второе ведало вопросами городского благоустройства). Таким образом, осуществлялось взаимодействие завода и города. Что касается Камских заводов, не имевших городского статуса, то они находились в полном распоряжении заводского начальства, власть которого по этой причине была усилена.

Необходимо рассматривать горные города в динамике их развития. На протяжении конца XVIII - первой половины XIX вв. здесь происходили количественные и качественные изменения, которые способствовали превращению заводов в полноценные города. Рост численности населения, разрастание первоначально небольшого заводского поселка, появление вместо временных казарм постоянных деревянных и каменных зданий, строительство церквей, благоустройство селения значительно изменили внешний облик заводов. Наряду с этим происходило выделение заводов в самостоятельные округа, что давало им право считаться, согласно Проекту горного положения, главными горными городами.

Промышленное предприятие явилось основным фактором градообразования: концентрация населения, большая часть которого была занята в сфере промышленного производства, сложная структура заводского общества, постепенное складывание специфической городской среды, элементами которой были общественные сады, памятники, образовательные и культурно- просветительные учреждения (школы, библиотеки, музеи) позволяют го-

стр. 124


ворить о заводах военного и горного ведомств, как определенном виде городских поселений России во второй половине XVIII - первой половине XIX веков.

Примечания

1. КОЗЛОВА Н. В., КОШМАН Л. В., ТАРЛОВСКАЯ В. Р. Культура промышленного производства. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1. М. 1985, с. 178; УСТЬЯНЦЕВ С. В. Организация производственного процесса в черной металлургии Урала в первой пол. XIX в. Металлургические заводы и крестьянство: проблемы социальной организации промышленности России и Швеции в раннеиндустриальный период. Екатеринбург. 1992, с. 79 - 86.

2. РАБИНОВИЧ М. Г. К определению понятия "город" (в целях этнографического изучения). - Советская этнография, 1983, N 3, с. 19 - 24.

3. Центральный государственный архив Удмуртской республики (ЦГА УР), ф. 4, оп. 1, д. 50, л. 78; д. 1379, л. 13; д. 22; ф. 212, оп. 1, д. 3866, л. 1; Государственный архив Кировской области (ГАКО), ф. 574, оп. 1, д. 71а, л. 89об.

4. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 1583, л. 1; д. 756, л. 8; д. 804, л. 36; ф. 4, оп. 1, д. 22, л. 10.

5. К истории Боткинского завода. - Вятские губернские ведомости (ВГВ), 1892, N 45, с. 3- 4; Описание существующего в Вятской губернии Ижевского казенного оружейного завода. - Приложение к ВГВ, 1841, N 2 - 7; ФЕКЛИСТОВ В. Боткинский казенный завод. - ВГВ, 1883, N 80, с. 4; НИКИФОРОВ Н. Ижевский завод. - ВГВ, 1888, N 71, с. 3 - 4.

6. Проект горного положения. Гл. 1. СПб. 1806.

7. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 3877, л. 4об.

8. Проект горного положения. Гл. 7.

9. Там же.

10. Там же. Гл. 14, 15.

11. ЦГА УР, ф. 4, оп. 1. д. 22, л. 18об. -19.

12. Положение для Ижевского оружейного завода. СПб. 1829, § 17.

13. Там же. § 75.

14. ШКЕРИН В. А. Государственное управление уральским горнозаводским регионом в XVIII - первой пол. XIX вв. - Уральский исторический вестник, 1996, N 3, с. 70 - 79.

15. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 46, л. 11.

16. Там же, л. 14.

17. КОРЕЛЬСКИЙ А. Горнозаводская служба и общественная жизнь на Урале в крепостное время. Русская старина, 1905. Т. 124, с. 131.

18. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 961, л. 13об.

19. Проект горного положения. Гл 1, 13.

20. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 4632, л. 4.

21. КОРЕЛЬСКИЙ А. Ук. соч., с. 144.

22. Столетие Вятской губернии. 1780 - 1880. Сб-к материалов к истории Вятского края. Т. 1. Вятка. 1880, с. 155.

23. ЦГА УР, ф. 4, оп. 1, д. 1257, л. 53; ф. 212, оп. 1, д. 7400, л. 55 - 56.

24. Там же, д. 2242, л. 1.

25. Там же, ф. 4, оп. 1, д. 69, л. 183.

26. Там же, л. 184, 183об.

27. Там же, ф. 4, оп. 1, д. 1382, л. 1об., 14об.

28. Там же, ф. 212, оп. 1, д. 3877, л. 4 - 5.

29. ФЕКЛИСТОВ В. Ук. соч., с. 4.

30. ГАКО, ф. 574, оп, 1, д. 30, л. 11.

Опубликовано на Порталусе 05 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама