Рейтинг
Порталус


СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дата публикации: 22 марта 2021
Автор(ы): Ю. И. КАНЕВСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1616405868


Ю. И. КАНЕВСКИЙ, (c)

В 1864 г. более одной десятой части всех ремесленников Петербурга было занято ручным производством обуви. Два года спустя в столице насчитывалось 587 обувных мастерских, работавших по пошиву обуви на заказ. Готовую обувь можно было купить в 136 магазинах.

Во второй половине XIX в. начинается механизация обувного производства. Это было связано с изобретением ряда обувных машин. Однако наладить производство таких машин оказалось делом весьма нелегким. Нужны были специалисты, хорошо знающие обувное производство и механику. В то время такие специалисты в России отсутствовали, но они имелись в Германии и США. Поэтому первыми инициаторами, как тогда называли "механического производства обуви" в России, оказались немцы. В 1882 г. братья Генри и Эмиль Кирштен организовали "Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви", в дальнейшем получившее название "Скороход".

Уже в 1896 г. в России было зарегистрировано 336 фабрик такого рода, с объемом производства на сумму 9467 тыс. руб.; в том числе собственно на производство обуви из этой суммы приходилось более половины - 5868 тыс. рублей. Наиболее крупные предприятия такого рода работали на армию, обеспечивая ее, кроме обуви, шорно-седельными изделиями для кавалерии 1 .

Вскоре русские промышленники также начали вкладывать средства в обувную промышленность. 10 апреля 1910 г. предприниматель Н. И. Петров приобрел участок земли с домом на окраине Петербурга на Ломаной улице. В приобретенном здании он организовал выпуск обуви с использованием взятых в аренду машин фирм "Атлас-Верке", "Ском", "Менус", "Зингер". В 1911 г. предприятие стало акционерным обществом и получило название "Невская фабрика механического производства обуви". В начале следующего года Петрову удалось получить крупный заказ на пошив обуви для армии. В том же году фабрика выпустила 225 тыс. пар обуви. Все это дало толчок дальнейшему развитию производства. Во время первой мировой войны фабрика стала называться "Победа". Ежедневный выпуск обуви составлял 3500 пар при численности персонала 1300 человек.

Рядом с основным производством Петров открыл на Цветочной улице туфельную фабрику, изготавливавшую модную женскую обувь, а также центр по подготовке квалифицированных рабочих.

Нормальный ход развития обувной промышленности Петербурга и всей России нарушили революция и гражданская война. Все обувные фабрики перешли в собственность государства. В 1922 г. из 378 существовавших в то время фабрик функционировали только 34 2 .

В Петербурге работала только фабрика "Скороход". Если в 1916 г. эта фабрика при численности производственного персонала в 5255 человек выпустила 4132,9 тыс.


Каневский Юрий Игоревич - переводчик.

стр. 144


пар обуви, то в 1922 г. эти показатели сократились до 2229 человек и 846 тыс. пар обуви 3 . С 1920 по 1924 г. фабрики Петрова не функционировали. После расконсервации в 1924 г. фабрика мужской и военной обуви получила название "Фабрика N 1 Пролетарская Победа", а туфельная - "Фабрика N 2 Пролетарская Победа".

Как известно, легкая промышленность является одной из самых высокоприбыльных из-за быстроты оборачиваемости капитала. Но большевики, отменив рыночные отношения и связанные с ними законы, решили получать от производства товаров народного потребления, и в частности обуви, баснословные прибыли. Положение, при котором цена изделия определяется спросом и предложением, было объявлено вредным буржуазным пережитком. Среднеотраслевая себестоимость определялась на основе данных, полученных от отраслевых Научно-исследовательских институтов и передовых фабрик. При этом львиную долю себестоимости для обувного производства составляли затраты на материалы - до 80%. Доля стоимости рабочей силы была мизерной и составляла 10-15%.

Налог с оборота определялся государством в лице Комитета по ценообразованию таким образом, чтобы обеспечить сверхприбыль даже в случае большого процента брака. В то же время понятия "товарное производство" и "прибыль" отрицались как буржуазные. В результате налог с оборота мог превышать среднеотраслевую себестоимость в несколько раз. Пара зимних женских сапог фабрики N 2 "Пролетарская Победа" в конце 1960-х годов при себестоимости около 10 руб. в розничной продаже стоила 50 рублей.

Если фабрика не укладывалась в среднеотраслевую себестоимость, то коллектив фабрики получал уменьшенную премию, а то и вовсе оставался без таковой. Торговая скидка покрывала расходы торговых предприятий.

В результате действия такой "экономической" системы население России получало самые дорогие в мире предметы потребления и, в том числе, обувь. В то же время трудящиеся на фабриках получали одну из самых нищенских зарплат.

Из-за частой смены руководства в верхних эшелонах власти в связи с разоблачением различных "вредительских" организаций на обувных фабриках также часто менялась администрация и постоянно проводились различные реорганизации в соответствии с новыми направлениями "генеральной линии партии". Так фабрика "Скороход" в Ленинграде в 1928 г. была преобразована в комбинат, состоящий из отдельных самостоятельных фабрик с собственной администрацией. А всего за годы первой пятилетки на фабрике сменилось 6 директоров, 5 секретарей парткома и 5 председателей фабкома. Два раза фабрика полностью реорганизовывалась 4 .

Подбор руководящего персонала обувных фабрик осуществлялся на основе благонадежности правящему режиму и личной преданности вышестоящему руководству. Необходимо было рабоче-крестьянское происхождение и членство в коммунистической партии.

Значительно позже, в 1950-х годах, от руководителей фабрик стали требовать наличия специального высшего образования. Для его получения на фабрике "Скороход" организовали филиал Института легкой и текстильной промышленности.

Для облегчения существования обувных фабрик был разработан уникальный способ реализации готовой продукции. При каждой крупной фабрике организовывались оптовые базы, которые на первых порах не входили в состав фабрик, а подчинялись Управлению торговли. Фабрики сдавали обувь на эти базы, откуда она поступала в магазины в соответствии с договорами, заключенными на оптовых ярмарках, проводившихся два раза в год. Для фабрик реализовать обувь значило передать ее на склад базы. Что происходило дальше с этой обувью, фабрику интересовало в меньшей степени, так как деньги за сданную обувь она получала сразу же.

В дальнейшем из-за разногласий, возникавших порой между администрацией фабрик и администрацией баз, большинство последних были переданы в подчинение администраций производителей, что еще более упростило порядок реализации продукции.

Такая система в результате привела к тому, что фабрики стали изготавливать не ту обувь, которая была нужна реальному потребителю, а ту, которую им было выгодно производить. Такое положение вело обувную промышленность к полному краху.

В редких случаях для очень известных фабрик значительно позже ввели порядок, по которому фабрика могла отправлять свою продукцию непосредственно в магазины. Это называлось "прямые связи".

Главными показателями, характеризующими успешную работу предприятия стали процент увеличения выпуска продукции по отношению к прошлому отрезку времени - месяцу, кварталу, году, и ее соответствие многочисленным ГОСТам и техническим условиям на обувь.

стр. 145


К 1940 г. все наиболее крупные обувные фабрики Ленинграда использовали в значительной степени конвейерный способ организации труда.

В 1934 г. группой инженеров фабрики "Скороход" И. А. Вейнбергом, В. Т. Зуевым, М. И. Магидом и Ф. В. Хомяковым впервые в мире был разработан и практически использован метод горячей вулканизации низа обуви непосредственно на затянутую заготовку, что получило официальное признание выдачей Авторского свидетельства. Уже после войны, в 1946 г., во время катастрофической нехватки кожи для низа обуви все они получили Сталинскую премию за широкое внедрение этого метода в промышленность 5 .

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда работала только фабрика "Скороход", выпуская незначительное количество обуви. Но уже в 1944 г. обувная промышленность города начала восстанавливаться быстрыми темпами. Этому способствовало получение оборудования из Германии по репарациям.

После периода восстановления, завершившегося к 1950 г., в Ленинграде в связи с началом холодной войны начали строиться предприятия военно- промышленного комплекса (ВПК). На это требовались огромные средства, часть из которых должна была дать легкая промышленность.

Условия, в которых находилась в это время легкая промышленность, сильно отличались от условий 1930-х годов. Высокая заработная плата на предприятиях ВПК явилась причиной перераспределения рабочей силы. В результате дальнейшее увеличение выпуска продукции легкой промышленностью, в частности обувной, за счет привлечения новой рабочей силы оказалось невозможным. Кроме того примитивная и дорогая обувь не находила спроса. Требовалось техническое и организационное переоснащение обувной промышленности.

Первыми начались организационные преобразования.

В конце 1962 г. в Ленинграде в принудительном порядке провели объединение обувных фабрик. Во вновь созданное объединение на первом этапе вошли обувные фабрики: "Скороход", "N 1 и N 2 Пролетарская Победа", "Восход", "Заря", "Спортобувь", а также "Спецкартонная фабрика" и автоматно- штамповочный завод. Новое объединение получило название "Скороход".

К моменту объединения фабрика N 2 "Пролетарская Победа", возглавляемая директором В. Н. Красильниковой и главным инженером М. И. Магидом выпускала 70 млн. пар в год женской модельной и детской обуви. На фабрике работало 4 тыс. человек.

На фабрике использовался только один способ крепления низа - клеевой. Все технические задачи, связанные с запуском в производство новых фасонов и моделей обуви, с реконструкцией цехов, с изготовлением технологической оснастки и оборудования, различных транспортных средств фабрика решала самостоятельно.

Фабрика N 1 "Пролетарская Победа", расположенная по соседству, специализировалась в то время на производстве мужской стандартной и военной обуви. Фабрика выпускала 5 млн. пар обуви в год. В шести швейно- пошивочных цехах, в закройном, вырубочном и вспомогательных трудилось 3 тыс. человек.

В 1962 г. одной из крупнейших обувных фабрик Европы была фабрика "Скороход". Это предприятие выпускало в год 21,2 млн. пар стандартной мужской, женской и детской обуви. В две смены трудилось 12 тыс. человек. На фабрике использовались почти все известные в то время методы крепления подошв. Фабрика располагала многочисленными вспомогательными службами и учреждениями культурно-бытового назначения, включая собственный стадион и Дом культуры.

На протяжении всей истории существования Советского государства "Скороход" регулярно поставлял кадры для высших московских структур управления обувной промышленностью.

Фабрики "Восход" и "Заря" выпускали женскую и мужскую модельную обувь в небольших количествах, используя ручной труд сапожников, чудом сохранившихся к тому времени. Обувь этих фабрик пользовалась популярностью у покупателей из-за ее оригинальности и добротности.

Руководить таким большим, разномастным и сложным объединением обувных предприятий оказалось делом весьма непростым. Поэтому первые директора обувного объединения "Скороход" занимались в основном головным предприятием, избегая проведения крупных реорганизаций.

Однако общая ситуация ухудшалась. И не только в обувной промышленности. Везде, кроме ВПК, ощущалась хроническая нехватка рабочей силы. Положение в обувной промышленности осложнялось использованием устаревшей технологии и эксплуатацией допотопного оборудования. К 1966 г. стало совершенно очевидно, что отечественные научно-исследовательские и конструкторские организации вкупе с

стр. 146


машиностроительными заводами, работавшими на обувную промышленность, не могут дать фабрикам ни новой производительной технологии, ни нового оборудования.

В этих условиях в верхних эшелонах власти были приняты два очень важных решения. Первое касалось выделения твердой валюты для проведения реконструкции всей легкой промышленности страны, в том числе и обувной. Второе позволяло завозить рабочую силу в Москву и Ленинград из периферийных областей страны.

Принятие этих двух решений свидетельствовало о появлении симптомов краха экономической системы социализма, но сам крах был отодвинут данными решениями на некоторое время, так как тысячи молодых людей в поисках лучшей жизни устремились в Москву и Ленинград. На первых порах им предоставлялась временная прописка в наскоро строившихся общежитиях. После пяти лег двухсменной работы на конвейерном потоке они получали постоянную прописку и становились полноправными жителями этих городов. Впоследствии этот срок сократили до трех лет.

В 1967 г. между В. О. "Технопромимпорт" при участии Минлегпрома СССР и французской фирмой "Анвер" был подписан договор на поставку в СССР 20 комплектных линий по производству обуви по новой технологии.

В том же году большая делегация, состоящая из представителей Минлегпрома СССР и В. О. "Технопромимпорт", выехала в Англию, в город Лестер для заключения контракта с фирмой "BUSMC" на поставку 20 комплектных потоков по производству обуви и с фирмой "Ralphs" на поставку 96 комплектов оборудования для обработки подошв. Четыре первых потока решили установить на фабрике N 2 "Пролетарская Победа".

Оборудование фирмы "BUSMC" оказалось очень надежным в условиях двухсменной эксплуатации и не очень тщательного ухода. К недостаткам следует отнести использование английской дюймовой системы мер при их изготовлении. Этот фактор значительно затруднял производство запасных частей силами фабрики. Поэтому дальнейшие закупки этого оборудования прекратились.

Если ситуация на фабрике N 2 "Пролетарская Победа" как-то стабилизировалась, то на остальных фабриках положение оставалось тревожным. Нехватка рабочей силы и устаревшее оборудование являлись причинами устойчивого снижения выпуска обуви. Не дало результатов и создание в Ленинграде гигантского объединения по производству обуви. Со стороны партийных органов неоднократно предпринимались попытки уговорить генерального директора ЛОО "Скороход" Л. П. Павлова провести в Объединении более кардинальные структурные преобразования. Но всякий раз они наталкивались на аргументированные возражения генерального директора о нецелесообразности таких преобразований в существующей на тот момент ситуации. Павлов при первой удобной возможности был отправлен "на заслуженный отдых". На его место пришел выдвиженец партийной номенклатуры И. Ф. Большешальский. Для "Скорохода" закончилась эра директоров-профессионалов. Началась эра руководителей, готовых выполнять любые решения партийных органов.

Большешальского от прежних руководителей "Скорохода" отличала патологическая нелюбовь к интеллигенции. В первую очередь новый генеральный директор решил разгромить фабрику N 2, как главный очаг сопротивления созданию "настоящего", по его мнению, объединения.

С целью организовать управление всеми службами через головное предприятие в 1975 г. началось повальное объединение всех подразделений, обеспечивающих работу фабрик-филиалов, с аналогичными службами головного предприятия. Во главе новых объединенных отделов и вспомогательных цехов, как правило, оказывались сотрудники головного предприятия. Это привело к возникновению конфликтных ситуаций и к потере ряда высококвалифицированных сотрудников.

Нередко возникали курьезные ситуации. Так, отдел главного механика фабрики N 2 объединялся с ОГМ головного предприятия несколько раз. Первый раз в штат ОГМ головного предприятия включили только главного механика фабрики N 2 и его штаб: инженеров по оборудованию и запасным частям, экономиста и работников бухгалтерии. Два цеха ОГМ фабрики N 2: слесарно- механический и капитального ремонта остались в штате филиала. Это означало совершенно различные размеры получаемых премий. Так как головное предприятие получало премию очень редко из-за срывов в выполнении плана каким-нибудь из филиалов или несколькими филиалами, то заместитель главного механика объединения (бывший главный механик фабрики N 2), отвечающий за работу оборудования на филиале N 2, значительно потерял в заработной плате. Сотрудники же, оставшиеся в штате филиала, ничего не потеряли, так как филиал обычно выполнял план. Начальники оставшихся в филиале цехов ОГМ, в первую очередь стали выполнять распоряжения администрации филиала, а не распоряжения своего бывшего начальника. Был сорван ряд заданий руко-

стр. 147


водства объединения. В результате весь персонал цехов ОГМ, цеховые слесари и швейные механики филиала N 2 были переведены в штат объединения. Тогда начальники пошивочных цехов полностью сняли с себя ответственность за эксплуатацию оборудования. Большого труда стоило убедить генерального директора вернуть цеховых слесарей и швейных механиков в штат пошивочных цехов и оперативно подчинить их начальникам этих цехов. Такая же неразбериха царила и в других службах.

Увеличивалось количество предприятий, входивших в объединение "Скороход". Среди них были обувные фабрики городов Выборг, Гатчина, Луга, Невель, Череповец, Петрозаводск и Архангельск. В большинстве этих городов фабрики работали в ужасающих условиях. Все помещения, как правило, были деревянными с печным отоплением. В короткие сроки все они, за исключением Гатчинской фабрики, получили новые здания. Им передали часть лишнего оборудования Ленинградских фабрик. Все эти мероприятия значительно улучшили условия труда на этих фабриках, хотя выпуск обуви по количеству остался на прежнем уровне.

Так как на обувные предприятия Ленинграда завозилось много иногородней рабочей силы, то для ее размещения было выстроено несколько крупных общежитий, а для обучения - профессионально-техническое училище. В середине 1970-х годов на Московском проспекте Ленинграда выстроили инженерный корпус объединения.

В начале 1980-х годов на территории фабрики N 2 началось строительство централизованных производств: механического и химического. Все это выглядело весьма привлекательно, но с самым главным, с обувью, дела обстояли неважно. В пошивочных цехах не хватало рабочих, швейных механиков, слесарей. На фабрике N 2 главный механик для обеспечения работы цехов длительное время выписывал бригаду слесарей из Киевского пусконаладочного Управления. Некогда знаменитые потоки импортного оборудования выпускали по 600 пар обуви в смену вместо 1200 пар. Из-за отсутствия импортных запчастей росли простои оборудования. Процветало воровство на всех уровнях. Резко снизилось качество выпускаемой обуви. Экономические показатели работы всех фабрик, входивших в объединение, стремительно ухудшались.

В 1987 г., несмотря на отчаянное сопротивление руководства объединения "Скороход", фабрика N 2 вышла из состава объединения и вскоре стала соучредителем первого в СССР совместного с фирмой "Саламандра" советско- германского обувного предприятия "ЛЕНВЕСТ". Спустя три года в соответствии с приказом N 162 от 28.05.90 г. по Минлегпрому РСФСР обувное объединение "Скороход" было ликвидировано. Все предприятия объединения становились самостоятельными. Одновременно учреждался новый концерн внешнеэкономического и промышленно-торгового сотрудничества "ИНТЕРЛЕГПРОМ". Фабрика "Скороход" вышла из концерна "ИНТЕРЛЕГПРОМ". Этому примеру последовала и фабрика N 1 "Пролетарская Победа", преобразовавшись в акционерное общество "Виктория", что и предопределило крах "ИНТЕРЛЕГПРОМа".

Какими же вошли в рыночную стихию обувные фабрики Петербурга? Прежде всего с администрациями, совершенно не готовыми вести жесткую конкурентную борьбу, неспособными организовать производство на уровне лучших европейских образцов.

Десятилетия поточного производства обуви упрощенных фасонов катастрофически сказались на квалификации обувщиков, начиная от модельеров и кончая рабочими пошивочных цехов. Поэтому, когда в город хлынула в огромных количествах импортная обувь, местные фабрики оказались на грани банкротства.

В настоящее время в городе работают несколько мелких предприятий, производящих в основном рабочую или военную обувь.

Примечания

1. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб. 1898, т. Россия, с. 298.

2. История фабрики N 1 "Пролетарская Победа". Л. 1977, с. 10.

3. История фабрики "Скороход". Л. 1969, с. 9.

4. Там же, с. 12, 293.

5. Там же, с. 573, 369, 460, 526, 573.

Опубликовано на Порталусе 22 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама