Рейтинг
Порталус


Катастрофа самолета "Максим Горький"

Дата публикации: 20 апреля 2021
Автор(ы): А. А.Щербаков, Заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук, Герой Советского Союза
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1618918805


А. А.Щербаков, Заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук, Герой Советского Союза, (c)

18 мая 1935 г. в 12 час. 45 мин. над окраиной Москвы падал, разрушаясь в воздухе, самолет. Это был не просто самолет. Это был самый большой в мире сухопутный самолет. В нем находились, кроме 11 человек экипажа, еще 36 человек - его создатели, строители и члены их семей. Сначала у самолета отломилось правое крыло, затем переломился фюзеляж, из которого стали выпадать люди. Рассыпавшись в воздухе, самолет отдельными частями упал в поселке Сокол. Все, кто был в самолете, погибли.

В начале 1930-х годов конструкторским коллективом А. Н. Туполева при творческом участии Центрального аэродинамического государственного института (ЦАГИ) был спроектирован и построен самолет АНТ-20- выдающееся достижение авиационной науки и техники. На самолете было установлено восемь отечественных двигателей конструкции А. А. Микулина. Вес самолета- 50т, скорость- 260 км/час. 17 июня 1934г. летчики-испытатели М. М. Громов и И. И. Журов выполнили первый вылет. Около года длились и успешно закончились летные испытания. Самолет мог перевозить 72 пассажира. Мог бы он быть и очень эффективным военным самолетом. При такой грузоподъемности на нем можно было бы разместить много огневых точек оборонительного оружия - и тогда машина стала бы неуязвимым для истребителей бомбардировщиком.

Но первому экземпляру была уготована другая роль. Его предназначили для целей агитации и пропаганды. Как должен был использоваться агитсамолет, можно судить по его специальному оборудованию. На самолете размещалась типография, обеспечивающая в течении полета печатание нескольких тысяч листовок, которые можно было высыпать над населенным пунктом. На борту имелась киносъемочная аппаратура и лаборатория для обработки отснятого материала, а также кинопроектор с экраном 4,5 на 6 метров. В состав агитоборудования входила громкоговорящая установка "Голос с неба" для вещания с борта во время полета, перекричать которую не смог бы никто на земле. Еще был аппарат, могущий проецировать на облаках световые лозунги и призывы. Тогда же была организована специальная агитэскадрилья им. Максима Горького. Ее самолеты оперативно доставляли газеты и другую агитационную литературу в отдаленные населенные пункты. Самолет АНТ-20 должен был стать флагманом этой эскадрильи и был назван "Максим Горький".

18 мая 1935г. после передачи самолета в агитэскадрилью на нем по специальным пригласительным билетам совершали воздушную прогулку создатели самолета: инженеры, конструкторы, техники, рабочие ЦАГИ, партийные и комсомольские активисты и члены их семей. В полете "Максима Горького" эскортировал истребитель И-5, чтобы зрители с земли могли в сравнении видеть гигантские размеры самолета. Был и второй самолет эскорта - П-5. На нем, кроме летчика, находился кинооператор, наблюдавший и заснявший начало катастрофы.

Летчик ЦАГИ, пилотировавший самолет И-5, Н. П. Благин, вопреки полетному заданию, начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от

стр. 172


"Максима Горького". При исполнении петли Благин не справился с пилотированием и своим самолетом ударил в крыло "Максима". При столкновении погиб и Благин.

Уже 20 мая тела погибших в авиакатастрофе были кремированы и урны с их прахом захоронены в стене Новодевичьего кладбища- 11 членов погибшего экипажа: Н. С. Журов, летчик ЦАГИ; И. В. Михеев, летчик эскадрильи "Максим Горький"; А. А. Кравцов, инженер; И. А. Фомин, бортмеханик; С. Ф. Матвеенко, бортмеханик эскадрильи "Максим Горький"; С. Л. Бусноватов, бортмеханик; А. А. Медведев, бортмеханик; В. П.Лакузо, бортмеханик; П. М. Власов, бортмеханик эскадрильи "Максим Горький"; В. П. Бунин, инженер ЦАГИ; А. Л. Бегам, инженер эскадрильи "Максим Горький"; а также 36 пассажиров: И. Н. Подвольский, техник; А. П. Царев (с сыном Николаем), слесарь; М. ф. Дмитриева, слесарь; И. И.Харуто, бригадир; В. С. Проскурников, инженер; М. В. Новиков, плановик; И. В. Сунцов, рабочий; К. Е. Кукин, контрольный мастер; В. Е. Поставкин, главный механик; К. А. Казарнович (с сыном Владимиром), рабочий; А. Ф. Разумнихина (с сыном Вадимом), жена инженера; С. Я. Прохорова (с дочерью Неллей), слесарь; В. А. Петру-шевский (с сыном Владимиром), главбух завода; А. А. Бакуто, жена инженера; А. И. Орлов (с дочерью Лидией), инженер; П. Ф. Матросов, зав. производством; И. В. Галаев, столяр; С. Г. Шеногин, бригадир; М. А. Лопарев, контрольный мастер; А. С. Сухов, рабочий; Р. Б. Нудельман, инженер; С. С. Лебедев, секретарь комсомольской организации; И. Я. Салмина, контрольный мастер; С. Я. Янчарек, слесарь; А. А. Саламаткин, начальник плановой секции; И. П. Лапшин, рабочий; Е. X. Вахлянина, моторист; П. А. Мешарин, шофер; А. М. Маркизина-Израилева, жена коменданта; А. В. Сапронов, предзавкома завода.

ТАСС сообщил, и все газеты напечатали, слова скорби и соболезнования от ЦК ВКП(б), правительства, Совета Народных комиссаров, руководства армией. Поступило братское соболезнование семьям погибших и всем трудящимся Советского Союза от редакции газеты французских коммунистов "L'Humanite". Все осуждали преступную недисциплинированность летчика Благина.

Начальник Главного управления гражданского воздушного флота И. Ф. Ткачев в беседе с корреспондентом сказал; "Благин с хулиганским упорством начал делать фигуры высшего пилотажа вблизи самолета-гиганта. В этом человеке прорвалась невытравленная еще дикая анархическая натура, воспользовался тем, что в воздухе нет препятствий для ее хулиганских проявлений". В "Правде" были напечатаны стихи; "Тихо реют траурные флаги, // Вся страна склоняется как мать. // Очень не легко товарищ Благин // О твоей кончине горевать". В сообщении ТАСС говорилось: "Правительством решено выдать семьям погибших по 10000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение".

Мой отец А. С. Щербаков, будучи в то время секретарем Союза советских писателей и часто общаясь с А. М. Горьким, рассказывал, что Алексей Максимович тяжело переживал это событие и видел в нем плохое для себя предзнаменование (он умер спустя год и один месяц после этой катастрофы).

Конечно, катастрофа "Максима Горького" нелепа и бессмыслена, и есть соблазн отнести ее на счет российского разгильдяйства. Но лучше не торопиться с выводами. 8 июля 1966г. над полигоном Мохава в США разбился американский опытный стратегический бомбардировщик ХБ-70 "Валькирия". Этот самолет для своего времени был столь же выдающимся достижением техники, как "Максим Горький" - для своего. Он имел взлетный вес 224 т, на высоте 21 км развивал скорость 3218 км/час и имел дальность полета 12 тыс. километров. Причина катастрофы та же, что и АНТ-20,- столкновение с истребителем эскорта. Пилот истребителя Ф-104 не делал фигур пилотажа, но проявил невнимательность при наблюдении за объектом эскорта.

Объяснить поступок Благина только низменными побуждениями едва ли правильно. Кинохроника 1938г. запечатлела, как шеф-пилот фирмы Ильюшина В. К. Коккинаки на бомбардировщике ДБ-3 делал петли во время первомайского парада прямо над Красной площадью. Самолет этого типа не должен делать петли. Поэтому некоторый риск был. Если бы машина рухнула на Красную площадь, действия летчика были бы расценены как самое злостное хулиганство. Зачем же было Коккинаки делать петли? Он хотел привлечь внимание к новому самолету Ильюшина, и он этого добился. Вероятно, и Благин хотел привлечь внимание зрителей к празднику авиации. Только он не располагал таким профессиональным мастерством, как Коккинаки.

Существовала еще одна версия гибели "Максима Горького". В издававшейся в Польше русской белогвардейской газете писалось, что Благин был смертником, пожертвовавшим собой ради того, чтобы убить

стр. 173


летевших в самолете АНТ-20 членов Советского правительства. Статья была перепечатана во французской прессе. Эта версия не выдерживает никакой критики. Если бы Бла-гин был "камикадзэ", то он не стал бы делать фигуры пилотажа, а направил бы свой самолет на цель по прямой. Выполняя петлю, одинаково трудно как уклониться от столкновения, так и точно нанести таранный удар. Кроме того, находясь на одном аэродроме с "Максимом Горьким", Благин не мог не знать состава пассажиров и того, что там не было членов правительства.

Советская пресса в 1935 г. подробно и правдиво осветила обстоятельства катастрофы. В более поздние времена такие сообщения были очень скупыми или их не бывало вообще. Так, более 40 лет держался в секрете случай катастрофы от столкновения поисковых самолетов при спасении экипажа самолета "Родина" в 1938 году, Или еще пример. В 1940г. в N 6 журнала "Техника воздушного флота" был помещен

следующий некролог: "27 апреля при исполнении служебных обязанностей погибли четыре славных товарища: Герой Советского Союза П.Г. Головин, летчик орденоносец Ю. И. Пионтковский, инженер К. И. Александров и бортмеханик И.Г. Добров". И все! Погибли все четверо в один день, но не вместе. Головин, Александров и Доброе разбились, упав в штопоре на самолете Поликарпова БПБ (ближний пикирующий бомбардировщик). Пионтковский разбился на яковлевском истребителе из-за разрушения крыла. Не странно ли, что некролог напечатан два месяца спустя? Вероятно, это произошло лишь после того, как представители авиапромышленности и военные договорились об официальной версии этих катастроф.

Опубликовано на Порталусе 20 апреля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама