Рейтинг
Порталус

Заметки писателя. ОТ ЧЕРТЕЖА ДО ЛУГА

Дата публикации: 28 ноября 2022
Автор(ы): В. ПАЛЬЧИКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) "Izvestiia" Date: 04-22-1980
Номер публикации: №1669647062


В. ПАЛЬЧИКОВ, (c)


МШАШИНЫ делятся на поколения. Машины образуют семейства. Машины стареют - морально, физически. У них, у машин, даже судьба бывает: в одном случае - счастливая, в другом - не очень...

Фрунзенский конструкторско-технологический институт по кормоуборочным машинам Минживмаша СССР молод, но уже успел снискать добрую репутацию. Достаточно сказать, что удостоен золотой медали ВДНХ СССР и признан лучшей машиной 1979 года пресс-подборщик ПС-1,6, созданный здесь. Высокую оценку получили и многие другие машины, рожденные в институте. Сегодня коллектив может похвалиться комплексами машин для заготовки сена на равнине и в горах, в виде тюков и рулонов. Подобными равнинными комплексами располагают лишь США, а горный - монополия фрунзенцев.

Где сено, там грабли и вилы... Это представление уже анахронизм. Вместо старозаветного "раззудись, плечо!" оператор просто нажимает кнопку.

Машина ворошит сено. Машина подбирает его, прессует в тюки. И укладывает эти тюки в штабеля. И формирует из штабелей скирду. А вот машина, которая делает сенные рулоны. И измельчает эти рулоны. Настоящая фабрика кормов: за час может переработать их до шестнадцати тонн. Вещь незаменимая на крупных животноводческих комплексах.

Глядя на все это, яснее понимаешь всю важность формулы, звучащей по-деловому суховато: обеспечить полную механизацию кормопроизводства. Именно выполнением этой задачи и занят коллектив института. Значение же самой задачи переоценить трудно.

В институте много замечательных людей. Владимир Григорьевич Жаворонкин, заведующий отделом самоходных машин, - заслуженный изобретатель Киргизской ССР, лауреат Государственной премии республики. Алексей Николаевич Колесник не конструктор - слесарь, но у него поистине золотые руки, он дело свое знает досконально, и, случается, подсказывает интересные идеи конструкторам. Много доброго можно сказать о токаре Анваре Мавлютове, о конструкторе по агрегатным станкам Табалды Жумаеве, который "вдруг" увлекся проблемами сеноуборочной техники и выдал несколько любопытных предложений, об Игоре Алексеевиче Паняеве, заведующем отделом пресс-подборщиков.

И директор Владимир Георгиевич Ермачков, и многие другие с неизменным почтением вспоминают Александра Федоровича Мухина, который в бытность свою начальником ГСКБ и генеральным конструктором много сил и таланта отдал становлению института, созданию комплексов сеноуборочных машин. Сегодня в коллективе более сотни авторских свидетельств на изобретения: на уровне изобретений выполнены все разработки института.

От Азербайджана до Коми АССР, от Латвии до Хабаровского края видели, по выражению В. Ермачкова, "наших ребят с чемоданчиками". Чемоданчики - деловые, с инструментом. Поддержать марку института, предупредить возможные рекламации, помочь людям, для которых созданы машины, разобраться в них наилучшим образом, вместе с ними устранить производственные дефекты - цель этих командировок. А попутно проведены десятки семинаров, обучено много механизаторов и специалистов. Вводить новую технику в жизнь - дело непростое.

Дженишу Алымкулову тоже приходилось бывать в дальних краях, помогать испытывать

свои машины. Джениш - один из восьми сотрудников института, удостоенных в 1977 году премии Ленинского комсомола в области науки и техники. Однако, рассказывая о своих заботах, Джениш, ведущий конструктор, говорит не столько о "муках творчества", трудностях поиска, сколько о том, что порой непомерно долог путь машины от конструкторского стола до луга.

- Машина, которая существует в одном экземпляре, -это не машина, -считает он. - Вот когда машина пошла с конвейера - другое дело"

Анатолий Андреевич Шамин, заведующий одним из секторов, вспоминает выставку "Сельхозтехника-78", которая проходила в Москве. Он демонстрировал там машины, созданные в институте. Давал пояснения.

- Верите, к вечеру едва языком ворочал. Огромный интерес. Куча народу, град вопросов. Французы, японцы. Разумеется, и наши - от механизаторов до главных инженеров и руководителей хозяйств. Множество лестных отзывов. И не меньше - просьб: увеличить выпуск машин. В первую очередь таких, как ИРТ-165 и ПРП-1,6.

ИРТ-165 - это та самая "фабрика кормов", "фабрика на колесах", о которой речь уже шла. Измельчитель рулонов и тюков. Он один в состоянии запенить труд десятков человек. В хозяйствах, где ощущается нехватка рабочих рук, подобную машину только дай! Почему же спрос на нее очень часто не удовлетворяется? Отвечая на этот вопрос, директор института В. Ермачков как раз и посетовал, что у машины бывает не совсем счастливая судьба.

Вот пример такой "судьбы" Много запросов от заказчиков поступает на подборщик ГУТ-2,5А. Конструктивно он выполнен на высоком, вполне современном уровне - об этом свидетельствуют отзывы машиноиспытательных станций. Но вся "закавыка" в том, что Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР не в состоянии обеспечить машину гидроприводом. И соответственно не дает так называемого согласования на применение его" А в гидроприводе - вся соль. Встает вопрос о переходе на механический. Это - шаг назад в конструктивном отношении. Специалисты ломали голову над тем, чтобы машина была как можно лучше, современнее, и, оказывается, зря... Результат: машина уже два года как могла быть в серийном производстве, а она еще и не запущена. В чем дело? Может быть, этот гидропривод что-то вроде вечного двигателя, принципиально невозможного? Нет. Подводит нехватка мощностей, некоторых материалов. И в накладе остаются конструкторы, а главное - люди, которые ждут новую машину.

Та же история с метателем тюков МТ-1. Три машиноиспытательные станции одобрили, три министерства согласились, что пора ставить машину на производство, но сделать это не так-то легко. И три года тянется канитель. По той же причине нехватки мощностей другое Министерство - тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - не дает согласия на применение еще одного узла.

Но добиться такого согласия еще не все. Требуется согласование и на поставку. И вот бывает так: первое согласование получено, идет работа, как вдруг выясняется, что с поставкой худо. Переделывай... Меняй конструкцию, утяжеляй машину. Заново перепроверяй, заново испытывай.

Выходит, несчастливая "судьба" машины есть нечто от людей зависящее, а не свыше предопределенное. Значит, людям, за это дело отвечающим, и заботиться о том, чтобы нехваток и неувязок становилось меньше. В новейших планах, в том числе в планах Министерства машиностроения для животноводства, эти нехватки и неувязки учитываются. "Зазор" между достижениями конструкторской мысли и возможностью реализации этих достижений должен в ближайшие годы сократиться. Что тому порукой?

В Парголове, под Ленинградом, уже строится завод по производству тех самых гидроприводов, недостаточная обеспеченность которыми так усложняет своевременный выпуск некоторых очень нужных для луга машин. Когда этот завод вступит в строй, появится возможность вообще отказаться от приводов механических - они станут достоянием вчерашнего дня. Строится также еще одно предприятие, продукция которого также поможет сократить путь машины от чертежа до луга. Планируются либо находятся в стадии проектирования другие специализированные производства. И все же разговор об этом в объединении "Союзкорммаш" завершился признанием: "Надо бы, конечно, больше...".

Да. Надо больше. На этом сходятся все. Ведь речь идет о деле первостепенной важности. Надо больше, если мы хотим двигать вперед должными темпами столь важную отрасль.

...На лугах страны работают тысячи машин, созданных в институте. А здесь, в кабинете директора, вам раскроют тяжелые красочные альбомы, и вы увидите машины завтрашнего дня. Это не просто привлекательные картинки - это то, над чем люди института трудятся сегодня, неустанно совершенствуя уже созданное, создавая новое, подчас - принципиально новое. Технику, все более удобную для человека, все более производительную. И хотелось, чтобы как можно короче была ее дорога к месту назначения - на луга.

г. ФРУНЗЕ.

Опубликовано на Порталусе 28 ноября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама