Главная → ТЕХНОЛОГИИ → Новые горизонты АО "Горизонт"
Дата публикации: 24 марта 2025
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ →
Номер публикации: №1742763824
Начиная с конца 40-х годов и по сей день акционерное общество "Горизонт" (г. Ростов- на-Дону) является не только признанным "зубром" военно-промышленного комплекса, но и безусловным российским лидером в области разработки и производства навигационных радиолокационных станций (НРЛС). Аппаратура эта, как правило, двойного назначения: ее используют как Военно-Морской Флот и Федеральная пограничная служба России, так и рыбаки, торговые моряки страны. Достаточно сказать, что практически все боевые корабли, в том числе знаменитый "Петр Великий", вспомогательные суда ВМФ и более 80 процентов судов гражданского назначения, абсолютное большинство береговых постов Погранвойск РФ, охраняющих морские границы, оснащены такими НРЛС производства АО "Горизонт", как "Наяда", "Дон", "Донец", "Волга", "Лиман" и их модификации. Оборудован этой НРЛС и разведывательный корабль ЧФ "Лиман", который выполнял задачу в зоне Балканского кризиса. Стоит подобная аппаратура и на РК "Кельдин", несущем сегодня трудную адриатическую вахту. Крупнейшим поставщиком своей продукции предприятие в недавнем прошлом было и для большинства стран бывшего соцлагеря. Флот, например, Кубы на 100 процентов укомплектован изделиями "Горизонта".
Свою историю "Горизонт" ведет с тех лет, когда бешено пришпоренный второй мировой войной технический прогресс поставил на повестку дня создание в нашей стране собственных НРЛС для флота.
Из истории ОАО "Горизонт" 1947 год. Политическим и хозяйственным руководством СССР принято решение о строительстве в Ростове-на-Дону завода радионавигационной аппаратуры. 1949 год. Завод начал действовать и дал первые образцы продукции.
Завод был заложен на тогдашней окраине города, на изрытом траншеями и воронками после недавней войны пустыре. Не будем долго рассказывать, в каких муках и трудах шло становление отечественного навигационного первенца, это легко представить. Вспомним лишь, что начинался нынешний гигант с восьмидесяти сборно-щитовых финских домиков, притащенных на стройплощадку парой смирных извозчичьих меринов.
Много сотен тысяч миль оставили с тех пор за кормой суда и корабли, нащупывавшие себе путь в океанах и морях с помощью горизонтовской аппаратуры. Морские трассы остались прежними. Изменились мы, изменилось время. Новые задачи в новых обстоятельствах приходится решать и "Горизонту".
Уже в первые годы перестройки оборонное предприятие, чуть ли не на сто процентов ориентированное на выполнение заказов силовых ведомств и министерств, в полной мере ощутило на себе все коллизии нестабильного экономического периода. Правда, на почивший в бозе "Варяг" горизонтовцы еще успели поставить свое оборудование. Но печальная судьба так и не вступившего в строй нового крейсера стала своеобразным символом невеселых реалий отечественного судостроения.
Нынче кораблей стали закладывать и строить значительно меньше, соответственным образом похудел и пакет заказов у "Горизонта". Не слишком радовали завод-чан и гражданские моряки, начавшие с энтузиазмом поднимать на своих мачтах греческие, панамские и прочие иноземные флаги, отдавая суда во фрахт и утрачивая былые связи с родным производителем и обслуживанием НРЛС.
Из истории ОАО "Горизонт" 1951 год. Модернизировано первое изделие - НРЛС "Гюйс". Модернизация заключалась в оборудовании дистанционного привода антенны.
Словом, в начале 90-х "Горизонт" оказался лицом к лицу с такими незнакомыми доселе рыночными понятиями, как нерентабельность, банкротство, утрата конкурентоспособности, со всеми вытекающими из них последствиями. Предприятие было вынуждено сократить производство, отправить в так называемые долгосрочные неоплачиваемые отпуска десятки рабочих и специалистов, резко убавить расходы на социальную инфраструктуру.
Что греха таить, были дни, когда думалось, что "Горизонт" вот-вот перестанет быть самостоятельным хозяйствующим субъектом, а России придется отказаться от мысли иметь собственное мощное радиолокационное производство. Спасать положение пришлось новой, молодой и энергичной команде под руководством президента АО "Горизонт" Виталия Мазина. Не последнюю роль в ее приходе к руководству сыграло умение адаптироваться в непривычной ранее рыночной среде, искать и находить оптимальные экономические решения.
Забегая вперед, скажем:
Виталию Мазину и его коллегам удалось сделать две важнейшие вещи. Во-первых, "Горизонт", несмотря на все трудности, все-таки удержался на плаву. Во-вторых, предприятие смогло сохранить свой основной профиль - разработку и выпуск конкурентоспособной радиолокационной аппаратуры для военно-морского и гражданского флота России.
После акционирования предприятия на базе АО "Горизонт" была создана холдинговая компания, в состав которой вошли проектный институт радиолокационных систем, электромеханический и электротехнический заводы, а также предприятия, не имеющие прямого отношения к выпуску основной продукции - завод "Горизонтпромсервис", жилищно-коммунальный комплекс, бизнес-центр и прочие структуры, призванные сохранить максимально возможное количество рабочих мест, изыскать средства для расширения и модернизации основного производства. Таким образом, в основу реорганизации легли принципы сохранения основного профиля с одновременным проведением диверсификации объединения.
Из истории ОАО "Горизонт" 1962 - 1963 годы. Разработана конструкция НРЛС "Дон-3". Освоен и внедрен процесс кадмирования нержавеющей стали. Завершены государственные испытания НРЛС "Волга", начат их серийный выпуск.
Такой подход дал горизонтовцам ряд преимуществ, среди которых придание производству большей динамичности и выживаемости, удешевление единицы основной продукции, а значит, повышение спроса на нее.
Сквозь рогатки и заслоны только-только нарождающихся в России новых экономических отношений акционерному обществу приходилось да и теперь приходится пробираться не без труда. Причины тому понятны: снижение общего уровня производства в стране, в том числе и судокораблестроения, нарушение межхозяйственных связей, кризис платежей.
Из истории ОАО "Горизонт" 1972 - 1973 годы. Завод радионавигационной аппаратуры преобразован в производственное объединение "Горизонт". Навигационной радиолокационной станции "Миус" присвоен государственный Знак качества. Впервые она продемонстрирована на международных выставках в Лейпциге, Вене и Ганновере.
Есть и специфические проблемы, обусловленные особенностями сферы деятельности объединения и существующими в ней правилами. Так, возникли сложности при эксплуатации изделий "Горизонта".
Создание сети сервисного обслуживания на территории России для акционерного общества особого труда не составило, в этом отношении у него был наработан солидный опыт. В течение небольшого периода времени дочернее предприятие - производственная фирма "Торизонт-Радио-Сервис" создала более 10 сервисных представительств по всей стране.
Совсем иное дело - налаживание такого рода обслуживания за рубежом.
Понадобились годы упорного труда, многочисленные раунды сложнейших переговоров, ряд энергичных мер экономического характера, чтобы начать отвоевывать утерянные рубежи. Результат есть, и неплохой. В частности, объединению удалось наладить деловые контакты с известной сервисной фирмой из Нидерландов "Радио Холланд", имеющей свои представительства почти во всех крупных портах мира.
Из истории ОАО
"Горизонт" 1985 - 1990 годы. Указом Президиума ВС СССР за разработку и внедрение новой техники объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени. Сдан в эксплуатацию механизированный блок складов. 87 процентов изделий, подлежащих аттестации, выпускается с государственным Знаком качества. Разработка и начало серийного выпуска НРЛС "Лиман".
О полной экономической стабильности ОАО "Горизонт" говорить пока рано. Работающее в российском финансово-производственном пространстве объединение, как уже отмечалось, испытывает на себе все тяготы и невзгоды затяжного кризиса. Выпуск и сбыт основной продукции за последние годы снизился здесь на порядок. Вместо ранее выпускавшихся 1000 станций в год - сейчас около 100 единиц. Средняя заработная плата рабочих и энтээровцев составляет 700 - 1000 рублей в месяц, да и ту не всегда удается выплачивать регулярно. Естественно, такие условия не могут быть привлекательными для молодых, перспективных специалистов, поэтому проблема омоложения кадров и создания высококлассного резерва на будущее также беспокоит Виталия Мазина и его товарищей.
Однако "мозговой центр", квалифицированное ядро руководству "Горизонта" сохранить удалось. И, что важно, в сознании людей прочно укрепилась мысль о необходимости бороться за место под солнцем. Надежду на успех рождает продуманная экономическая политика, проводимая директоратом на всех этапах производства: в частности, повышение требований к проводимым маркетинговым исследованиям в области научно-технического прогресса, обеспечение серийного выпуска станций и систем на высокопроизводительном оборудовании с использованием современных технологических процессов.
Свидетельств тому, что "Горизонт" никогда не мирился и не смирится с ролью "бедного родственника", что возможные инвестиции здесь умеют использовать с толком, немало. Прежде всего это продолжающиеся, несмотря ни на что, активные работы по производству новых, более совершенных систем и аппаратов. Большую заинтересованность у деловых партнеров, к примеру, вызвало появление нового горизонтовского прибора МК-54ИС. Представляет он собой информационную систему отображения электронных карт и автоматизированного решения навигационных
задач. Чудо-аппарат позволяет иметь цветное изображение цифровой морской карты на экране дисплея, обеспечивает непрерывное отображение местонахождения корабля, линии курса и пройденного пути, производит ряд дополнительных вычислительных операций. Более того, горизонтовская новинка дает возможность вести электронный судовой журнал, выдавать справочные данные о районе плавания, проигрывать маневры уклонения от опасности. Ну чем не мечта для любого морского навигатора?
Из истории ОАО "Горизонт" 1993 - 1995 годы. Разработка и установка в ростовском аэропорту РЛС обзора летного поля "Аксай". Окончена разработка берегового комплекса проводки судов. Завершена разработка НРЛС серии "Лиман-МТ". Предприятие акционировано. На базе АО "Горизонт" создана холдинговая компания.
Надежность и долговечность продукции объединения подтверждает такой несколько парадоксальный и чисто нашенский, российский факт: хотя предусмотренный срок службы большинства станций не превышает 10 лет, многие из них служат вдвое, втрое дольше. Такой запас прочности пока выручает потребителей продукции "Горизонта" со скудными финансовыми возможностями, которые и хотели бы, да не могут своевременно заменить морально и физически устаревшую аппаратуру.
А заменять ее есть чем. Хотя и не в тех объемах, к которым готово акционерное общество и которые реально необходимы партнерам, но на флота и к пограничникам поступают НРЛС "Наяда-25 Ml", "Галс", РЛС серии "Вайгач", навигационные комплексы "Горизонт-25", береговые мобильные комплексы контроля надводной обстановки "Горизонт - БМК" и другие.
Опираясь на накопленный многолетний опыт разработки радиолокационных станций и проведя ряд исследований, здесь пришли к выводу о возможности разработки береговых комплексов "Наяда-5 МП". Они представляют интерес для портовых служб Военно-Морского Флота, обеспечивая управление движением морских объектов в контролируемой зоне, а также осуществляя контроль и обнаружение моробъектов и низколетящих целей в прибрежном районе. Помогут комплексы и пограничным службам, охраняющим прибрежные районы.
А разработанная и изготовленная на "Горизонте" береговая радиолокационная станция "Наяда-5 ПВ" не уступает по параметрам аналогичным изделиям ведущих западных фирм, в ее конструкции использовано уникальное отечественное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать решение ряда сложнейших тактических задач, а также обеспечивающее определение и классификацию обнаруженной цели - ее тип и принадлежность. Основной получатель этой БРЛС - Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
В 1999 году "Горизонт" отметил свой полувековой юбилей. Вопреки привычному в последнее время песенному "праздник со слезами на глазах" скажем: объединение с оптимизмом смотрит в будущее!
Игорь ХОХЛОВ, вице-президент ОАО "Горизонт". Подполковник Юрий СЕЛЕЗНЕВ, постоянный корреспондент журнала "Ориентир" по Северо- Кавказскому военному округу
Опубликовано на Порталусе 24 марта 2025 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK
Всероссийская научная библиотека