Рейтинг
Порталус

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943)

Дата публикации: 07 марта 2023
Автор(ы): Тамара Березина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) У книжной полки, № 4, 2008, C. 22-25
Номер публикации: №1678183061


Тамара Березина, (c)

Рахманинов С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном М.: Классика-ХХI, 2008

 

 

Никитин Б. Рахманинов. Две жизни М.: Классика-ХХI, 2008

 

 

В 1934 году в Лондоне на английском языке вышла книга мемуаров Сергея Васильевича Рахманинова. История его жизни была записана музыкальным критиком, дирижером и композитором Г. Оскаром фон Риземаном, "русским немцем", знакомым с Рахманиновым более 30 лет, еще по Санкт-Петербургу. В небольшом особняке Рахманинова в пригороде Парижа, природа которого так походила на уголок их любимой России, они провели немало дней в задушевных беседах-воспоминаниях. Когда Риземан представил сделанные им записи Рахманинову, тот поначалу воспротивился выходу книги. Сергей Васильевич был скромным человеком, его смущали восторги, которые Риземан не мог сдержать при упоминании о музыке и исполнении своего гениального друга. Рахманинову показалось, что в такой трактовке он выглядит слишком самонадеянным и "бессовестно хвалит сам себя". Но Оскар был давний знакомец и свой брат-эмигрант, он нуждался в деньгах, которые могла принести ему опубликованная книга, а доброта и стремление помочь людям были такой же неотъемлемой чертой характера Рахманинова, как скромность. Сергей Васильевич пошел на определенные издержки, вымарывая и правя целые страницы в уже набранном в типографии тексте, убирая, как ему казалось, преувеличенные Риземаном оценки своего места в мире музыки. Как бы то ни было, эта книга увидела свет и имела большой успех. В Россию, на родину композитора, она впервые дошла только спустя 5 8 лет. Ее перевод, выполненный Валентиной Чемберджи, появился в 1992 году в издательстве "Радуга". (Судя по тому, что копирайты в нынешнем издании проставлены 2008 годом, перевод и комментарии были заново пересмотрены переводчиком, а возможно, исправлены и дополнены.)

 

Уникальность этой книги в том, что с ее страниц звучит подлинный голос композитора, перемежаемый комментариями Риземана, скрупулезно собравшего все, относящееся к жизни и творчеству Рахманинова: сведения о его первых шагах в музыке, о семье, учебе в петербургской и московской консерваториях, знакомстве и дружбе с самыми выдающимися композиторами того времени, первых триумфах и поражениях, об отношении к революции 1917 года, начале эмиграции и т.п.

 

Мемуары открываются исторической справкой о роде Рахманиновых, ведущих происхождение от молдавских "господарей" Драгош, которые управляли Молдовой с XIV по XVI век. Один из них выдал свою сестру Елену замуж за

 
стр. 22

 

Ивановка. Времена. События. Судьбы Труды Музея-усадьбы С. В. Рахманинова М.: Изд-во Фонда Ирины Архиповой, 2008

 

 

 

Рахманинов в начале 1880-х годов

 

сына и наследника Великого князя Московского Ивана III, их внуку - Рахманину - обязана семья своей фамилией. Затем бесстрастная информация сменяется живым голосом Сергея Васильевича, который рассказывает о первых детских впечатлениях, все из которых так или иначе были связаны с музыкой.

 

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии. Отец его происходил из дворян Тамбовской губернии. Дед по отцу был виртуозным пианистом, выступавшим в благотворительных концертах в салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, знакомым с видными музыкантами своего времени. Рахманинову на всю жизнь запомнилась похвала деда - когда мать захотела продемонстрировать тому игру маленького Сережи.

 

С четырех лет мальчика начали учить музыке всерьез, пригласив для этого выпускницу петербургской консерватории Анну Орнатскую. Ему нравилось развлекать гостей игрой на рояле - ведь в качестве поощрения он получал конфеты. Иногда любимый рояль становился и средством наказания - мальчика сажали под него за всякие детские провинности.

 

Родители Рахманинова без конца спорили по поводу его будущности. Мать настаивала, чтобы он готовился к поступлению в консерваторию. Отец желал, чтобы его сыновья стали военными, как он сам и как дед Сергея по материнской линии - генерал. Отец часто приговаривал: "Для потомка благородного рода музыка не может быть профессией - только удовольствием". И все-таки музыка стала делом жизни Сергея Рахманинова, его профессией и судьбой. Он поступил в петербургскую консерваторию. Этому предшествовал переезд в Санкт-Петербург и развод родителей. Мать до самой своей смерти в 1929 году будет продолжать любить своего мужа. Горько тосковал по отцу и Сергей, однако это не сблизило их с матерью. Лучшим другом мальчика станет бабушка, обожавшая и баловавшая своего внука. Во время каникул она забирала его к себе в Новгород или в имение Борисово. Они вместе ходили на церковные службы, слушали духовную музыку. Этот перезвон колоколов перейдет потом в его сочинения.

 

Он рос развитым не по годам, но озорным, смешливым, щедрым на проделки, часто прогуливал занятия, полагаясь на свой талант и вдохновение, что было, по его собственным словам, лишь выражением лени. Жизнь, лишенная присмотра со стороны родителей, развила в мальчике самостоятельность и независимость, которые пригодились ему впоследствии, но на тот момент способствовали лишь тому, что 9-летний лентяй окончательно забросил учебу. Переполошившаяся мать, посоветовавшись с взрослым кузеном Сер-

 
стр. 23

 

 

С. В. Рахманинов в Калифорнии, в окрестностях Сан-Франциско

 

гея Александром Зилоти, учившимся у самого Листа, решила передать сына в ежовые рукавицы лучшего в то время преподавателя Московской консерватории Николая Зверева. И для мальчика началась новая жизнь, полная суровой дисциплины и серьезных занятий. В воспоминаниях, записанных Риземаном, подробно описываются годы, проведенные Рахманиновым на положении ученика (одного из трех) в доме Зверева.

 

Строгий Зверев относился вне занятий к своим ученикам как к родным сыновьям - одевал у лучших портных, заставлял учиться танцам, позволял пользоваться своей богатой библиотекой, призывая размышлять над прочитанным, брал с собой на все премьеры в Большой и Малый театры, где они занимали самую дорогую ложу, возил на отдых в Крым, - и всё это за свой счет. Зверевские ученики по кругозору, начитанности и воспитанности оставляли далеко позади своих сверстников. Надо ли говорить, каких успехов в музыке добивались они у такого педагога! И Сергей среди них всегда лидировал.

 

Даже спустя несколько десятилетий Рахманинов не мог избавиться от тяжелого чувства вины, рассказывая о том, как, когда ему было 16 лет, он крупно поссорился со своим учителем и тот не смог его простить. Зверев передал Сергея на попечение его близких родственников Сатиных. Сергей даже не догадывался тогда, какую роль в его дальнейшей судьбе сыграет эта семья. Лето он проводит с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое отныне становится для него любимым местом отдыха и лучшей творческой лабораторией на всю жизнь.

 

По счастью, благодаря стараниям энтузиастов-подвижников сегодня усадьба Рахманинова Ивановка восстановлена из небытия и хаоса в своем прежнем облике, и всякий желающий может ее посетить. Более того, Фонд Ирины Архиповой подготовил к изданию уникальные материалы из Музея-усадьбы - исторические документы (гербы и родословные Рахманиновых и Сатиных), воспоминания и письма современников композитора, в том числе его двоюродной сестры С. А. Сатиной, гувернантки семьи Рахманиновых И. А. Брандт, крестьян Ивановки, редкие фотографии и др.

 

Сам композитор - уже в эмиграции - с ностальгией говорил: Туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь. Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря, - там не было. Имение это было степное, а степь - это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса и т.д., от горизонта до горизонта. Часто хвалят морской воздух, но если бы вы знали, насколько лучше степной воздух с его ароматом земли и всего растущего, и не качает. Последние годы моего пребывания там, когда имение перешло в мои руки, я очень увлекался ведением хозяйства. Я прилежно работал зимой, концертами "делал деньги", а летом большую часть их клал

 
стр. 24

 

 

в землю, улучшал и управление, и живой инвентарь, и машины.

 

Не правда ли, удивительно слышать это из уст композитора, человека тонкой духовной организации, к тому же берегущего свои руки так, что даже ботинки ему застегивала жена - чтобы, не дай бог, не повредил пальцы крючками?

 

Рахманинов занимался в Ивановке не только земледелием - ему здесь хорошо писалось. Здесь он работает над Первой и Второй симфониями, симфоническими пьесами "Цыганское каприччио", "Утес", "Остров мертвых", операми "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", кантатой "Весна", вокально-симфонической поэмой "Колокола", "Литургией святого Иоанна Златоуста". Здесь он создает цикл из 12 романсов - чтобы на вырученные от их продажи деньги обвенчаться и отправиться в свадебное путешествие.

 

В 1902 году, получив разрешение у царя (как было положено при вступлении в брак с близкими родственниками), Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, с которой проживет долгую согласную жизнь, воспитав двух дочерей.

 

Об отношении композитора к Октябрьской революции хорошо известно. В декабре 1917 года, выехав вместе с семьей на гастроли в Швецию, он уже больше никогда в Россию не вернется, но будет воспринимать расставание с ней как величайшую трагедию. Не случайно все композиторские достижения его останутся в России - в эмиграции он уже ничего не создаст.

 

Свою книгу о Рахманинове Борис Никитин назовет "Две жизни", подчеркнув тем самым, что революция расколет жизнь композитора на две половины. Незадолго до смерти 70-летний Рахманинов заметит: Когда вы достигнете моего возраста, то поймете, что люди узнают о вас ровно столько, сколько вы им рассказываете. "Столько" читатель узнает из мемуаров, записанных Риземаном. Никитин берет на себя смелость узнать больше - ведь великие люди оставляют после себя слишком много такого, что не исчезает бесследно и рассказами отнюдь не исчерпывается.

 

Никитин предпринимает собственное расследование, тактично и бережно пользуясь малоизвестными документами и фактами, и проясняет многие темные пятна в биографии Рахманинова. В частности, кому посвящены некоторые из его произведений, кто излечил композитора от депрессии после провала Первой симфонии, какое место в его жизни занимали красивые женщины и просился ли он вернуться в СССР в 1943 году. Повторим, что, безусловно, это ни в коей мере не амикошонское вторжение в чужую жизнь, а всего лишь дополнительные штрихи к медальному облику гения, благодаря которым сквозь него проступает живой человек со своими страстями и борениями, отчего он становится нам еще дороже.

 

Главное же, что объединяет все три книги, - это гениальная музыка Рахманинова, которая фоном звучит в них, которую оставил нам величайший русский композитор.

Опубликовано на Порталусе 07 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама