Полная версия публикации №1676544333

PORTALUS.RU МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мусоргский → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Степан Кислов, Мусоргский [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 16 февраля 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/musical/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1676544333&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 15.01.2025.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Степан Кислов, Мусоргский // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 16 февраля 2023. URL: https://portalus.ru/modules/musical/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1676544333&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 15.01.2025).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Степан Кислов, Мусоргский / У книжной полки, № 3, 2010, C. 95-106.



публикация №1676544333, версия для печати

Мусоргский


Дата публикации: 16 февраля 2023
Автор: Степан Кислов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) У книжной полки, № 3, 2010, C. 95-106
Номер публикации: №1676544333 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Федякин С.

 

Мусоргский

 

М.: Молодая гвардия, 2009

 

 

"Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии..."

 

Бунин не случайно "Жизнь Арсеньева" начал с цитаты из древнего автора. Не только потому, что тема памяти пронизывает его произведение с первой страницы до последней. Но и потому, что каждая страница его книги - это особого рода "художественное припоминание". Похоже, автор книги о Мусоргском вполне сознательно начал с цитаты: "И с того времени невидим бысть..." Строка из стародавнего предания о граде-Китеже - тоже заставляет говорить о памяти. Только уже той, что, казалось бы, "гробу беспамятства предалась". Китеж скрылся от глаз людских, но - продолжает жить, продолжает вспоминать о себе. Ему подобной стала и жизнь Модеста Петровича Мусоргского. Автор повествует не только о его жизни, но и о "невидимости" этой жизни - и для нас, потомков, и для современников. И рассказ о детстве композитора включает в себя воспоминание о кратеньких биографиях героев из русского романа XIX века, поскольку о самом Мусоргском приходится говорить, продираясь через невероятное количество недомолвок и выдумок. И то и дело автору приходится снова и снова перепроверять скудные источники наших знаний о композиторе. Даже немногочисленные воспоминания оказываются не во всем достоверными, что, казалось бы, лишает нас всякой возможности дать полноценный образ этой редкой жизни. Но вот свидетельство о том, что юный гвардеец Мусоргский участвовал в траурной процессии в день прощания с императором Николаем I, - и воспоминание князя Вяземского об этом дне; вот хроника жизни Мусоргского, - и хроники Римского-Корсакова и Балакирева, вот письма Стасова, его переписка с Арсением Голенищевым-Кутузовым, письма Кюи, Римского-Корсакова, Балакирева; дневник Надежды Николаевны Пургольд... Не только свидетельства, но и сопоставление свидетельств. И вдруг образ композитора, образы людей, что сопутствовали ему в жизни, начинают проступать все отчетливее и яснее.

 

И тот же взгляд на творчество композитора, когда "Борис Годунов" Пушкина и Мусоргского, при сближении, заставляют яснее увидеть и каждое из этих произведений, и трагический период русской истории. Когда каталог посмертной выставки Гартмана, статьи Стасова о выставке Верещагина, стихи Голенищева-Кутузова и хроника событий ("Картинки с выставки" написаны после "верещагинского" романса "Забытый", во время создания цикла "Без солнца", в ясные белые ночи) заставляют по-новому услышать саму музыку Мусоргского. На помощь "вслушиванию" приходят документы, филология, история. За текстом либретто "Хованщины", написанным самим Мусоргским, встают те книги, те древние источники, которые изучал композитор, вживаясь в русскую историю. Понятной становится и загадочная фраза Досифея о "Гордаде", и то время в русской истории, когда люди разных сословий "шли врозь", и само колоритное словцо, которым особенно замечательно это сочинение.

 

Многие белые пятна в биографии Мусоргского останутся с нами уже навсегда. Когда автор вступает в область предположений - он оттеняет свое повествование вопросительной интонацией. Загадочный уход композитора изображен на грани истории и легенды. Из Китежа вышел его образ, в Китеж и возвратился. Потому и посмертная судьба Модеста Петровича Мусоргского столь крепко слилась с легендой о его жизни.

Опубликовано 16 февраля 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1676544333

© Portalus.ru

Главная МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мусоргский

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU