Полная версия публикации №1684755985

PORTALUS.RU МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Андрей ПЕТРОВ, Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 22 мая 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/musical/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1684755985&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Андрей ПЕТРОВ, Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 22 мая 2023. URL: https://portalus.ru/modules/musical/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1684755985&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Андрей ПЕТРОВ, Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ / "Izvestiia" Date: 04-13-1984(IZV-No.104).



публикация №1684755985, версия для печати

Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ


Дата публикации: 22 мая 2023
Автор: Андрей ПЕТРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) "Izvestiia" Date: 04-13-1984(IZV-No.104)
Номер публикации: №1684755985 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!



В последние годы во многих оперных театрах мира ради привлечения публики стали чаще, чем прежде, ставить малоизвестные, незаслуженно забытые произведения. Иной раз услышишь редко звучащую оперу и подумаешь: "Да, любопытно. И все же история ошибается не так уж часто - пожалуй, эта опера позабыта вполне заслуженно...".

Признаюсь, не без опасений ехал я в Пермь, где в Академическом театре оперы и балета имени П. И. Чайковского предстояло впервые услышать и увидеть оперу Сергея Прокофьева "Огненный ангел". Написанная в 1919-1927 годах, опера эта ни разу не ставилась при жизни композитора.

В 1966 году у нас в Ленинграде в одном из симфонических концертов под управлением Г. Рождественского отлично прозвучал третий акт оперы. И вот один из наших театров - пермский, поставил наконец "Огненного ангела".

Скажу сразу: опера не только отмела все сомнения и убедила в том, что она достойна сцены, - впечатление от спектакля оказалось ошеломляющим. Музыка огненных страстей захватывает выразительной, глубокой распевностью. Слух профессионала порой улавливает интонации, подхваченные и развитые Прокофьевым в его последующих произведениях. Но сколько здесь моментов неповторимо прекрасных, оставшихся достоянием лишь этой партитуры! А какой оркестр: сверкающий тысячью красок, психологически чуткий, дающий возможность услыхать все изгибы вокальных партий.

Действие "Огненного ангела" развертывается в Германии XVI века, и написана опера в значительной части во время пребывания Прокофьева в этой стране. Но пои всей своей правдивости в обрисовке быта и национальных характеров это - русская музыка о Германии, как, скажем, русской поэзией об Испании был "Каменный гость" Пушкина.

Почему же музыкально-сценическое произведение, полное столь несомненных достоинств ("чтобы дать такие образы... надо созреть до полной гениальности", - писал автору, познакомлен с оперой в 1928 году, его друг, выдающийся советский композитор Н. Р. Мясковский), так долго пробивало себе дорогу на сцену? Дело здесь в сюжете. Он заимствован из одноименного исторического романа Валерия Брюсова, повествующего о трагической судьбе несчастной Ренаты, нервно впечатлительной и неуравновешенной, которую посещали мучившие ее видения, за что она, невинная, была сожжена на костре инквизицией. Но дело ведь не только в том, каков объект произведения, но и в том, как он изображен.

Театр внес в либретто оперы ряд редакционных изменений, стремясь освободить его от драматургических противоречий и символических неясностей. В целом они делают произведение яснее и доступнее, усиливая его гуманистическое звучание.

Спектакль осуществлен главным режиссером пермского театра народным артистом РСФСР Э. Пасынковым в реалистической манере. с точной разработкой характеров и тщательной психологической мотивировкой каждого драматургического события. Фантазия и мастерство постановщика особенно впечатляюще раскрылись в последнем действии - в грандиозной массовой сцене.

Партитура Прокофьева не принадлежит к числу "самоигральных": для того чтобы прозвучать достойно, она должна быть вдумчиво отрепетирована. Работу по музыкальному руководству спектаклем успешно выполнил позлащенный из Минска главный дирижер ГАБТа Белоруссии А. Анисимов. Спектакль, который я слушал, уверенно и усеченно прочел молодой, но обладающий уже значительным опытом дирижер пермского театра В. Платонов. На большой высоте хор, руководимой В. Васильевым и Т. Филатовой.

Оформление, благородное по вкусу, соединяющее монументальность со строгим лаконизмом деталей, выполнили художники Молдавского оперного театра В. Окунев и И. Пресс.

В прекрасном актерском ансамбле выделю интерпретаторов главных партий. Среди них - заслуженная артистка РСФСР С. Чумакова, в чьем исполнении роли Ренаты проникновеннейшее пение и выразительная сценическая игра образуют редкую гармонию: заслуженный артист РСФСР Ю. Горбунов, обладатель - сочного баритона, наделивший своего героя, благородного рыцаря Руппехта, большим человеческим обаянием; народный артист РСФСР В. Турчанис (инквизитор) .

Спектакль, на котором я присутствовал, - шестой после премьеры. Зал был полон, и по настороженной тишине, по живой реакции публики на происходящее чувствовалось, что это серьезная и подготовленная аудитория. У пермского театра - давние и превосходные традиции. бережно сохраняемые и разеваемые. Театр пользуется в городе пристрастным вниманием и крепкой, действенной любовью. Вот один лишь, но весьма показательный факт. После представления, выходя из фойе, я удивился скоплению автобусов, в строгом порядке разместившихся на площади перед театром. Оказалось, машиины городских маршрутов, прежде всего тех, что связывают центр с отдаленными районами, заранее оповещенные о часе окончания спектакля, подъезжают к театру, чтобы развезти по домам его посетителей. Опыт, заслуживающий распространения!

В Перми впервые в нашей стране проводится -прокофьевский Фестиваль. В него наряду с поставленными ранее балетами великого композитора и его гениальной оперной эпопеей "Война и мир" (которая идет здесь в первоначальной версии, рассчитанной на два вечера) включен и "Огненный ангел". По-хорошему завидую гостям художественного праздника, которым предстоит открыть для себя замечательное творение.

Андрей ПЕТРОВ, народный артист СССР, председатель правления Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР.

Опубликовано 22 мая 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1684755985

© Portalus.ru

Главная МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU