Хабаровской краевой филармонии - 60 лет. Геннадий Потылицын, директор Хабаровской краевой филармонии: "Только вперед! С надеждой на лучшее"...

' > Хабаровской краевой филармонии - 60 лет. Геннадий Потылицын, директор Хабаровской краевой филармонии: "Только вперед! С надеждой на лучшее"...

' > Хабаровской краевой филармонии - 60 лет. Геннадий Потылицын, директор Хабаровской краевой филармонии: "Только вперед! С надеждой на лучшее"...

'> Хабаровской краевой филармонии - 60 лет. Геннадий Потылицын, директор Хабаровской краевой филармонии: "Только вперед! С надеждой на лучшее"...

' /> Хабаровской краевой филармонии - 60 лет. Геннадий Потылицын, директор Хабаровской краевой филармонии: "Только вперед! С надеждой на лучшее"...

' />
Рейтинг
Порталус

Хабаровской краевой филармонии - 60 лет. Геннадий Потылицын, директор Хабаровской краевой филармонии: "Только вперед! С надеждой на лучшее"...

Дата публикации: 12 февраля 2014
Автор(ы): Сергей ДУДКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1392197231


Сергей ДУДКИН, (c)

Недавно Хабаровская краевая филармония отметила свой шестидесятилетний юбилей. И заслуженный работник культуры России Геннадий Андрианович Потылицын имеет к нему самое непосредственное отношение как по должности, так и по судьбе: как-никак уже 20 лет возглавляет он эту творческую организацию, играющую заметную роль в культурной жизни города и края. А всего же Геннадий Андрианович (за плечами которого и военная, и артистическая, и спортивная карьеры) разменял на сем славном поприще третий десяток, успев поруководить в свое время, до приезда в краевой центр, еще и филармониями в Ижевске и Кемерове. Привела же его сюда, по собственному утверждению, дальневосточная романтика...

- ...Давно это было, а помнится - будто вчера. Еще когда морскую практику на крейсере "Киров" проходил, будучи курсантом Военно-морского училища имени Дзержинского в Ленинграде, решил: вернусь на Дальний Восток обязательно. Жаль, послужить долго не довелось: музыка увела на другую стезю. Направили меня после "дзержинки" в Омское речное училище на командную должность, а там через дорогу - музыкальное. Отучившись там, подал рапорт на увольнение и стал солистом-вокалистом местной филармонии. Так что в Хабаровск приезжал уже на гастроли. Первая любовь переросла в зрелую, осмысленную - ту, что навсегда, поэтому сегодня с полной уверенностью в испытанной временем правоте заявляю: наш город - один из самых интересных в провинции как по архитектуре, так и по живописнейшей расположенности на берегах Амура-батюшки. Где еще такая могучая, своенравная, истинно русская река? Пожалуй, только в Нижнем Новгороде. Каюсь, здешний край мне глубоко по сердцу. Поэтому и считаю себя если не коренным дальневосточником, то уж прирожденным точно.

- Что ж, 20 лет, прожитых в Хабаровске, дают вам на это право. А что изменилось с тех пор, когда вы впервые ощутили себя здесь своим?

- Перемен много. И в большом, и в малом. Когда я вступал в должность директора, в кабинете были только стол и стул на шатких ножках. Теперь вы можете убедиться, насколько современно, включая материально-техническое обеспечение, обустроена филармония сегодня. У нас появился свой концертный зал, капитально отремонтированный, что называется, собственными руками. На сцене концертного зала - два рояля "Стейнвей". От Урала до Японии таких уникальных инструментов и в помине нет нигде. В 82 - 85-м годах были созданы 22 творческих коллектива, из которых сегодня активно функционируют 12. Другие филармонии практически развалились или, в лучшем случае, занимаются лишь "прокатом" гастрольных групп. То есть мы содержательно в свое время работали, команда единомышленников сложилась исключительно боевая, работоспособная и целеустремленная - дружная, одним словом.

- Нынче почему-то больше принято советское прошлое представлять в иных - мрачных красках, предпочитая именно минорные интонации. Вам оно видится как прекрасное далеко?

- Ну а зачем же дегтем его мазать? Каждая история благодатна по-своему, сама по себе. И феодальный строй прогрессивнее рабовладельческого. Так что сегодня немного сложнее, чем в те так называемые трудные времена. Хоть и говорят, что партцензоры не давали дышать творческим личностям полной грудью, зажимали любую свежую идею, мысль, отчего многие видные деятели культуры были вынуждены бежать за желанным глотком свободы на Запад, но где сегодня Искусство, где великие достижения, когда уже можно все, почему плетутся в хвосте у Европы всей кино, театр, музыка? Что стало, к примеру, с "Мосфильмом", сильнейшей прокатной организацией, ставшей полнейшим ничто, выдающей "на-гора" порнуху, "чернуху", серятину? Да, люди получили свободу, но от чего? От возможности ходить в кино, на концерты?.. Да и не все тогда было так уж плохо. Я, допустим, с благодарностью вспоминаю первого секретаря крайкома партии Алексея Клементьевича Черного. И мне именно посчастливилось поработать под его руководством лет, наверное, восемь. Мы действительно были уверены в завтрашнем дне, зная, что каждый год нам приносит 200 квадратных метров жилья. А что это такое? Во-первых, куда успешнее решался вопрос комплектования творческих кадров, поскольку артисты, в основном, приглашались на работу в филармонию из западных районов, где имелись консерватории, не окончив которые, трудно стать профессиональным певцом или музыкантом. Сейчас жилья у меня нет. А какая была материально-техническая база! Я уже сказал о двух "Стейнвеях", концертном зале, так ведь филармония имела еще и 24 автомобиля - целый автопарк. И это все в те, трудные, времена. Трудно работалось тем, кто не хотел работать. Так таким, в основном, трудно и теперь.

- Что же вас беспокоит сегодня более всего?

- Не нравится мне тот анархизм, который принимается за демократию. Вот если бы элементы анархии дикого рынка убрать, было бы нормально. Но и в этом случае сидеть сложа руки не собираемся. Работаем не только на будущее, но и на сегодняшнее.

- Тогда чем же может похвастаться филармония, перешагнувшая свой шестидесятилетний рубеж, но не особо, по вашим словам, уверенно глядящая в будущее?

- Я бы сказал не так. Есть временные трудности, которые и будут преодолены. Надежда умирает последней. Поэтому недавно мы сумели создать два интереснейших, крупнейших коллектива: ансамбль камерной музыки "Глория", где под руководством Елены Ореховой работают 16 высокопрофессиональных музыкантов, и наша гордость - детская филармония "Золотой ключ", которой руководит Игорь Бардосов. Аналогов последней в России практически нет. Есть подобный организм в Екатеринбурге, но в работе мы несколько различаемся, поскольку используем такие педагогические приемы, как изучение английского языка, постановки англоязычных программ, концертных и театральных, преподавание музыкальных дисциплин. Здесь работают самые известные в крае профессора. Проводим регулярно цикл новогодних елок, других, порядка 110, детских мероприятий. Идея проста: сегодня начинающий артист - ребенок, завтра - подросток, а послезавтра - подготовленный зритель в концертном зале. Вот почему я считаю, что детская филармония - наша самая большая победа в эти тяжелые дни.

? А как же такой довольно известный не только в крае, но и далеко за его пределами ансамбль "Дальний Восток", его-то "самочувствие" в порядке?

- Да, действительно, нам и его удалось сохранить, не распустить, исходя, как это принято почти повсеместно, из финансовых соображений, даже усилить. Недавно он сделал новую программу, сейчас работает над следующей. Появился очень интересный художественный руководитель, директор молодой в коллектив пришел. В общем, нормально все, есть чем похвастаться.

- Ну а проблемы, куда ж мы без них?

- Так они были и будут всегда. Мы и созданы для того, чтобы их решать. Кадры определяют все - так, кажется, говорили при социализме. О финансировании уже не говорю. Главное - сокращается концертное обслуживание по краю. Проездные документы стали настолько дорогими, что я не в состоянии отправить никакую группу в районы Крайнего Севера, на отдаленные "точки". А при социализме они как раз были под особым надзором и прицелом партийных органов. Нас очень, мягко говоря, журили, если мы хотя бы раз десять не побываем в поселке Арка, самой северной точке Аяно-Майского района, вТугуро-Чумиканском. Полины Осипенко районах. Мы уже не только их практически не обслуживаем, но и до Комсомольска-то не всегда доезжаем. Да и, что греха таить, нынче вообще там люди плохо ходят на концерты. Не до жиру, когда получку вовремя не выплачивают и есть куда более важные вещи по сравнению с духовной пищей.

- Например, хлеб наш насущный?

- Именно. Билеты-то вон какие дорогие стали. Мы просто вынуждены сузить географию гастролей. Дотируются деньги только на зарплату. На командировки, на хозяйство - нет. Чего ни коснись - одни дырки в кармане, где из всех приобретений лишь вошь на аркане.

- Выручают "десанты" столичных гастролеров, эстрадных звезд, на которые пока неохотно, но все-таки народ идет?

- Скажем так: поддерживают огонь в топке. Ведь сегодня можно без проблем скачать музыку на телефон 2013 и не платить за билеты на концерт. Поэтому главным все равно остается финансирование из краевого бюджета. За счет же гастролеров "питаемся" процентов на 40. И опять-таки, есть ностальгия по прежним временам, когда имелась реальная возможность пригласить и хор имени Пятницкого, и ансамбль танца Моисеева, и даже Большой театр, не говоря уже о Малых, Ермоловском, Вахтанговском, "Современнике"... Сотенные коллективы приезжали в Хабаровск!.. 82-й год, 50 лет Комсомольску-на-Амуре - в программе участвовали 820 артистов. Нынче же и 15 привезти накладно. Они еще ничего не сделали, а им только на дорогу более 40 миллионов собери у зрителей, чтоб хотя бы частично компенсировать это дело. С другой стороны, ущербность ситуации проявляется и в том, что мало приезжает в глубинку артистов филармонического жанра. Год назад была на гастролях Елена Образцова, сейчас собирается, лауреаты международных конкурсов не прочь посетить Хабаровск. Хотя бы раз в месяц необходимо выдавать классику, а получается только раз, от силы два в год заявлять в программе концерты такого рода. А почему? Не Алла Пугачева - билеты-то одинаково дорогие. Срываются концерты Апиной, Метова. потому что народ понимает: мода на них прошла, а искусства там не было и нет. А здесь же ясно: искусство великое, но не по карману. Ведь на филармонические концерты ходят отнюдь не толстосумы, не "новые русские". Поэтому такие гастроли неоправданны. Бывает, сэкономим где-то деньги или краевая администрация поможет, тогда концерт еще - может быть! - и состоится. В противном случае - увы.

- Отсюда, по всей видимости, и пробелы в военно-шефской работе, столь популярной опять-таки в приснопамятные советские времена?

- Ну, раньше это было, во-первых, почетно, за поездки в воинские части звания давали. Была, конечно, в какой-то мере и обязаловка. Хотя и особого давления "сверху" мы не испытывали: имелась совершенно иная жизненная установка - помочь солдатам скрасить их досуг, сделать его более насыщенным, предметным, что ли. Все ж мы вышли из солдатской шинели. Поясню на таком примере. Был когда-то в Георгиевке директором клуба один энтузиаст своего дела. 120 километров от Хабаровска, а у него гастролировали все филармонические коллективы, даже хор имени Пятницкого побывал. Не стало человека, и дело умерла вместе с ним. Так и здесь: не тот теперь уровень работников культуры на местах. И в армии тоже. А ведь мы дружили и с пограничниками, и с пэвэошниками, и с летчиками... Теперь выездов практически нет. "Последним из могикан", Энтузиастом с большой буквы, с которым мы по-прежнему тесно, плечом к плечу, сотрудничаем, остался, пожалуй, лишь начальник ОДОРА полковник Корнейчук Михаил Иванович. Сегодня - повсеместно! - отношения строятся исключительно на деньгах. Была обязаловка, светило звание - служивый люд обслуживался, а минули дни золотые - и опустевшую нишу заполнить стало нечем. Приезжает Миша Шуфутинский, мы ему: давай-ка поезжай туда-то и туда-то, мы тебе справочку в Министерство культуры отпишем будь здоров, дескать, старался в поте лица. А он: сначала вы давайте-ка мне 10 тысяч долларов, тогда посмотрим. Рынок! Желающих на выезды днем с огнем не найдешь. Своими силами работаем, и только. Есть у нас замечательный чтец-декламатор Ирина Петровна Никифорова. Заслуженная артистка России, она провела порядка тысячи шефских концертов за последнее десятилетие. Есть и другие люди. Такие, как Вячеслав Соболевский, художественный руководитель, Маргарита Борисовна Александрова, мой заместитель. Но они, что называется, старой закваски, для которых слово "надо" заменяло "нет". Таких, к счастью, большинство, ибо нет в филармонии случайных людей. Таким вот, извините за грубое сравнение, сжатым кулаком и работаем. Пока удается.

- Ну а каковы перспективы роста, развития на грядущее пятилетие - до следующего юбилея?

- У всех творческих коллективов одна перспектива - не развалиться, выжить, удержаться на плаву и не погаснуть... Не хочу спугнуть надежду, но на будущее лето все-таки ждем на гастроли Большой театр. От многого зависит эта акция. И от денег - сумеем ли их раздобыть, и от того, состоится ли поездка театра в Японию. Поскольку однозначно - самим такие гастроли нам не поднять. Деньги определяют все. Но мой девиз - "Только вперед!". И - "Не останавливаться на достигнутом!". Сумели выжить в "застольное" время, сумеем и в смутное. Чего и вам. "Суворовскому натиску", желаю!

Опубликовано на Порталусе 12 февраля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама