Рейтинг
Порталус

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ (ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Дата публикации: 09 сентября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1441789222


Музыкальное мышление включает в себя работу памяти, художественный вкус, творческую волю, а также эмоции. Обращения к теме эмоций в музыкальном мышлении диктуется нуждами исторического и теоретического музыкознания, музыкального анализа в целом, когда предметом изучения становится музыкальный образ, который формируется вследствие напряженной мыслительной работы композитора, исполнителя, слушателя; в этом процессе художественным эмоциям принадлежит первостепенная роль. Возникает познавательная ситуация - необходимость выявления роли эмоций в музыкальном мышлении. Одновременно становится очевидным, что решение данного вопроса под силу лишь комплексному подходу, где важную роль должна сыграть музыкальная эстетика, опирающаяся на философскую гносеологию и онтологию, психологию искусства и т.д.

Музыкально-художественное (или просто - музыкальное) мышление многоплановый творческий процесс, опирающийся на область музыкального сознания, где слитно "работают" воображение, память, творческая воля, эмоции. Поэтому вопрос о музыкальном мышлении не может быть удовлетворительно решен без выявления роли эмоций в творческом акте. Необходимо отметить, что сами эмоциональные процессы, происходящие как в момент творчества, так и восприятия, неоднородны, что, как показывает практика, служит источником дополнительных трудностей в деле их изучения как эстетикой, так и психологией искусства и музыкознанием. Трудности эти терминологического порядка, когда психические процессы, инициирующие эмоции (это потребности и чувства) и сами переживания этих чувств - художественные эмоции - неправомерно отождествляются: это психические процессы разных уровней художественного познания, где художественные чувства выступают как родовое понятие, а художественные эмоции - как видовое. Не составляют исключения и музыкальные эмоции и чувства, приобретающие здесь специфический для музыкального искусства характер.

Понятие "художественное чувство" в искусствоведении обычно означает вкус, чутье. В психологии ему соответствует то, что называют "творческой задачей", "художественной установкой". В музыкальной же науке термин "чувство" используется в специфическом значении, характеризующем имманентные, узко музыкальные процессы: "чувство нагнетания", "чувство разрешения", "чувство формы" и др., содержащие в себе эмоциональные компоненты, возникшие в процессе музыкального мышления. Каков же генезис эмоциональных явлений в музыке?

Имманентные музыкально-художественные чувства опираются на художественные и далее - на эстетические потребности с их зарядом энергии, стремлением обрести символическую, знаковую форму. Творческая работа композитора и превращает эстетическую потребность в художественную, которая, благодаря найденной художественной форме, как своего рода психологической "ситуации", становится художественным чувством в виде многообразных динамических образований, инициирующих поиск средств воплощения первоначального образа - замысла. Подобный поиск (темпа, тембра, гармонии и т.п.) на экране сознания обнаруживается в виде гаммы эмоциональных состояний. Художественные эмоции разных уровней целостности венчают этот процесс. Эстетическая и художественная потребности имеют разлитый, аморфный характер, лишены предметности, своего "адресата". Художественные же чувства обладают предметностью, реализуясь в художественных эмоциях, внешне обнаруживающих себя в виде развертывания художественных чувств, определяющего параметры становления художественной формы. Содержательная сторона подобных "чувствований", эмоций зависит от характера художественных представлений, с которыми они слиты, степени их насыщенности жизненным содержанием. Сами художественные представления, как чувственные образы действительности, не способны к развитию. Этой способностью в высшей степени ярко наделено эмоциональное "сопровождение" представлений, которое составляет тот пласт художественного мышления, который иногда называют "эмоциональным мышлением" (3; 100) и которое выглядит в субъектном плане как движение эмоций. Это обстоятельство приводит иногда музыковедов к своеобразному "эмоциентризму", когда основой содержания музыки считают не воплощенный и художественно преобразованный в ней действительный мир, а передачу эмоциональных состояний человека (1; 14), когда "музыка сообщает нам прежде всего об эмоциях" (4; 142).

В творческом процессе эмоциональное сопровождение имеет свои уровни, структуру. На практическом уровне мышления, когда творческие действия контролируются вещами-оригиналами, эмоции - "единственное, что выступает здесь в роли обратной связи результата и цели" (2; 187). В музыке это оперирование звуками, их тембром, акустические и динамические эффекты и т.п. Это дообразный уровень оперирования художественными представлениями. Уровень же образный характеризуется художественными эмоциями разной степени обобщенности. И, наконец, уровень понимания, как высший уровень постижения смыслового содержания музыки, характеризуется эмоциями самой высокой "пробы" - эстетическими.

Какова структура эмоционального мышления в творческом процессе? Данная структура включает в себя как эмоции содержания, так и формы. Первые выступают как необходимый компонент художественных представлений, как проводник художественных смыслов, обнаруживает себя как реакции на воплощенный в музыке внешний мир. С другой стороны, эмоции служат самим предметом художественного отображения: в них обнаруживается вся богатейшая палитра содержания внутреннего мира людей.

Различаются музыкальные эмоции и по их отношению к форме. Эмоции формы включают в себя интеллектуальные эмоции как реакции на новизну, развертывание элементов внешней и внутренней формы. В основе интеллектуальных эмоций лежит рефлексия, обдумывание композитором художественного результата, его оценка. К эмоциям формы относятся также эмоции, регулирующие направленность формы на создание целостного эмоционального эффекта. Это регулятивные эмоции, осуществляющие обратную связь в творческом процессе между образом-замыслом и реальными действиями по его воплощению в целостном музыкальном образе. Регулятивные эмоции выглядят как "поощрение"и "наказание" (удовольствие и неудовольствие), как вывод: "то - не то", "верно - не верно" и т.п.

Характер эмоциональных эффектов в музыке зависит: 1) от качества художественных чувств, в которых интегрирован опыт эстетических отношений композитора к миру, носящих лирическую, драматическую и другую окраску; 2) от предмета отражения, который может находиться как во внутреннем мире художника (интимный мир его чувств), так и во внешнем (природа, мир людей). Отсюда и разница в протекании лирических эмоций (выразительное начало) и, например, эмоций, возникающих в процессе воплощения образов природы. В случае лирики эмоциям свойственна неудержимость, непосредственность. В пьесе же изобразительного характера основную содержательную роль играют эмоционально окрашенные представления зрительные, слуховые и др. о воплощаемом предмете. Поэтому роль художественных эмоций в музыкальном мышлении неодинакова в музыке выразительной и изобразительной. Опора на изменчивый, прихотливый мир чувств в первом случае и подчиненность художественным представлениям, отсутствие динамизма, свободы протекания эмоций, определяющее некоторую схематичность формы - во втором.

Резюмируя сказанное о художественных эмоциях в музыкальном мышлении, можно утверждать, что их роль не ограничивается лишь ролью сопровождения содержательных смыслов. Эмоции - неотъемлемая часть результата мыслительного процесса в музыке - художественного образа, определяющая динамику его становления и содержательность.

Опубликовано на Порталусе 09 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама