Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА есть новые публикации за сегодня \\ 02.12.20


ПОКРОВИТЕЛЬСТВО СЕМЬИ РОМАНОВЫХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX века

Дата публикации: 22 января 2020
Автор: ШВАРЦ А.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Новая и новейшая история, 2001, №6
Номер публикации: №1579697893 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ШВАРЦ А., (c)

найти другие работы автора

Покровительство императрицы Марии Федоровны (1759-1828) и ее невестки, великой княгини Елены Павловны (1806-1873), помогло поднять русскую музыку в 1820-1880-е годы до уровня европейской музыкальной жизни, наладило политические и социальные связи между торговым сословием России и Европы. Благоприятные тарифы, налоги и щедрые государственные субсидии, называемые "заемами", стимулировали развитие музыкальной промышленности и побуждали западных промышленников создавать фабрики по изготовлению клавишных инструментов в Санкт-Петербурге. Особенно нужно отметить фирмы Федора Федоровича Дидериха, основанную в 1810г., Иоганна Фридриха Шредера, созданную в 1818 г., Германа Лихтенталя, возникшую в 1840 г., а также Якова Давыдовича Беккера, основанную в 1841 г. 1 Все эти фирмы дожили до самой революции. Промышленники нанимали квалифицированных рабочих и снабжали местный рынок недорогими инструментами. Например, в 1840 г. Беккер и Лихтенталь стали выпускать кабинетный рояль небольшого размера всего за 600 руб., а в Европе он стоил вдвое дороже 2 . Специальные законы, вступившие в действие в 1822, 1824 и в 1841 гг., защищали производителей фортепиано в России от иностранных конкурентов, в результате чего российские фирмы стали монополистами в пределах империи. В 1810-1860-х годах европейские предприниматели открыли более 30 мастерских по изготовлению пианино и роялей в Москве и Санкт- Петербурге.

Постоянный рост производства фортепиано шел одновременно с развитием учебных заведений, в которых девушки из дворянских и купеческих семей могли изучать теорию музыки, вокал и игру на фортепиано. Такого рода заведения, которые давали музыкальное образование женщинам, в тот период за пределами России были редкостью. Императрица Мария Федоровна ввела занятия музыкой в трех заведениях, созданных Екатериной II - в Мариинском институте, в Институте благородных девиц (Смольном институте) и в Учительском институте св. Екатерины (Екатерининском институте). Николай Греч, биограф Александра I, выразил мнение многих реформаторов в области образования, отметив, что "заведения для воспитанниц процветали под благосклонным покровительством императрицы Марии Федоровны" 3 . Семья Романовых выделяла средства на музыкальную подготовку в этих заведениях и назначала учителей.

Указом от 12 ноября 1796 г. Павел назначил свою жену, Марию Федоровну, директором Смольного института 4 . На следующий год она стала управляющей фондами, выделяемыми на организацию и содержание Мариинского и Екатерининского институтов. Она немедленно наняла итальянского композитора и оперного дирижера Каттерино Кавоса преподавать вокал и фортепиано, а также следить за общей музыкальной подготовкой воспитанниц. Специальным указом Павел включил музыкантов в число наиболее ценных иностранных специалистов, нанимаемых на службу в семью Романовых или в дворянские поместья для обучения крепостных музыкантов.

После Отечественной войны 1812 г. музыкальные фонды продолжали расти. Архивные свидетельства,


Шварц Анна - профессор факультета изобразительных и исполнительных искусств колледжа Баруха при Университете Нью-Йорка.

1 Журнал различных предметов, т. 2. М., 1805, с. 57. См. также: Swartz A. The Romanov Family's Patronage of Music, 1820-1880.-Encomium Masicae: a Festschrift in Honor of Robert J. Snow. Stuyvesant (N.Y.), 1997.

2 Journal de St-Petersburg 24 May / 5 June 1841, p. 1161.

3 Греч Н. Биография императора Александра I. СПб., 1835, с. 54.

4 Хронологическия начертания деяний блаженныя памяти государыни императрицы Марии Федоровны в пользу состоявших под высочайшим ея покровительством заведений. СПб., 1836, с. 5.

стр. 190


взятые из финансовых реестров, указов и официальных биографий, говорят о том, что в 1816 г. Мария Федоровна выделила на содержание Смольного, Мариинского и Екатерининского институтов по 10-15 тыс. руб. каждому 5 . К денежному покровительству семьи Романовых прибавились значительные субсидии министерства финансов. Финансовые отчеты за 1828 г. показывают, что каждый из женских институтов получал ежегодно более 60 тыс. руб. из средств императрицы. Дополнительная сумма в 15 тыс. руб. шла на поддержку обедневших выпускниц 6 .

Общая сумма, выделенная на три института, в 1828 г. составила около 200 тыс. руб. что примерно соответствует ежегодному правительственному кредиту трем среднего размера коммерческим предприятиям Санкт-Петербурга, таким, как заводы И. Щукина и И. Дьяконова 7 . Общий фонд, включавший средства, выделяемые на музыку, учебные заведения, больницы и приюты для военных сирот, составил в 1828 г. почти 1280 тыс. руб. ассигнациями 8 . Для сравнения скажем, что огромные владения коллекционера живописи графа Строганова, владевшего 15 тыс. крепостных, были оценены в 1125 тыс. руб. ассигнациями, что по первоклассным арендным расценкам на 1800 г. составляло 75 руб. за душу. Общая сумма денежных фондов, выделявшихся Марией Федоровной на благотворительность, действительно была огромной - примерно 292,5 тыс. долл. 9 На музыку она ассигновала 16% от общей суммы, остальные средства шли на содержание больниц и сиротских приютов.

Сколько получал каждый в отдельности придворный музыкант, трудно установить по документам. Имеющиеся сведения говорят о том, что они также получали щедрые правительственные кредиты - "заемы" из дворянской казны. Часто придворные музыканты получали дополнительные суммы денег, равные тем, которые выплачивались государственным советникам или должностным лицам. Один из певцов при дворе Екатерины II, Иван Павлов, получал в год 100 руб. серебром - сумма, равная заработку местного должностного лица. Придворному певцу удалось накопить за два года 3,5 тыс. руб. из правительственных кредитований, в то время как губернатор провинции зарабатывал 1 тыс. руб. в год 10 .

Во времена правления Александра I и под его царским покровительством труд музыкантов щедро оплачивался. Дмитрий Бортнянский (1751-1825), директор императорской капеллы, и Кавос, директор русского императорского оперного театра, могли получать годовой кредит до 20 тыс. рублей. Эта цифра основана на заработках придворного дирижера Джованни Баттисты Локателли (1713-1790), служившего при Екатерине II. Другие придворные музыканты также зарабатывали значительные суммы за счет публичных выступлений. Мария Агата Воловская Шимаиовская, пианистка при дворе Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны (1779-1826), заработала 10 тыс. руб. только на серии концертов в зале филармонии в 1827 г. 11Сумма равна годовому правительственному кредиту, выдававшемуся государственному советнику князю И.В. Одоевскому.

Александр I, который сам любил играть на скрипке, содержал общество любителей музыки, в его составе было 200 человек, и меньший по размеру смешанный хор, L'Academie du Chant, который пропагандировал сочинения для хора Гайдна, Глинки и Бортнянского. Эти два музыкальных общества, имевшие еженедельную аудиторию в 700 человек, внесли значительный вклад в участие России в общем европейском репертуаре.

Двумя императорскими указами от 4 декабря 1828 г. Мария Федоровна перевела свое денежное состояние двум членам семьи Романовых: императрице Александре Федоровне и великой княгине Елене Павловне, продолжившим благотворительные традиции Марии Федоровны. Дочь князя Павла Вюртем-бергского Елена Павловна в 1824 г. обвенчалась с великим князем Михаилом Павловичем (1798- 1849), младшим братом Николая I. В Одессе, Казани, Варшаве, Иркутске Елена Павловна создавала женские больницы и профессиональные и технические школы для девушек из дворян и из купеческих семей. Ее покровительство благотворительным и культурным заведениям было наиболее действенным в период "великих реформ", в десятилетие после Крымской войны 1854-1855 гг.


5 Там же, с. 39.

6 Жизнь в бозе почившей государыни императрицы Марии Федоровны. М., 1829, с. 12-16.

7 Филимонов Д. Кредитные учреждения московского воспитательного дома. - Русский архив, 1876. N 3, с.265-276.

8 Несколько слов на память в бозе почивающей императрице Марии Федоровне и о ведомстве ея учреждении. СПб., 1885, с. 7.

9 International Monetary Conference Held. In Compliance with the Invitation Extended to Certain Governments of Europe by the Government of the United States, in Pursuance of the Second Section of the Act of Congress of February 18, 1878, in Paris, in August 1878, Under the Auspices of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of France. Washington, 1879, p. 584-585.

10 Kahan A. The Plow, the Hammer, and the Knout. An Economic History of Eighteenth-Century Russia. Chicago- London, 1985, p. 317, 355.

11 Composers Born Between 1700 and 1799; Instrumental, Voice, or Combines. Maria Agata Wolowska Szymanowska. Ed. by М. Furman Scheifer and S. Glickman. New York, 1997.

стр. 191


Благодаря активному участию Елены Павловны и ее покровительству санкт-петербургскому Русскому императорскому музыкальному обществу выдвинулся Антон Рубинштейн. В 1858 г. в Михайловском дворце, доме великой княгини, открылась музыкальная школа. В 1862 г. эта школа, тогда в ней учились всего 20 студентов, получила звание Высшей музыкальной школы - консерватории и Рубинштейн стал ее первым директором. Официальным указом, вышедшим после того, как заведение выработало свой устав, правительство узурпировало право назначать членов совета директоров из государственных сановников, без согласования с Рубинштейном и профессорами консерватории, следить за проведением всех экзаменов и утверждать кандидатов на сдачи выпускных экзаменов. Этот указ явился причиной разрыва между Рубинштейном и его благодетельницей. В 1867 г. Рубинштейн подал в отставку. После назначения Николая Зарембы (1821-1879) временно исполняющим обязанности директора и замены немецкой терминологии на уроках музыкальной теории на русскую Елена Павловна продолжала финансовую поддержку консерватории. Отчеты о ее пожертвованиях показывают, что она внесла 13,5 тыс. руб. на нужды консерватории и 3,5 тыс. руб. на нужды Русского императорского музыкального общества 12 . Около 60% от общей суммы было выделено на студенческие стипендии, так как ежегодная плата за обучение в 100 руб. была весьма значительной суммой. В 1861 г. средний доход в России составлял 71 руб., в то время как во Франции он достигал 150, а в Соединенных Штатах - 450 руб. 13 Помимо Рубинштейна Елена Павловна также поддерживала и других именитых русских композиторов. Например, она предложила финансовую помощь композитору и критику Александру Серову (1820-1871) после постановки в Мариинском театре его первой оперы "Юдифь" в 1861 г.

Хотя мы должны быть очень осторожны в интерпретации данных, связанных с русской экономикой и рублем в XIX в., все же можно сделать некоторые выводы. Во-первых, к 1830 г. музыканты, находившиеся под царским покровительством, во многом достигли экономического равенства с дворянским и купеческим сословиями. Мастера по изготовлению фортепиано пользовались широкой защитой от иностранных конкурентов, и производство инструментов в России бурно развивалось. В XVIII в. музыкальные инструменты в основном импортировались из Европы. В 1810-1830-х годах в России возникло уже 12 своих мастерских, а к 1880 г. в Санкт- Петербурге, Киеве. Москве и Одессе было основано более 70 фабрик. Во-вторых, несмотря на то, что по сравнению с 1820- м годом заработки находившихся под покровительством музыкантов и музыкальных заведений в 60-е годы XIX в. замедлили свой рост (частично из-за падения стоимости рубля после Крымской войны), производство клавишных инструментов продолжало расти. В-третьих, хотя в большинстве своем русские композиторы XIX в. были выходцами из дворянских семей, царское покровительство позволило композиторам всех сословий успешно добиваться музыкальной карьеры.

Мария Федоровна и Елена Павловна придерживались высоких стандартов в исполнительском и сочинительском искусстве на уровне общего европейского репертуара и позволили талантливым музыкантам из купцов и крестьян участвовать в музыкальной жизни наравне с дворянством.


12 Оболенский Д.А. Мои воспоминания о великой княгине Елене Павловне. СПб., 1909, с. 96.

13 Gatrell P. The Tsarist Economy, 1850-1917. New York, 1986, p. 32.

 

Опубликовано 22 января 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама