Главная → МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА → Премьера. МУЗЫКА ОГНЕННЫХ СТРАСТЕЙ
Дата публикации: 22 мая 2023
Автор(ы): Андрей ПЕТРОВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА →
Источник: (c) "Izvestiia" Date: 04-13-1984(IZV-No.104) →
Номер публикации: №1684755985
Андрей ПЕТРОВ, (c)
В последние годы во многих оперных театрах мира ради привлечения публики стали чаще, чем прежде, ставить малоизвестные, незаслуженно забытые произведения. Иной раз услышишь редко звучащую оперу и подумаешь: "Да, любопытно. И все же история ошибается не так уж часто - пожалуй, эта опера позабыта вполне заслуженно...".
Признаюсь, не без опасений ехал я в Пермь, где в Академическом театре оперы и балета имени П. И. Чайковского предстояло впервые услышать и увидеть оперу Сергея Прокофьева "Огненный ангел". Написанная в 1919-1927 годах, опера эта ни разу не ставилась при жизни композитора.
В 1966 году у нас в Ленинграде в одном из симфонических концертов под управлением Г. Рождественского отлично прозвучал третий акт оперы. И вот один из наших театров - пермский, поставил наконец "Огненного ангела".
Скажу сразу: опера не только отмела все сомнения и убедила в том, что она достойна сцены, - впечатление от спектакля оказалось ошеломляющим. Музыка огненных страстей захватывает выразительной, глубокой распевностью. Слух профессионала порой улавливает интонации, подхваченные и развитые Прокофьевым в его последующих произведениях. Но сколько здесь моментов неповторимо прекрасных, оставшихся достоянием лишь этой партитуры! А какой оркестр: сверкающий тысячью красок, психологически чуткий, дающий возможность услыхать все изгибы вокальных партий.
Действие "Огненного ангела" развертывается в Германии XVI века, и написана опера в значительной части во время пребывания Прокофьева в этой стране. Но пои всей своей правдивости в обрисовке быта и национальных характеров это - русская музыка о Германии, как, скажем, русской поэзией об Испании был "Каменный гость" Пушкина.
Почему же музыкально-сценическое произведение, полное столь несомненных достоинств ("чтобы дать такие образы... надо созреть до полной гениальности", - писал автору, познакомлен с оперой в 1928 году, его друг, выдающийся советский композитор Н. Р. Мясковский), так долго пробивало себе дорогу на сцену? Дело здесь в сюжете. Он заимствован из одноименного исторического романа Валерия Брюсова, повествующего о трагической судьбе несчастной Ренаты, нервно впечатлительной и неуравновешенной, которую посещали мучившие ее видения, за что она, невинная, была сожжена на костре инквизицией. Но дело ведь не только в том, каков объект произведения, но и в том, как он изображен.
Театр внес в либретто оперы ряд редакционных изменений, стремясь освободить его от драматургических противоречий и символических неясностей. В целом они делают произведение яснее и доступнее, усиливая его гуманистическое звучание.
Спектакль осуществлен главным режиссером пермского театра народным артистом РСФСР Э. Пасынковым в реалистической манере. с точной разработкой характеров и тщательной психологической мотивировкой каждого драматургического события. Фантазия и мастерство постановщика особенно впечатляюще раскрылись в последнем действии - в грандиозной массовой сцене.
Партитура Прокофьева не принадлежит к числу "самоигральных": для того чтобы прозвучать достойно, она должна быть вдумчиво отрепетирована. Работу по музыкальному руководству спектаклем успешно выполнил позлащенный из Минска главный дирижер ГАБТа Белоруссии А. Анисимов. Спектакль, который я слушал, уверенно и усеченно прочел молодой, но обладающий уже значительным опытом дирижер пермского театра В. Платонов. На большой высоте хор, руководимой В. Васильевым и Т. Филатовой.
Оформление, благородное по вкусу, соединяющее монументальность со строгим лаконизмом деталей, выполнили художники Молдавского оперного театра В. Окунев и И. Пресс.
В прекрасном актерском ансамбле выделю интерпретаторов главных партий. Среди них - заслуженная артистка РСФСР С. Чумакова, в чьем исполнении роли Ренаты проникновеннейшее пение и выразительная сценическая игра образуют редкую гармонию: заслуженный артист РСФСР Ю. Горбунов, обладатель - сочного баритона, наделивший своего героя, благородного рыцаря Руппехта, большим человеческим обаянием; народный артист РСФСР В. Турчанис (инквизитор) .
Спектакль, на котором я присутствовал, - шестой после премьеры. Зал был полон, и по настороженной тишине, по живой реакции публики на происходящее чувствовалось, что это серьезная и подготовленная аудитория. У пермского театра - давние и превосходные традиции. бережно сохраняемые и разеваемые. Театр пользуется в городе пристрастным вниманием и крепкой, действенной любовью. Вот один лишь, но весьма показательный факт. После представления, выходя из фойе, я удивился скоплению автобусов, в строгом порядке разместившихся на площади перед театром. Оказалось, машиины городских маршрутов, прежде всего тех, что связывают центр с отдаленными районами, заранее оповещенные о часе окончания спектакля, подъезжают к театру, чтобы развезти по домам его посетителей. Опыт, заслуживающий распространения!
В Перми впервые в нашей стране проводится -прокофьевский Фестиваль. В него наряду с поставленными ранее балетами великого композитора и его гениальной оперной эпопеей "Война и мир" (которая идет здесь в первоначальной версии, рассчитанной на два вечера) включен и "Огненный ангел". По-хорошему завидую гостям художественного праздника, которым предстоит открыть для себя замечательное творение.
Андрей ПЕТРОВ, народный артист СССР, председатель правления Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР.
Опубликовано на Порталусе 22 мая 2023 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK