PORTALUS.RU → ПЕДАГОГИКА → © Теория. ВОСПИТЫВАТЬ ИСТИННЫХ ПАТРИОТОВ → Версия для печати
Инга АМОСОВА, студентка исторического факультета МПГУ , © Теория. ВОСПИТЫВАТЬ ИСТИННЫХ ПАТРИОТОВ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 02 апреля 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1396431665&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2025.
публикация №1396431665, версия для печати
© Теория. ВОСПИТЫВАТЬ ИСТИННЫХ ПАТРИОТОВ
Дата публикации: 02 апреля 2014 |
Одна из проблем, которая всегда волновала, волнует и будет волновать учителей, - это хороший учебник. Каждое новое педагогическое поколение старается найти идеальное учебное пособие. Раньше было проще. Вся страна училась по одному учебнику. А сейчас в любом книжном магазине, в любой библиотеке огромный выбор учебных пособий. Много-то их много, а выбрать по большому счету весьма затруднительно. С методической точки зрения вроде все в порядке. Учебники по истории России А. А. Данилова и Л. Т. Косулиной, Л. А. Кацвы и А. Л. Юрганова, Т. В. Черниковой можно назвать учебниками нового поколения. Исторический материал в них представлен в форме рассуждений, повествований, объяснений. Позаботились авторы и о знакомстве школьников с историческими источниками. Выдержки из источников сопровождаются системой вопросов и заданий, направленных на первичный анализ документов. Опыт показывает, что дети одиннадцати-двенадцати лет легко справляются с поставленными задачами. На высоте оказался и методический аппарат в целом. Традиционно считается, что система вопросов и заданий должна быть представлена на трех уровнях сложности: воспроизводящем, преобразующем и творческом. Старый учебник Б. А. Рыбакова и А. Д. Преображенского этим похвастаться не мог. В современных книгах помимо традиционных вопросов: кто? где? когда? - ответы на которые содержатся в тексте, есть задания, требующие решения какой-то проблемы или применения знаний в новой ситуации. Но в то же время увеличение объема информации привело к постепенному перенасыщению учебных пособий фактическим материалом. Необходим более тщательный его отбор, позволяющий выполнить информационную функцию учебника, учитывая возраст школьника. Задача исторического образования - не только обучать, но и воспитывать. Учебник по истории Отечества должен способствовать выполнению этой задачи, прежде всего - патриотическому воспитанию. В советское время существовала определенная идеология, проходившая красной нитью через все учебники. Отход от моноидеологичности привел к появлению ряда различных, а подчас и в корне отличающихся подходов. Вот, например, Л. А. Кацва и А. Л. Юрганов в обращении к школьникам проповедуют идею любви к Родине, к родному народу, к отечественной культуре. Но работа с текстом их учебника, как мне кажется, к сожалению, дает недостаточно материала для воспитания такой любви. В несколько ином ракурсе показана любовь к Родине в книгах А. А. Данилова и Л. Т. Косулиной. Они пытаются отделить историю государства России от истории части народов, ее населяющих. В учебном пособии "История государства и народов России" авторы на протяжении нескольких параграфов излагают историю страны на определенном этапе, а затем два-три параграфа посвящают истории других народов, кроме русского. Нет ли здесь некоторого противопоставления разных этносов? Разнообразие авторских подходов проблему патриотического воспитания только обостряет. Простейшим решением споров могло бы стать написание единого учебника в духе патриотизма. Но такая унификация вряд ли сегодня приемлема. Однако следует ясно решить вопрос: кого считать патриотом? Того ли, кто с пеной у рта доказывает, что он любит Россию, кто кричит: "Россия для русских", - но не знает, кто такой Владимир Святой, Иван Грозный, Степан Разин, Емельян Пугачев?.. Пока мы не выработаем четкого критерия патриотизма, наши учебники будут воспитывать людей, презирающих иные этносы, или, наоборот, "граждан мира", этаких "общечеловеков". Отсутствие междисциплинарных связей не способствует ни обучению, ни воспитанию. Советский учебник истории позволял реализовать межпредметные связи, а современные учебники - нет. Взять, к примеру, связь истории и литературы. Авторы просто забывают об этой стороне культурной жизни людей. Создается впечатление, что жители Руси только и делали, что строили, строили, строили (А. Л. (Органов, Л. А. Кацва). А как же летописи, жития святых? А уж о связях истории и географии забыли вовсе. Россия в учебниках существует вне определенной территории и не имеет конкретного географического положения. Приятное исключение - книги Т. В. Черниковой. Она, например, дает подробное описание положения русских княжеств периода раздробленности. И все-таки не оставляет надежда, что современный учебник истории сможет выполнять не только образовательно-информационную, но и развивающую, и воспитывающую функции. Будущее поколение учебных пособий должно соединить достижения в использовании методического аппарата, продуманный отбор фактов, учет межпредметных связей с единой государственной идеей привития детям уважения к истории и культуре своей страны, с воспитанием у них чувства истинного патриотизма. Опубликовано 02 апреля 2014 года Картинка к публикации:КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): патриотизм, воспитание патриотизма, патриоты России → Полная версия публикации №1396431665 → © Portalus.ru Главная → ПЕДАГОГИКА → © Теория. ВОСПИТЫВАТЬ ИСТИННЫХ ПАТРИОТОВ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!![]() ![]() |
|