Рейтинг
Порталус


© Конкурентоспособность российского высшего образования

Дата публикации: 06 октября 2007
Автор(ы): Плаксий С. И.
Публикатор: Автор
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191665220


Плаксий С. И. , (c)

Полный текст статьи со ссылкми и литературой в книге: Крылов А. Н., Бёнкост К. Ю. (ред.) Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда. Сборник научных статей под ред. А. Н. Крылова и К. Ю. Бёнкоста. Бремен-Москва. М.: Издательство НИБ, 2007. С. 258-265


Конкурентоспособность любой страны зависит от ее природного и человеческого потенциала. При этом многие государства убедительно доказали, что даже при бедности первого можно быть в числе самых передовых. Следовательно, ключевое значение имеет именно человеческий потенциал и, прежде всего, образованность, компетентность, творческие возможности людей и условия их реализации. Именно знания становятся главным источником конкурентных преимуществ в XXI в. При этом вряд ли можно говорить о передовых позициях образования в той стране, которая значительно отстает от развитых стран по эффективности экономики и уровню жизни. Низкая конкурентоспособность практически всех отраслей российского народного хозяйства, государственного управления (одно из самых неэффективных в мире), отставание в развитии экономики знаний – это макропоказатель низкой конкурентоспособности всей системы образования, высшего в том числе. Люди таковы, каково их образование, какие учебные заведения они оканчивали. Чем выше поднимаются они по ее ступеням, тем лучше они образованы, и тем больше их потенциал и конкурентоспособность. Достаточно низкая конкурентоспособность трудового потенциала России, фиксируемая в производительности и качестве труда, инновационная заторможенность в большинстве отраслей указывают на изъяны в работе профессиональных учебных заведений, и прежде всего высших.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной человеческой потребности и способности выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Так или иначе, а конкурентоспособность высшей школы определяется прежде всего по конкурентоспособности ее выпускников и успешности их деятельности в тех отраслях, где они работают. В таком аспекте о высокой конкурентоспособности системы российского высшего образования пока говорить не приходится, ибо оно не обеспечивает успешной деятельности ее выпускников в большинстве сфер их занятости. Об этом говорят результаты международных сравнений.
В начале 2003 г. организация по промышленному развитию при ООН предоставила доклад «Конкуренция через нововведения, инновации и обучение», в котором приведены результаты исследования 87 стран. Первую тройку составили Сингапур, Швейцария, Ирландия. Россия в этом списке занимает 44-е место, почти в 10 раз отставая от лидеров. При низком уровне производства в машиностроительном комплексе (40 место), патентной работы (66 место), научно-исследовательских работах (33 место), Россия оказалась на 6 месте по обученности и навыкам работы. Исходной определяющей конкурентных способностей страны является то, насколько хорошо она справляется с новыми технологиями. А это возможно только на базе соответствующего обучения кадров, и прежде всего высшего образования.
По данным Мирового экономического форума сводный индекс конкурентоспособности страны измеряется на основе макроэкономических показателей, которые наиболее важны для экономического роста и коррелируются со среднесрочными и долгосрочными перспективами страны. Одним из них является уровень образования рабочих. По этой методике среди 75 стран Россия оказалась на 63 месте. При этом по фактору «труд» показатель значительно лучше – 25 место.
Главная причина низкой конкурентоспособности России на мировой арене – слабое влияние интеллектуального потенциала, который формируется, прежде всего, образованием. По данным Госкомстата РФ, богатство страны на 87,7% обеспечивается богатством недр и лишь но 0,1% – наукоемкими технологиями, компьютерным программным обеспечением, оригинальными произведениями литературы и искусства, другими носителями интеллектуальной собственности. Доля новейших средств труда (в возрасте 1–5 лет) в 2000 г. составила всего 4,7% (в 1990 г. – 29,4%).
Реальность такова, что глобальная конкуренция между государствами в XXI в. переходит в сферы образования и науки, которые приобретают для экономического роста и развития человеческого потенциала стратегическое значение. Именно интеллектуальный образовательный капитал будет определять вектор и динамику развития стран и их конкурентоспособность на мировой арене. В конкурентной борьбе на мировых рынках в победителях окажутся страны, предлагающие новые, наиболее качественные продукты и услуги, которые разрабатываются и производятся кадрами с высокой профессиональной подготовкой. Когда более 40 лет назад американцы поняли, что отстают от СССР в разработке ракет и освоении космоса, они резко повысили уровень массового образования, направив в него значительные инвестиции.
В XXI в. образование может быть конкурентоспособным лишь при готовности молодежи к постоянным изменениям и обновлению, к непрерывному обучению, адаптации к быстро изменяющимся условиям и требованиям.
Конкурентоспособность выявляется в практике, а в образовании она предполагает практическую отдачу, т. е. наличие у выпускников не только знаний, но и компетенций, умений их применять. Именно это и является слабым звеном повышения конкурентоспособности российского образования. При этом вполне очевидно, что обновление высшего образования, его инновационный потенциал, содержание и формы организации сегодня все больше отстают от скорости изменений в мире, динамике модернизации вузов в развитых странах. Хотя и там оно не идеально. Так, в США, по последним данным, 90% взрослых не умеют пользоваться знаниями, полученными в школе. Лишь 40% американских школьников не имеют проблем с чтением. Средний уровень знаний по точным наукам значительно ниже необходимого. Только треть учителей умеют использовать в своей работе высшие технологии. Не случайно США ежегодно привлекает в высокотехнологичные производства и сферу информационных технологий сотни тысяч зарубежных высококвалифицированных специалистов.
В XXI в. формируется глобальная международная образовательная среда с усиливающейся конвергенцией и конкуренцией. Об этом свидетельствует интенсивность студенческих обменов и связей, а также быстрое развитие и активизация международных образовательных организаций, ведущих обучение на базе Интернета. Каждый 20-й студент обучается по программам дистанционного обучения. Например, Британский открытый университет проводит обучение в 20 странах, в том числе и в России. Усиливается международная конкуренция на рынке образовательных услуг. Так, в последнее десятилетие резко активизировались на мировой арене вузы Австралии, Новой Зеландии, Канады, Франции и Германии.
По оценкам экспертов в 1999 г. доход от платы иностранных студентов составлял 30 млрд. долл., а в 2005 г. рынок образовательных услуг будет составлять не менее 90 млрд. долл. В 2002 г. в мире было 80 млн. студентов, а к 2005 г. должно стать более 90 млн. Доля России в подготовке иностранных студентов последние 15 лет постоянно снижалась. Если ранее она составляла около 5% на мировом рынке образовательных услуг по количеству студентов (доля США была 28%), то к 2005 г. составит около 2,5–3%. Это при том, что общее количество иностранных студентов в странах мира – около 2 млн. человек. Мировыми лидерами по числу иностранных студентов являются США, Великобритания, Германия, Франция, Австрия. Если западные страны за последние 10 лет увеличили в два раза потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, их в полтора раза уменьшила.
В 2003/2004 учебном году в России численность обучающихся в вузах иностранцев составила 69 тыс. человек, т. е. немногим более 1% от общего числа. Из этого числа около 10 тыс. человек учились на подготовительных курсах, а студентами были 50,6 тыс. Еще 4,6 тыс. – стажеры и 2,6 тыс. – аспиранты. Иностранные студенты чаще всего учатся по следующим специальностям: медицина (12,9 тыс. человек), экономика, финансы, менеджмент (11,8 тыс.), педагогика (7,1 тыс.), гуманитарные и социальные специальности (6,5 тыс.), право (3,8 тыс.). Основная масса иностранных студентов в России – выходцы из развивающихся стран и СНГ. Для них это сравнительно дешевый способ приобрести достаточно качественное образование. К тому же многие из них учатся на бюджетных местах. Представители западных стран считают, что будущее Европы в укреплении культурных и экономических связей с Россией. Болонский процесс и вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), с одной стороны, будет приводить ко все большему оттоку молодых людей на обучение в Западную Европу, а с другой – к проникновению в образовательное поле России зарубежных вузов. Из стран Западной, Северной Европы и Америки в России учится менее трех тысяч человек. Основная масса из них учит русский язык. Надеяться на существенное увеличение их числа наивно. За три года количество студентов в России из развитых стран даже уменьшилось на триста человек.
Между тем, по данным ЮНЕСКО, зарубежных студентов в вузах США - 4% (583 тыс.), Канаде – 3% (40 тыс.), Японии – 2% (75 тыс.), Бельгии – 11% (38 тыс.), Франции – 8% (147 тыс.), Германии – 10% (219 тыс.), Италии – 2% (29 тыс.), Испании – 2% (44,9 тыс.), Великобритании – 10% (226 тыс.), Австралии – 14% (121 тыс.), Австрии – 13% (32 тыс.), Швейцарии – 17% (28 тыс.).
Если в США учится треть всех иностранных студентов, то в России примерно сороковая их часть. Если доход, которые иностранцы приносят американским вузам, составляет около 15 млрд. долл., то в России он менее 200 млн. долл.
Для определения внешней конкурентоспособности страны на мировой арене принято применять коэффициент выявленных сравнительных преимуществ, рассчитываемых как отношение доли страны на мировом рынке данного товара (услуги) к ее доле в мировом экспорте. Если брать высшее образование, то этот коэффициент в России в 2002 г. будет равен примерно 0,01, в то время как в США он составляет – 0,08, Англии – 0,09, Франции – 0,08, Австралии – 0,1, Германии – 0,09. Иначе говоря, внешняя конкурентоспособность российского высшего образования примерно в 8 раз ниже, чем у западного. При этом, если экспорт образовательных услуг России составляет не более 200 млн. долл. в год, то импорт превышает этот показатель как минимум в 5–6 раз. Внутренняя конкурентоспособность российских вузов, т. е. продажа образовательных услуг на внутреннем рынке, значительно превышает импорт по чисто количественным показателям, но это обусловлено в основном платежеспособностью россиян.
Включение в Болонский процесс, развитие дистанционного образования и улучшение знаний иностранных языков при дальнейшем повышении доходов приведет к увеличению доли импорта в образовании, прежде всего – высшего.
Вместе с тем из 74 ведущих университетов Европы 11 – российские, а по числу выпускников технических вузов Россия продолжает занимать первое место в мире. Остается конкурентоспособным МГУ, в котором из 40 тыс. студентов и аспирантов почти 5 тыс. - иностранцы, т. е. коэффициент его сравнительных преимуществ составляет 0,12, т. е. в 12 раз выше, чем у среднего российского вуза, и в 1,5 раза выше американских.
В последние годы возрастает внутренняя и внешняя конкурентоспособность региональных вузов в сравнении со столичными. Это демонстрирует и больший приток в регионы зарубежных студентов. Об этом говорят и различные рейтинги. Так, например, Благотворительный фонд В. Потанина в основу рейтинга положил интеллектуальный и личностный потенциал студентов и преподавателей. В результате первые пять мест заняли Воронежский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Дальневосточный государственный университет (Владивосток), Томский государственный университет, МГИМИ (Москва). В первой двадцатке - четырнадцать вузов из регионов. В рейтинге вузов в Интернете на первые позиции выходят университеты из Свердловска, Томска, Нижнего Новгорода, Ростова, Новосибирска и других регионов.
У конкуренции существуют свои законы. Но польза от нее для общества есть лишь в том случае, когда она разворачивается на здоровой основе.
Как указывал еще Адам Смит, конкуренция плодотворна, если подчиняется «справедливым правилам» – иначе говоря, когда «всякий человек, не нарушающий закон, свободен в преследовании своих интересов свойственным ему путем, так, что его таланты и капиталы вступают в конкуренцию с таковыми же, принадлежащими другим людям или человеческим сообществам». Поэтому, смысл конкуренции в свободе доступа на рынок, установления обмена между партнерами. «Каждый свободен в предложении товаров и услуг, свободен принять или отвергнуть. Свободная конкуренция – это договорная свобода. Говорить о конкурентной области – значит говорить об области договорной свободы» . Добросовестная конкуренция побуждает предлагать продукцию и услуги более высокого качества и по более низкой цене. При конкуренции шире выбор и потребитель более независим от производителя. Конкуренция побуждает людей к поиску информации и активному ее использованию, а также к большей информационной открытости производителя.
Существуют разные точки зрения, как сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Многие дают ему крайне отрицательную оценку и предлагают решать проблему качества за счет сокращения количества.
Конечно, если оставить в стране 100–150 вузов, то конкуренция между абитуриентами, с одной стороны, и преподавателями – с другой, неизбежно и резко возрастет. Студенты будут платить за обучение большие деньги, а выжившие вузы будут процветать и давать высококачественное образование. Но одновременно выбор такого пути повышения качества и конкурентоспособности системы высшего образования приведет к ее свертыванию, резкому снижению доступности высшего образования, уменьшению образованности, снижению интеллектуального потенциала населения. Иначе говоря, при таком развитии событий повысится конкурентоспособность отдельных вузов за счет ее снижения в системе в целом, а об экономике, основанной на знаниях и устойчивом развитии страны, придется забыть навсегда, смирившись с ролью сырьевого придатка развитых стран.
Реальная конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке образовательных услуг невелика и в последние полтора десятилетия снижается и будет снижаться далее. Однако внутри страны большинство государственных вузов пока не испытывают особой конкуренции, прежде всего в силу своего монопольного положения в регионе или по специальностям. Исследования, проведенные в конце 2003 г. ВЦИОМ – А и Высшей школой экономики, показали, что 18% руководителей вузов вообще не испытывают никакой конкуренции, большинство (58%) испытывают некоторую конкуренцию и лишь 24% испытывают конкуренцию. Сегодня конкурентная среда реально складывается в основном по экономическим, юридическим и некоторым другим гуманитарным специальностям, которые развиваются в негосударственных вузах и пользуются повышенным спросом у студентов. Пока ведущие вузы страны вне внутренней конкуренции, а конкурируют между собой студенты за поступление в них. Однако такая ситуация оказывает этим вузам медвежью услуги – они утрачивают самокритичность и постепенно теряют, а многие уже утратили свои передовые позиции. Держится же их авторитет в основном на былых заслугах, громком имени. Не- случайно только 11% вузов не испытывают конкуренции благодаря уникальному качеству образовательных программ.
Все большую конкуренцию государственным вузам по некоторым специальностям составляют негосударственные вузы в соотношении «цена – качество образования». В этом их позитивная роль в высшем образовании. Но, во-первых, спектр таких специальностей весьма узок; во-вторых, негосударственные вузы не пользуются поддержкой государственных органов, которые чаще всего видят в них, в основном, помеху; в-третьих, до сих пор реальной острой борьбы за студентов пока не было. Превышение спроса на высшее образование над предложением позволяло вузам жить в ситуации низкой конкуренции. Неслучайно лишь каждый десятый руководитель государственного вуза ощущает конкуренцию со стороны негосударственных вузов. Но в ближайшие годы изменится демографическая ситуация, резко уменьшится количество потенциальных студентов и вместе с тем увеличится потребность рынка труда в новых работниках. Это приведет к превышению предложений над спросом на высшее образование и обострит конкуренцию между вузами. В этой ситуации соотношение цены и качества, действительная уникальность и актуальность образовательных программ постепенно станут играть решающую роль. Но чтобы возросшая конкуренция между вузами стимулировала эффективность и качество их работы, необходимо главенство закона, равное правовое положение всех вузов, независимо от их принадлежности. От создания здоровой конкурентной среды в высшем образовании выиграет и студент, и выпускник, и экономика, и государство, и общество в целом.
Продвижение России в русле Болонского процесса и вступление во Всемирную торговую организацию значительно обострит конкуренцию на образовательном поле. Ведь в соответствии с Генеральным соглашением о торговле в сфере услуг (GATS) должны быть постепенно устранены межгосударственные барьеры на пути международной конкуренции в секторе услуг. Через GATS государства-участники приняли обязательства по полному или частичному открытию их внутренних рынков услуг для международной конкуренции. Государства-участники должны соблюдать два «принципа», ясно обозначенные в соглашении: «принцип национального подхода», который заявляет, что государства-члены не должны с пристрастием относиться к другим поставщикам услуг в угоду национальным поставщикам, и «принцип страны наибольшего благоприятствия», в соответствии с которым государства-участники не должны подвергать дискриминации других участников соглашения. Сектор образовательных услуг – один из 12 секторов, включенных в соглашение наравне с такими, например, как здравоохранение, туризм, банковское дело, телекоммуникации.
Уже сейчас через российские учебные заведения на рынке образовательных услуг работают десятки зарубежных вузов. Но пока у них весьма ограниченные возможности в связи с достаточной закрытостью этого рынка. Но как только степень его открытости вырастет, в Россию хлынут иностранные производители образовательных услуг. На первых порах они могут действовать через российских агентов, в том числе скупать аккредитованные вузы. Однако после 2010 г. деятельность зарубежных высших учебных заведений по вовлечению в свою орбиту российских студентов примет полномасштабный характер. А в силу финансовых возможностей и привлекательности зарубежных дипломов эти вузы вступят в жесткую конкуренцию с российскими и начнут захватывать российский рынок высшего образования. Поэтому необходима проработка законодательства по регулированию рынка образовательных услуг, а также меры по повышению конкурентоспособности российских вузов, их образовательных продуктов в условиях открытости европейского образовательного пространства. Немаловажную роль в этой ситуации будут играть материальная база вузов, современные преподавательские кадры, обновленное содержание образовательных программ и использование самых передовых учебных технологий. Важно также "не перегибать палку" в критике недостатков российских вузов. Если мы сами себя не ценим, то почему нас должны ценить другие? Конкурентоспособность российского высшего образования зависит от взвешенности ее оценок. И сегодня многие российские вузы дают добротное образование. Однако, модернизация необходима и неизбежна.

Цитирование по: Крылов А. Н., Бёнкост К. Ю. (ред.) Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда. Сборник научных статей под ред. А. Н. Крылова и К. Ю. Бёнкоста. Бремен-Москва. М.: Издательство НИБ, 2007. С. 258-265

Опубликовано на Порталусе 06 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): конкурентоспособность образования




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама