Рейтинг
Порталус

Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов

Дата публикации: 23 марта 2009
Автор(ы): Ксенофонтова М.П.
Публикатор: НВК
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1237780195


Ксенофонтова М.П., (c)

Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов

М.П. Ксенофонтова
преподаватель микробиологии,
заслуженный учитель РФ

Одной из задач современного образовательного процесса является подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией. Для современного общества явно недостаточно только усвоения определенной суммы знаний по различным дисциплинам. Поэтому развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации, коммуникабельности и толерантности, формирование исследовательских умений – основная цель образования.
Считаю необходимым отметить, что наука микробиология – молодая и очень интересная наука. Мир микробов многим кажется таинственным, полным загадок и проблем. Они, конечно, есть. Именно поэтому исследования всегда значимы и в научном, и в практическом аспекте.
Чтобы подготовить специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять свою деятельность, важно уже в ходе усвоения творчески знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие потенциальные возможности. Учебные занятия по микробиологии – теоретические и лабораторные вооружают студента не только знаниями, но и формируют умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы.
Немаловажное значение в развитии мотивационной сферы имеет творческий интерес к дисциплине, который реализуется через изготовление наглядных пособий по программе «Самооборудование кабинета», выступления с сообщениями, докладами, рефератами, участием в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Студентом движет интерес, стремление к успеху, желание занять достойное место среди своих сокурсников.
Вне сомнения, преподавателю необходимо поддерживать эту внутреннюю мотивацию к творчеству, не дать угаснуть этому огоньку.
Кстати, и у самого преподавателя мотивационная сфера связана с творческим поиском, возможностью творческого самовыражения и саморазвития, желанием получить удовлетворение от работы.
Итак, преподаватель и студент (или студенты) нашли друг друга. А далее следует практическая сторона исследовательской деятельности.
Какую выбрать тему для исследования, какая из них наиболее актуальна, практически значима, а главное – выполнима?
Такие темы, как «Исследование современной проблемы туберкулеза», «Патологические процессы в ротовой полости» вызваны реалиями нашей жизни. Темы «Микробиологические основы производства сыра», «Исследование активного ила как биологического сообщества микробов» выполнялись по рекомендации предприятий. И по предложению студентов определились темы «Исследование влияния ионов серебра на рост и развитие живых организмов», «Микробиологические основы консервирования мяса», «Исследование микрофлоры молочной продукции» и др.
На первом этапе исследования происходит знакомство с информационными источниками, в том числе и через Интернет. Полученный материал отбирается, систематизируется, редактируется. при выполнении экспериментов используются общепринятые, хорошо апробированные методики: приготовление питательных сред, способы стерилизации, микроскопирование препаратов и др. Однако в каждый эксперимент вносится своя «изюминка»: многовариантность, новые объекты изучения и факторы среды, выяснение изменчивости питания и ферментной активности. Увлекают студентов не только эксперименты, но и экскурсии, социологические и маркетинговые исследования. Многие работы выполняются в тесном контакте с предприятиями (ООО «Анжерское молоко», ООО «АСВИК-Аква», ОАО «АСФАРМА»), лечебными учреждениями (кожный диспансер, стоматологическая поликлиника, баклаборатория горбольницы), продуктовыми магазинами. Это делает работы более значимыми, практически актуальными, что повышает уровень ответственности за их выполнение.
Нельзя не отметить и значение родительского внимания. Заручившись поддержкой родителей, можно быть уверенными, что они окажут всемерную помощь своим детям.
Исследования по микробиологии требуют от исполнителя высокой ответственности, так как эксперименты с живыми микробами не терпят промедления, то есть должны выполняться в строго определенные сроки. Например, суточное опоздание может не дать ожидаемого результата, потому что происходит естественный процесс – процесс старения культуры. Записи наблюдений. результаты экспериментов необходимо аккуратно фиксировать, зарисовывать, фотографировать. Эти материалы используются затем для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Добросовестно и творчески в полном соответствии с требованиями ГОСТа:
1. Название темы исследования.
2. Оглавление (содержание).
3. Введение (вступление).
4. Обзор литературы.
5. Основная часть.
6. Заключение.
7. Список литературы.
8. Приложение.
Исследовательская работа должна иметь две рецензии – внутреннюю и внешнюю.
Важное значение в организации исследования имеет защита работы на научно-практической конференции. Это позволяет студенту закрепить навыки публичного выступления, отстаивать свою точку зрения. К конференции исследователи готовят доклады – краткое, четкое, доказательное изложение работы. Активно использует информационные технологи (создает презентации) к защите своих работ, демонстрирует лекарственные препараты, образцы молочной продукции, сорта сыра и т.д. Участники конференции охотно принимают в дар «Рецепты народной медицины», «Кулинарные рецепты», «Полезные советы» и т.п.
Как правило, работы по микробиологии вызывают живой интерес, поэтому докладчику приходится отвечать на множество вопросов. По возможности, мы прогнозируем вопросы – так исследователь чувствует себя увереннее.
В нашем колледже первая студенческая научно-практическая конференция была проведена в 1999 году. Тогда большинство работ носило реферативный характер. Из года в год росли мастерство, уверенность и преподавателей, и студентов, хотя усиливались и требования к исследовательским работам.
По микробиологии за это время выполнено 12 работ, за которые мы получили дипломы первой и второй степени. Наиболее удачные были рекомендованы на региональные и областные Всероссийские конференции, конференции, проводимые в Анжеро-Судженском филиале Кемеровского государственного университета, где последние 5 лет нам вручали дипломы первой степени.
Есть необходимость сказать и о том, что из 22 студентов, выполнявших исследования по микробиологии, учились или учатся в Томском политехническом университете и Кемеровском Государственном университете 15 человек. Один из них учится в аспирантуре ТПУ. Так реально осуществляется связь «ссуз-вуз-аспирантура-докторантура».
Таким образом, формирование творческих и исследовательских способностей наших выпу4скников – одна из важнейших задач профессионального образования. И каким придет наш выпускник в профессиональную деятельность, насколько он окажется готовым к ней, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и профессионального роста, каковы будут его результаты и успехи в будущей работе и жизни в обществе – во многом зависит от нас, его преподавателей и наставников.

Опубликовано на Порталусе 23 марта 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама