Рейтинг
Порталус

О некоторых аспектах преподавания экологии

Дата публикации: 10 октября 2009
Автор(ы): Хафизова К.Н.
Публикатор: ka109
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1255154185


Хафизова К.Н., (c)

В начале рыночных реформ в России государство на некоторое время выпустило из рук стратегическое управление экологической сферой. Тогда взаимоотношение общества и природы вступили в опасную фазу, при которой удовлетворение жизненных потребностей людей путем экспансии на природу вызывает в ней изменения, которые начинают угрожать существованию самого человека. Экологически опасные воздействия человека на природу вызваны хозяйственной деятельностью, подчиняющейся государственному регулированию и влиянию со стороны общественности. В частности, недостаточным уровнем экологического образования общественности. В настоящее время одним из стратегических направлений образования стало повсеместное внедрение экологических основ в образовательный процесс.
Система современного образования Российской Федерации включает следующие требования: студент должен знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов. Студент должен иметь представление о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры. Студент должен уметь - разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности (выдержка из государственного стандарта РФ высшего образования по специальности "Менеджмент организации", 2000 год).
Таким образом, преподаватель должен подготовить студента к будущей профессии с учетом вышеперечисленных требований государственного стандарта. Проблемой, однако, является то, что учет индивидуальности студента также является важным элементом образовательного процесса. В частности, мотивация учиться, изучать предмет экологии. Будущие менеджеры-экологи, например, имеют бОльшую мотивацию, чем студенты, деятельности которых в будущем не будет связана с экологией. Актуальность проблемы в том, что практически каждая профессия связана с необходимостью знать основы охраны окружающей среды, каждый человек независимо от уровня и специфики образования в современном мире должен быть экологически грамотным, однако не каждый человек понимает всю важность бережного отношения к природе. Одним из главных источников получения экологической информации является телевидение. Каналы и передачи о живой природе - наиболее распространенный источник информации, который назвали студенты в начале прохождения курса по экологии (для сравнения: после окончания обучения список познаний студентов в сфере экологических СМИ расширяется).
Исходя из вышеизложенного следует предложить следующее:
- при чтении лекций уделять внимание научным и околонаучным экологическим "сюжетам": например, лекцию по истории развития экологии можно представить следующим образом: "...на данном этапе экология формируется в рамках зоологии и ботаники (далее - без записи в тетради, устно).Так, в будущем, благодаря этим наукам мы узнали, что все белые медвели - левши, черноморские окуни в основном девочки, но к пяти годам радикально меняют свой пол, и т.д."; "...ученый изучил особенность живых организмов приспосабливаться к условиям окружающей среды. Далее - без записи в тетради: например, цвет могут менять не только хамелеоны. Крокодилы также меняют цвет в зависимости от температуры окружающей среды. Когда крокодилу холодно, его кожа темного, почти черного, цвета. Такой цвет лучше всего поглощает тепло. Днем, когда солнце нагрело хищника, его кожа светлеет до светло-песочной. Лучше всего меняют цвет кайманы".
Студенты с интересом слушают примеры из жизни животных, запоминая их, потому что им это интересно. Автоматически происходит запоминание основной информации. К зачету или экзамену студенты готовятся быстрее и лучше, чем те, кто записывал лекции без интересных для них примеров;
- при чтении лекций и проведении семинарских занятий рассказывать об экологических катастрофах в мире. Если первом случае студенты лучше запоминают фундаментальные основы экологии, то в данном случае им легче даются прикладные основы, формирующие практическую деятельность. При этом нужно расчитывать масштаб прикладных действий: предлагаемые действия по охране окружающей среды должны быть реально выполнимыми студентами, иначе может последовать негативная, демотивирующая реакция: "я все равно не в силах помочь природе, масштабы проблемы слишком велики для меня".
- важным представляется развивать креативные способности в пределах места проживания студента. На многих занятиях преподаватели предлагают обсудить волнующую экологическую проблему и предложить свой способ ее решения. Представляется более актуальным сузить масштаб проблемы до места проживания студента, например, окружающей среды около его дома. В этом случае студент не только в наибольшей степени будет знаком со всеми нюансами проблемы, но и сможет подкрепить свои решения практическими действиями. Результаты таких проектов остаются не только в тетради. Многие начинают участвовать в деятельности экологических дружин, связываются со специалистами-экологами, получают дополнительные стимулы для экологического самопросвещения.
Вышеперечисленные моменты касались студентов, которые проходят экологию как неосновной предмет, то есть были взяты студенты не биологического или экологического факультетов, а студенты гуманитарных факультетов - менеджеры, экономисты. Экология, как правило, преподается для них один - два семестра и конечной формой контроля является зачет. Тем не менее вопрос воспитания специалиста, знакомого с основами экологического образования, экологической культуры, остается актуальным.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): экология,преподавание



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама