Рейтинг
Порталус

© «Ролевая игра на различных ступенях обучения иностранному языку как средство общения в диалоге культур»

Дата публикации: 08 января 2010
Автор(ы): Аксенова Елена Анатольевна
Публикатор: Aksenova
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1262955602


Аксенова Елена Анатольевна, (c)

ЭКСКЛЮЗИВ! Публикация обнародована в Интернете через PORTALUS.RU!

МОУ «Гимназия №131»



«Ролевая игра на различных ступенях обучения иностранному языку как средство общения в диалоге культур»




Выполнила: Аксенова Елена Анатольевна

учитель английского языка .





Барнаул 2009


Содержание
Введение
2
1. Понятие игры
5
1.1 Толкование понятия игры.
5
1.2 Ролевая игра, ее основная единица и содержание.

6
2. 2. Ролевая игра в преподавании иностранного языка.
8
2.1 Методические особенности ролевых игр на разных ступенях обучения иностранному языку.
8
2.2 Методико-психологические особенности организации ролевой игры на старшей ступени обучения.
12
Заключение
16
Литература
17









Введение.
На сегодняшний момент целью обучения иностранному языку (ИЯ) в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение в рамках определенных ситуаций, предлагаемых и проигрываемых в течение всего курса обучения.
Развитие коммуникативных навыков связано с развитием коммуникативных умений, а именно:

- умение читать и понимать полностью и/или в основном содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;

- умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;

- умение делать краткие устные монологические сообщения о себе и своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;

- умение письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности написать деловое или дружеское письмо, написать поздравление, составить резюме, заполнить предлагаемую анкету.

Из всех выше перечисленных умений в настоящее время из собственной практики сделано наблюдение, что наибольшее затруднений у учащихся вызывает умение вести спонтанную беседу на заданную тему. Иными словами, школьникам сложно реализовывать диалогические умения по современным стандартам, предложенным в едином государственном экзамене. Речь идет о той части экзамена, когда ученик должен спонтанно реагировать на вопросы и ответы едва знакомого ему собеседника при этом правильно понять и реализовать поставленную задачу в предложенной ситуации общения. Зачастую такие задания оказываются не просто сложными, но иногда и просто непосильными для ребят, так как требуют долгой и тщательной подготовки.
Полагаю, с такими трудностями в обучении именно диалогической речи сталкиваются многие учителя. Да это и понятно до недавнего времени больше внимания уделялось обучению монологической речи, т.е. пересказам и кратким сообщениям на определенную Госстандартом тему. Кроме того, если и шло обучение диалогической речи, то на уровне заучивания диалогов в полном своем объеме порой даже не обращая должного внимания на то, в какой именно ситуации могут быть использованы фразы из диалога. И уж совсем не обращалось внимания на психологическую атмосферу разговора, на его эмоциональную сторону, на так называемое умение по-ктёрски проиграть предложенную ситуацию общения. А ведь создание таких моментов проигрывания ситуации необходимо при изучении ИЯ, так как учащийся находится в искусственно созданной среде иноязычного общения.
В связи с выше изложенным, нахожу актуальным рассмотрение вопроса по обучению и развитию навыков диалогической речи в условиях школьной программы, через использование ролевой игры на разных ступенях обучения ИЯ.
Задачами данной работы является
- рассмотрение понятий ролевая игра и ситуация общения на уроке ИЯ,
- а также рассмотрение особенностей обучения диалогической речи на разных ступенях обучения ИЯ.




1. Понятие игры.

1.1. Толкование понятия игры.

Слово игра не является научным понятием в строгом смысле. На протяжении многих лет целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми, словом игра. Похоже, что до настоящего времени нет удовлетворительного разграничения и удовлетворительного объяснения разных форм игры. Вероятно, что разрозненность понятий слова игра привела к невозможности создания общей теории игры, а следовательно познания ее общей природы.
Как указывает Д. Б. Эльконин «из-за трудностей в достижении адекватного и всеохватывающего определения и даже описания игры…, из-за трудности последующего удовлетворительного развития избранных теорий игры большинство психологических книг и экспериментальных работ было скорее направленно на эмпирические наблюдения, чем на теоретическую работу.
Некоторые исходные данные, которые могут помочь в понимании психологической сущности игры, содержатся в этнографических материалах об играх. Однако, более глубокие размышления по данному вопросу предлагали философы, которые интересовались игрой как культурным элементом и разрабатывали проблемы эстетики.
По Платону, игра – свидетель того, что человек не прибывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.
Аристотель не придавал играм самоценного значения, но ценил игру за развлечение и отдых, за то, что игра готовит к труду.
И. Кант считал игру незаинтересованной деятельностью, занятием, которое приятно само по себе.
По мнению Ф. Шиллера игра – это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка и, значит, творит самого себя как гармоничную личность.
В настоящее время предлагают определения игры и современные энциклопедические словари. В «Большой энциклопедии» дается такое толкование игры: …»игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы.
«Психологический словарь» раскрывает понятие «игра» так: «Игра – один из видов деятельности человека и животного… Детская игра – исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.
Наконец, обратимся к Советскому энциклопедическому словарю , в котором понятие игры изложено следующим образом «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив, которой заключается не в ее результатах, а в ее процессе… Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям…»
С учетом вышеприведенных понятий игры нельзя оспорить ее важную роль в педагогической практике. Особенно стоит остановиться на применении ролевой игры при воспитании, развитии и обучении ребенка.

1. 2. Ролевая игра, ее основная единица и содержание.

Ролевая игра широко используется в практических целях в педагогике, но теоретических исследований по этому поводу очень мало. Чтобы определить неразложимую и сохранившую свойство целого единицу игры, нужно рассмотреть развернутую форму ролевой игры. Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр, повторяют в разной форме мысль, о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь роли. Именно роль объединяет и определяет весь ход игры. Она же задает и определенное поведение, и развитие диалогического общения в игре.
Ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что ее содержанием является имен¬но эта сфера действительности.
Важно сказать и о содержании ролевой игры. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между, людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связан¬ные с ней действия и являются единицей игры.
Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные ис¬торические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети иг¬рают в различные по своим сюжетам игры. Различны сюжеты игр у детей разных классов, у свободных и порабощенных на¬родов, детей севера и юга, тайги и пустынь, детей промышлен¬ных рабочих, рыбаков, скотоводов и земледельцев. Даже один и тот же ребенок меняет сюжеты своих игр в зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает.
Особая чувствительность игры к сфере человеческой дея¬тельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиаль¬но одно и то же содержание — деятельность человека, его речь и отно¬шения людей в обществе. Именно эти аспекты важны в преподавании ИЯ, т.к. учащийся должен не только научиться владеть иноязычной речью, но познакомиться и с культурой изучаемого языка и этикетом речи. Ролевая игра здесь становится незаменимым эффективным помощником в обучении диалогической речи на ИЯ.
2. Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

2.1 Методические особенности ролевых игр на разных ступенях обучения иностранному языку.

Овладение ИЯ в настоящее время связано с коммуникативной направленностью обучения, которая является одним из важнейших принципов современной методики преподавания ИЯ. Принцип коммуникативной направленности приобрел большое значения еще в конце 70-х гг. прошлого столетия и начал триумфальное шествие по страницам методической литературы.
Овладение ИЯ как средством общения предполагает сформированность таких умений, которые позволяли бы учащимся строить свои высказывания в соответствии с намеченной коммуникативной целью, определенными условиями общения и правилами речевого поведения. При коммуникативно-ориентированном обучении, протекающем в искусственной языковой среде общения, формированию этих умений во многом способствует использование ролевых игр в учебном процессе.
Ролевая игра может эффективно использоваться как на начальном этапе обучения, так и на среднем, и на старшем.
На более ранних этапах обучения ИЯ основной формой ролевой игры будут преимущественно так называемые performing memorized dialogues (воспроизведение диалогов, выученных наизусть). Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения ИЯ уровень владения учащихся ИЯ еще недостаточен, чтобы составить собственный диалог и импровизировать его. Основной задачей при проведении ролевых игр на младшей ступени обучения ИЯ для учителя становится сформированность умений учащихся воспроизводить диалоги, не сидя за партой, а проигрывая соответствующие роли с добавлением невербального общения, правильного интонационного и фонетического оформления реплик. Ребята должны научиться входить в социальное положение предложенных им персонажей, оценивать их эмоционально-психологическое состояние и в соответствии с этим действовать как актеры. Здесь важно обращать внимание на строгую последовательность реплик, т. е. на логическое построение диалога с точки зрения этикета, на интонационный рисунок и фонетически верное произнесение фраз. Эти умения необходимо доводить до автоматизма, так как на последующих этапах обучения они должны иметь прочный закрепившийся характер.
На средней ступени обучения ИЯ при проведении ролевых игр основное внимание уделяется работе с так называемыми cued dialogues (участие в диалогах по образцам). Основной задачей на данном этапе является уже научить ребят, решая определенную коммуникативную задачу, структурно верно оформить диалог. С точки зрения этикета общения научит реагировать на реплики собеседника и находить на них нужные ответы.
На средней ступени обучения диалогической речи на ИЯ при проведении заданий, связанных с проигрыванием определенных жизненных ситуаций, как правило, отводится больше времени на подготовку. Классически при организации ролевой игры методисты выделяют три этапа:
- подготовительный;
- собственно игра
- и заключительный.
Подготовительный этап имеет более детальный характер. Он включает подготовительный этап в классе и дома. При подготовительном этапе в классе предусматривается:
А) вступительная беседа преподавателя, которая знакомит учащихся с ролевой ситуацией, вопросами для обсуждения.
Б) знакомство и первичное закрепление с лингвистическим наполнением игры, лексическими единицами и грамматическими структурами.
В) распределение ролей между учащимися описание персонажей и их функций в игре.
Заметим, что в организации ролевой игры на данном этапе обучения акцент контроля в большей мере смещается на логическое построение и завершение диалога, на правильность употребления лексических единиц и на грамматически верное построение предложений.
Подготовка дома должна включать тщательное закрепление лексических единиц и необходимых грамматических структур, продумывание реплик для предложенной ситуации общения и построение собственного диалога на заданную тему. В этап домашней подготовки часто в обязательном порядке включают и продумывание и подбор необходимого реквизита, что делает урок более интересным и динамичным.
Как правило, уровень владения ИЯ на средней ступени обучения позволяет организовывать ролевые игры в парах, а не в группах, так как такие игры направлены на тренировку в употреблении лексических и грамматических единиц в той или иной предложенной ситуации. На средней ступени обучения детям еще сложно осуществить выход в более или менее свободную речь, что реализуется чаще при проведении групповых ролевых игр. Проведение же групповых ролевых игр более типично на старшей ступени обучения.
На старшей ступени обучения уровень владения иностранным языком должен быть уже достаточно высоким, учащиеся должны более или менее свободно выражать свои мысли. Хороший уровень владения ИЯ позволяет эффективно проводить импровизации ролевых игр (role-improvisations). Основными задачами учителя на данной ступени обучения диалогической речи при организации ролевых игр являются:
-научить учащихся спонтанному речевому поведению, т.е.
развить умение адекватно, живо и естественно реагировать на поведение и реплики собеседника,
- развить умение выражать свои мысли в рамках тех грамматических структур и лексических единиц, которыми владеет учащийся,
- научить правильно понимать заданную речевую ситуацию и разрешать поставленную в ситуации задачу.
Учитывая особенности задач при проведении ролевых игр на данной ступени, изменяется и удельный вес этапов ролевой игры. В данном случае больше внимания уделяется собственно игре, в ходе которой ученики демонстрируют собственно владение ИЯ (лексическими единицами, грамматикой, структурами, определяющими этикет общения). Самое же главное, это то, что в собственно игре учащиеся старших классов максимально могут реализовывать степень своего творчества. С учетом этого роль учителя даже на начальном этапе сводится практически до очень краткого (установочного) описания, предлагаемой ситуации. Учитель не участвует в игре, а берет на себя функцию наблюдателя, который незаметно записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. Выступая наблюдателем, учитель по окончании игры анализирует ход игры, обязательно отмечая в первую очередь удачные моменты, а затем останавливается на наиболее типичных ошибках учащихся и организует их коррекцию.
Заключительный этап ролевой игры на старшей ступени обучения аналогично подготовительному этапу на средней ступени может подразделяться:
А) заключительный этап в классе, где анализируются плюсы и минусы импровизации,
Б) заключительный этап дома. При осуществлении заключительного этапа дома учащимся предлагается выразить свое мнение по поводу поставленной проблемы, если проблема позволяет это сделать. Задание дается в форме письма другу либо в форме эссе.
Особенности ролевых игр при обучении диалогической речи с точки зрения степени креативности учащихся и степени участия учителя в данном виде деятельности можно изобразить схематически.



Роль учителя Творчество ученика Формы ролевых игр
To control
(контроль) There is no creativity. Instead there is reproduction. (нет творчества, а есть воспроизведение) Performing-memorized dialogues (воспроизведение, выученных диалогов).
To train
(Тренирует учащихся в употреблении ЛЕ и грамматических структур) Creativity based on reproduction. (Творчество базируется на основе приведенных образцов) Cued dialogues or well-prepared role-playing (участие в диалогах по образцам) или участие в ролевой игре с предварительной тщательной подготовкой)
To observe (наблюдение, анализ,исправление ошибок учителем)
To analyze
To correct
Creativity (большой удельный вес творчества учащихся) Improvisations (импровизации учащимися заданных диалогов)


2.2 Методико-психологические особенности организации ролевой игры
на старшей ступени обучения.

Из выше написанного следует, что на старшей ступени обучения ролевая игра может стать очень эффективным средством обучения общению на ИЯ. Ошибочны те мнения, что ролевая игра вызывает интерес только на начальном этапе обучения ИЯ. Она также может вызывать огромный интерес и повышать мотивацию в изучении ИЯ и на старшей ступени, при том условии, если обязательным элементом ролевой игры является разрешение заданной проблемной ситуации. Включение в игру проблемной ситуации связано с возрастными особенностями старших школьников.
Согласно утверждениям педагога-психолога Р. С. Немова в старших классах развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Такое изменение происходит в результате развития мышления и памяти. От наглядно-образного мышления, характерного для школьников младшего возраста (6-12 лет) у старших подростков постепенно формируется словестно-логическое мышление. Оно способствует интенсивному развитию умений мыслить, рассуждать, аргументировать свои высказывания, убеждать других в своей правоте и, наконец, пользоваться обобщенными понятиями.
Кроме того, в старшем подростковом возрасте развивается склонность к экспериментированию. Старшие школьники могут формулировать гипотезы и рассуждать предположительно. Они уже умеют исследовать и сравнивать различные альтернативы решения одних и тех же задач.
Таким образом, учитывая возрастные психологические и интеллектуальные способности старших школьников становиться понятно, почему при организации ролевой игры на старшей ступени обучения необходимо создавать именно проблемные ситуации. Они позволяют учащимся самостоятельно находить их собственные решения.
Другим важным аспектом при организации ролевой игры является понятие целостного обучения. Оно подразумевает включение не только когнитивных сил (мыслительных действий), но и эмоциональной наряду с психомоторной сферами. Именно эмоциональная сфера совместно с когнитивной сферой обеспечивают успешность и результативность процесса усвоения ИЯ. Учитывая целостность обучения, необходимо создавать благоприятный эмоциональный настрой на уроке. Положительный эмоциональный фактор при организации ролевой игры способствует снятию напряжения и страха в атмосфере урока, установлению хороших взаимоотношений между всеми участниками ролевой игры, включая и учителя. «Обучающие и обучающиеся в данном случае являют собой единство телесного, душевного и духовного» [Комарова Э. П., Трегубова Е.Н., Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении ИЯ. // ИЯШ 2000, №6.) Иными словами целостное обучение предполагает единство телесного опыта чувственных восприятий ( которые в ролевой игре могут выражаться в жестикуляции проявлении эмоций при проигрывании той или иной роли), и мышлении.
Исходя из данных особенностей создания благоприятного психологического климата, следует создавать атмосферу сотрудничества. Это обеспечивает естественность общения. Одним и способов является изменение интерьера. Наиболее рациональным признается размещение большим кругом, когда каждый обучающийся находится одновременно в контакте с учителем и другими учениками.


Следующий момент – это четко сформулированная ситуация будущей ролевой игры, где указываются все роли и социальные статусы участников. Если ситуация расплывчата и не указывается на достижения поставленной цели, то результат игры, да впрочем и само ее протекание обречены на неуспех. Кроме того, через ролевую игру и формируется умение правильно разрешать ситуацию в соответствие с поставленной задачей. Именно это и является одним из основных моментов контроля умений строить диалогическую речь при сдаче Единого Государственного Экзамена по ИЯ. Прекрасно владея лексикой и грамматикой, но не имея опыта, правильно разрешать поставленные в заданной ситуации общения проблемы, учащийся обречен на получение низкого бала на экзамене.
Итак, учет вышеперечисленных психолого-методических особенностей организации ролевых игр на старшей ступени обучения ИЯ способствует в большей мере достижению идеальной цели обучения ИЯ – это выход в учащихся свободную речь.


Заключение.

При описании ролевой игры при обучении иноязычной диалогической речи в данной работе отмечались психологические преимущества игры. Это развитие воображения и фантазии, и мышления, и артистизма. В то же время игра рассматривалась как проявление особой живости, непринужденности и приподнятости настроения. Игра – это прежде всего деятельность и ее как и всякую деятельность можно разложить на сумму отдельных психических способностей: восприятие + память + мышление + воображение. Именно эти характеристики игры и сделали ее бесценным приемом работы в воспитании и образовании. Особое место заняла ролевая игра. Она может использоваться при преподавании разных учебных дисциплин. Однако на мой взгляд, наиболее успешное применение она находит в преподавании ИЯ. Ролевая игра помогает создавать эффективную искусственную среду общения на ИЯ. Она готовит учащихся к свободному общению. При ее реализации подключаются к работе все компоненты психолого-мыслительной деятельности. Ролевая игра максимально в непринужденной форме заставляет учащихся активировать все накопленные знания и умения владеть ИЯ. Кроме всего прочего она несет и огромный воспитательный потенциал и позволяет не только эффективно обучать, но и воспитывать. Иными словами ролевая игра способствует реализации неразрывного воспитательно-образовательного процесса.



Литература.
1. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М., 1989
2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963
3. Немов Р. С. Психология в 3х книгах. – Гуманитарное изд-во, 2001
4. Пассов Е. И., Стояновский А. М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. – Спб, 1981.
5. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М., 1948
6. Елухина О. Г. Устное общение на уроке ИЯ. Средства и приемы его организации. // ИЯШ 1995, № 2, № 4.
7. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении ИЯ. // ИЯШ 1989, №3
8. Комарова Э. П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении ИЯ. // ИЯШ 2000, №6.
9. Костина Л. Т. Дианова Е. М. Ролевая игра в обучении ИЯ (Обзор зарубежной методической литературы). // ИЯШ 1988, №3
10. Сумин В. М. Речевые ситуации на уроках ИЯ. // ИЯШ 1991, №2
11. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в развитии детей. // Дошкольное воспитание 1976, №5

Опубликовано на Порталусе 08 января 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ролевая игра в обучении, игра в обучении иностранному языку



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама