Рейтинг
Порталус

Педагогическое сопровождение семьи на этапе предшкольного образования ребенка

Дата публикации: 10 мая 2010
Автор(ы): Воронина О.И.
Публикатор: semaka
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1273490648


Воронина О.И., (c)

В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития [2].
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения [1].
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.
В каждой семье существуют педагогические проблемы, которые не под силу родителям и детям решить самостоятельно. Им нужна помощь, сопровождение администрацией ДОУ, психологом, педагогом, врачами и другими специалистами.
Педагогам приходится иметь дело с взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка готовящегося вступить на школьный порог. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специалистами учреждения [3].
В науке и практике существует описание различных моделей помощи семье, которые могут использовать педагог и психолог в работе с семьей.
Первая модель – педагогическая, которая базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, то есть здесь идет речь о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного воспитания детей.
Вторая модель помощи семье – социальная. Она используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.
Диагностическая модель помощи семье основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. И пятая – медицинская - модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни.
Данные модели помощи семье представляют собой начальный этап развития системы сопровождения семьи в образовании. Педагоги могут использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений в предшкольный период.
Исследователи в области педагогики и психологии считают, что помощь и поддержка семьи может выступать как сопровождение. Вслед за Казаковой Е.И. мы считаем, что «сопровождение» необходимо понимать, как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Как отметили А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, одним из видов сопровождения сегодня становится педагогическое сопровождение. Его специфика заключается в том, что его целью становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) и совокупности условий.
Щипицына Л.М. утверждает, что необходимо выстроить системное сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму. Она выделила несколько основных этапов: диагностический (цель - осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения), поисковый (цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым), консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы), деятельностный (достижение желаемого результата) и рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы).
В систему педагогического сопровождения включаются все участники воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта педагогического сопровождения может выступать либо конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей.
Педагогическое сопровождение семьи может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего полноценное развитие личности дошкольников в предшкольный период.
Педагогическое сопровождение семьи на этапе предшкольного образования ребенка решает множество задач, такие как: развитие интереса старших дошкольников к школьному обучению; повышение педагогической культуры родителей в период подготовки детей к школе; повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в предшкольном периоде.
Эффективность педагогического сопровождения семьи зависит от следующих условий: создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ; повышение педагогической компетентности специалистов в сфере педагогического сопровождения и семейного воспитания (педагогического мастерства педагогов); осуществление диагностики, позволяющей определить и изучить сформированность всех компонентов готовности детей и родителей к школьному обучению и проблем взаимодействия ДОУ и семьи; педагогическое сопровождение дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению; педагогическое образование родителей; оптимизация предметно-развивающей среды, способствующей подготовки ребенка к школе, раскрытию его творческих способностей, уверенности в собственных силах, умения адаптироваться в изменяющемся социуме; активность родителей; издательская деятельность в ДОУ; оснащение методической библиотеки для специалистов и родителей; преемственность в системе детский сад-дошкольники-семья-школа; преемственность в педагогической деятельности специалистов при подготовке детей к обучению.
Как одно из важнейших условий педагогического сопровождения семьи является создание системы педагогического образования родителей, которая должна строиться на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям. В основу этих технологий могут быть положены следующие принципы: принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка; принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи; принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка; принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка.
В ходе педагогического образования родителей должны решаться задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. Родители могут и должны научиться относиться к ребенку, как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Система педагогического образования родителей может включать в себя следующие этапы:
1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям.
На этом этапе необходимо установить контакт с родителями. Для того чтобы заинтересовать и привлечь их к совместной работе, необходимо показать родителям необходимость такого сотрудничества, спрогнозировать результаты предстоящей работы. Родителям предлагаются анкеты и опросники, которые помогут педагогам выяснить какую именно информацию и в какой форме они желают и готовы получить.
2. Поисковый этап направлен на создание технологии педагогического образования родителей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.
На основе полученных результатов диагностики специалисты составляют технологию педагогического образования родителей, предполагающую различные формы работы (встречи, родительские собрания, журналы, семинары, встречи за круглым столом, педагогический практикум и пр.), которые выстраиваются по следующим позициям: активность родителей, их заинтересованность, опыт воспитания детей в конкретной семье, имеющиеся у родителей психолого-педагогические знания.
3. Коррекционный этап. На этом этапе проводится обсуждение и коррекция разработанной педагогической технологии совместно с воспитателями и администрацией дошкольного образовательного учреждения. Содержание педагогической технологии обсуждается и корректируется на педагогическом совете. В данном процессе участвуют все специалисты ДОУ.
4. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной педагогической технологии. Среди родителей распространяется информация о реализации педагогической технологии повышения педагогической компетентности (культуры) родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.
5. Основной этап направлен на повышение компетентности родителей по проблемам развития и обучения детей, повышение ответственности родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с воспитательно-образовательным процессом. На данном этапе реализовывается технология педагогического образования родителей в дошкольном учреждении. Проводятся занятия, родительские собрания, издаются и распространяются журналы для родителей.
6. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической технологии. Педагоги предлагают анкеты, которые помогут выяснить удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации. Также можно провести заключительное занятие или круглый стол, для обобщения полученных знаний.
Результатами реализации технологий педагогического образования родителей могут стать: развитие родительской компетентности, умений воспитывать и развивать своего ребенка; улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании; в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности; в появлении родительской ответственности; в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи в формировании личности ребенка предшкольного возраста.
Для осуществления технологий педагогического образования родителей необходимо выбирать формы и методы работы с семьей, учитывая тот факт, что многие из родителей имеют некоторый педагогический опыт, знакомы с приемами воспитания и развития детей из литературы, но не часто используют полученные знания в практике семейного воспитания. Поэтому важно обеспечить активное участие родителей в программах, используя деловые игры, дискуссии, практические задания, тренинги, упражнения и пр. Педагогические технологии подготовки родителей должны предоставлять возможность выбрать те методы воспитания, которые наиболее подходят именно им.
Образование родителей должно проходить в активных формах. На наш взгляд наиболее эффективными и информационно-содержательными формами педагогического образования родителей являются: родительские собрания, издание журнала для родителей, виртуальный клуб для отцов и матерей, родительские вечера, родительские ринги.
Целью родительских собраний должно стать: обсуждение задач и планирование воспитательно-образовательной работы, определение стратегий и путей сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Родительское собрание должно расширять педагогический кругозор родителей, стимулировать желание стать хорошими родителями. Данная форма работы с родителями – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов (выставки творческих работ дошкольников, их достижений).
Такая форма педагогического образования родителей как издание журнала «Предшкола» или «На пороге школы». В процессе диагностики на первом этапе образования родителей, педагоги выясняют их предпочтения о получении информации в области воспитания и обучения детей предшкольного возраста. Данная форма работы с родителями дает возможность педагогам подобрать для каждой группы родителей (группы определяются в ходе анализа результатов диагностики) материал (статьи, рекомендации, литературу), который оформляется в виде журнала.
Одной из современных форм образования родителей может стать виртуальный клуб для отцов и матерей. Современные родители все больше предпочитают проводить время в виртуальной сети Интернет. Поэтому данная форма работы поможет родителям в Виртуальном клубе найти интересующую их информацию, которая будет касаться воспитания, развития и обучения их детей в предшкольный период, а также задать возникшие у них вопросы специалистам (педагогам, психологам, юристам, врачам и т.д.).
Сегодня во многих дошкольных учреждениях существуют свои персональные сайты, на которых можно организовать Виртуальный клуб для отцов и матерей в виде рубрики. В такую рубрику можно включить не только информацию для родителей, но форум, где они смогут обменяться личным опытом.
Родительские вечера – форма педагогического образования родителей, которая направлена на сплочение родительского коллектива. Данную форму работы рекомендуется проводить в группе детского сада 2–3 раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть различными: «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Друзья моего ребенка», «Наказывать или нет», «Школа вчера, сегодня, завтра» и пр.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Данная форма педагогического образования родителей проводится как заключительная часть программы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными, например: «Что делать, если ребенок не желает идти в школу?», «Можно ли наказывать ребенка лишением любимых удовольствий?» и другие.
Педагоги могут оказать помощь семье посредством разных форм, как традиционных, так и нетрадиционных. Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и обучению детей предшкольного возраста.
Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повысит их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания.
Главным условием осуществления педагогического сопровождения семьи и получения высокой результативности является совместная работа специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, врача, социального педагога) и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного педагогического сопровождения семьи поможет в создании условий успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, а также в преодолении причин, тормозящих это процесс.
Таким образом, педагогическое сопровождение семьи на этапе предшкольного образования ребенка обеспечивает единство действий сопровождающих и сопровождаемых, взаимопонимание специалистов и родителей, сделают научные и практические знания реальным инструментом в решении общих воспитательных проблем связанных с подготовкой детей к школьному обучению.
Литература:
1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
2. Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников. Автореферат дисс… на соис. уч. ст. канд. пед. наук СПб., 2007
3. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: «Речь», 2005

Опубликовано на Порталусе 10 мая 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): педагогическое сопровождение, педагогическое образование родителей



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама