Рейтинг
Порталус

Формрование базовых навыков у воспитанников детского дома.

Дата публикации: 09 июля 2010
Автор(ы): Коренькова Винера Харисовна
Публикатор: 3956637029
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1278644519


Коренькова Винера Харисовна, (c)

Формирование у воспитанников готовности к самостоятельной жизни – путь к преодолению трудностей социализации.

Винера Коренькова, воспитатель высшей категории, председатель Методического совета ОГОУ детский дом «Солнышко», Нижнеилимского района, Иркутской области.

Статья 14 закона «Об образовании РФ» устанавливает общие требования к содержанию образования, которое в первую очередь, должно ориентироваться «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Изменения современных социально-экономических условий России, постоянно меняющийся быстрыми темпами характер современного рынка труда, наличие новых профессий, формирование производственника нового типа, вхождение человека в социальный мир требуют от наших выпускников такой уровень подготовки, при котором он будет компетентен в разных сферах жизни и готов к преодолению трудностей социализации.
К сожалению, нельзя не признать, что проблема трудностей социализации детей-сирот и, прежде всего, выпускников, остается очень серьёзной и актуально. Она волнует не только нас, специалистов, но и общественность. Известно, что большинство выпускников детских домов не могут успешно строить самостоятельную жизнь. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно, например: трудности с устройством на работу, получением жилья, трудности в общении, устройстве своего быта, ведении своего бюджета, отстаивании юридических прав. Вместе с тем вопросы социализации и воспитания детей-сирот разработаны недостаточно пока в педагогике. Не создано пока эффективных технологий, программ социализации воспитанников детских домов.
Функционирование детского дома «Солнышко» в данном контексте предусматривает развитие у ребёнка универсальных умений и навыков, расширение сферы его личностных возможностей. Чем более компетентен выпускник детского дома в разных сферах жизни, тем качественнее и успешнее складывается его самостоятельная жизнь. Такой подход, на наш взгляд, отвечает современным требованиям российского образования и, вообще, современной жизни.
В течение пяти последних лет коллектив нашего детского дома создает комплекс оптимальных педагогических, социальных и психологических условий, которые в своей совокупности позволяют решать задачи успешной социализации выпускников. В результате многолетнего поиска нами была сформулирована главная перспективная проблема «Формирование у воспитанников готовности к самостоятельной жизни».
Главным принципиальным убеждением педагогов детского дома является «Только в деятельности развивается личность». Опираясь на личностно-деятельностный подход, как основной, мы определили основные направления для работы:
1. Совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса:
• Разработка и внедрение программы «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни».
• Создание диагностического комплекса для определения уровней готовности воспитанников к самостоятельной жизни, сформированности базовых навыков, определения уровней социальной компетентности воспитанников.
• Совершенствование сложившейся системы постинтернатного индивидуального сопровождения выпускников: составление индивидуальных «программ жизни», обеспечение постоянной взаимосвязи с педагогами для своевременной помощи и поддержки. Создание методического комплекса по данной проблеме.
• Активизация деятельности детских трудовых фирм, формирующих у воспитанников базовые практические навыки. Фирма «Хозяин в доме», фирма «Хозяюшка», детская ремонтно-отделочная фирма «Мастерок», туристко-спортивное общество «Солнышко», фирма «Информатика». Организация работ по найму и договорам в целях присвоения воспитанниками экономических знаний.
• Совершенствование детского самоуправления, как основы формирования ответственного поведения воспитанников, формирования навыков социального общения, умения руководить и подчинятся.
2. Самообучение кадров, повышение уровней профессионализма педагогов:
• Создание в детском доме проблемной группы психолого-педагогического сопровождения из числа воспитателей, имеющих специальность по диплому «педагог – психолог».
• Организация и проведение цикла методических семинаров по внедрению «Программы подготовки воспитанников детского дома «Солнышко» к самостоятельной жизни», по организации учебно-воспитательного процесса на основе личностно-деятельностного подхода, внедрению системы постинтернатного сопровождения, по активизации роли педагога, повышение личностной заинтересованности в успешности выпускников. Определение профессиональных затруднений, организация помощи квалифицированной помощи в преодолении этих затруднений.
• Повышение роли социально-психологической службы в решении проблем постинтернатного сопровождения, социально-правовой защищённости.
3. Материально-техническая база детского дома:
• Постоянное обновление научно-методической базы.
• Функциональное совершенствование учебных мастерских, швейного цеха, спортивного и тренажёрного залов, кабинета психологической помощи.



Данные направления на сегодняшний день позволяют нам говорить о положительной тенденции в работе над проблемой подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Анализируя жизненное устройство наших выпускников, за период работы с 2004 года мы можем отметить, что из … выпускников, …продолжили обучение в 11 классе, …служат в армии, работают… выпускников, учатся и работают…., учатся …, из них … в ВУЗе, … в ССУЗе.

Опубликовано на Порталусе 09 июля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама