Рейтинг
Порталус

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Дата публикации: 29 июля 2010
Автор(ы): Гераськин А.С., Кулагина О.В.
Публикатор: girina
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1280399613


Гераськин А.С., Кулагина О.В., (c)

Основной целью современного образования является построение и всестороннее развитие обучаемого. При этом он должен уметь применить свои знания на практике. Для достижения этой цели в обучающем процессе применяются различные технические средства и методики преподавания. Современные информационные технологии являются наиболее эффективным средством для достижения этой цели.
Широкое применение в современном образовании получили компьютерные тестовые системы, в основном направленные на проверку и оценку знаний обучаемых. Как правило, такие системы используют тесты, которые состоят из простого перечня вопросов, составленных по той или иной теме учебного материала и списка ответов на них. Этот способ тестирование является примитивным, но достаточно эффективным при поверхностной проверке знания учебного материала. Такие тесты используются еще со времен, когда информационные технологии не привлекались в образовательный процесс.
Бурное развитие информационных технологий позволяет отойти от этой методики тестирования в сторону более сложных. Это позволяет расширить цели и задачи компьютерного тестирования от диагностики в обучении до развития различных личностных качеств обучаемого [1].
Сегодня компьютерное тестирование обладает неоспоримым преимуществом перед традиционным тестированием. Оно отличается высокой оперативностью, производительностью процесса тестирования и объективностью результатов контроля знаний, а также адаптацией содержания и сложности тестовых вопросов уровню знаний обучаемых, возможностью самоконтроля [2; 3].
В отличие от бланковых систем тестирования, компьютерные тесты позволяют использовать сложные методы контроля оценки знаний учащихся, снизить финансовые и временные затраты при проведении тестирования, применить в тестах мультимедийные задания, а так же повысить открытость процесса тестирования [2]. Но наряду с достоинствами, у компьютерных тестов есть и свои недостатки: повышается вероятность случайного выбора ответа, понижается внимание на оформление решения, теряется логика рассуждения, теряется информация о процессе выполнения отдельных заданий учащимися [3; 4].
Электронная тестовая система представляет собой взаимосвязанный комплекс из заданий и тестовой оболочки. Каждый из этих компонент влияет на успешность достижения целей тестирования. Немаловажную роль в успешном достижении целей тестирования играет сама тестовая система, в которой размещены тестовые задания. Наиболее эффективной, на наш взгляд, являются системы адаптивного тестирования.
Адаптивное тестирование – это широкий класс методик тестирования предусматривающих изменение последовательности, содержания, сложности предлагаемых заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого [5]. К такому тестированию обычно относят алгоритмы постановки заданий построенных для пункта теста предварительно выработанных с помощью различных моделей и методик анализа пунктов. При таком тестировании в процессе прохождения теста строится модель обучаемого, которая используется для генерации последующих заданий тестирования в зависимости от уровня обучаемого.
Среду адаптивного тестирования можно разделить на несколько модулей:
1. хранилище тестов,
2. редактор тестов,
3. модуль статистической обработки,
4. модуль анализа результатов.
Каждая система адаптивного тестирования имеет хранилище тестов, которое содержит все вопросы и ответы, информацию о каждом вопросе (уровень сложности, количество правильных ответов на него и т.д.), если на данный вопрос правильных ответов не давалось, то он исключается из теста.
Как правило, система адаптивного тестирования имеет редактор тестов, который позволяет создать тест, занеся его в хранилище при этом, изменить настройки уже созданного теста, дополнить тест вопросами из других тестов, хранящихся в этом же хранилище. Каждый тест должен иметь следующую информацию: ограничения по времени; уровень сложности; максимальное количество вопросов; к какому из материалов принадлежит тема теста.
Модуль статистической обработке результатов производит оценку успеваемости и дает статистику качества обучения.
Модуль анализа результатов создает ведомость успеваемости обучаемого и анализирует успеваемость, также может давать рекомендации по результатам тестирования с целью повышения уровня знаний обучаемого [6].
Такие системы обладают следующими качествами: интеллектуальность, гибкость, адаптивность в процессе обучения.
Составление тестов – трудоемкая, длительная и сложная работа, требующая специальной подготовки и глубоких знаний материала. Кроме этого тесты должны быть апробированы на группах обучаемых. Все это сильно затрудняет использование тестовых технологий в обучении. Для решения этих проблем в мире ведется работа по стандартизации хранения различных тестовых данных. Существует ряд международных организаций, которые занимаются подобной деятельностью. Особое место здесь занимают: аккредитованный IEEE комитет P1484 LTSC по стандартизации обучающих технологий; проект Европейского союза ARIADNE; американский проект IMS [2].
Разработанный международным консорциумом IMSGlobal стандарт QTI, на сегодняшний день, является наиболее функционально полным и отвечающим всем требованиям к оформлению тестовых заданий. За способ хранения данных в стандарте QTI взята технология XML, являющаяся на сегодняшний день наиболее перспективной и распространённой, функции для работы с XML-документами на сегодняшний день внедрены во все средства разработки, поддерживающие объектно-ориентированное программирование. Для работы с XML разработано большое количество так называемых парсеров (XML-процессоров), позволяющих реализовывать обработку XML-данных практически на любых платформах, что является крайне важным аспектом при построении клиент-серверного тестирования, используемого веб-среду.
Спецификация IMS Q&TI (Question & Test Interoperability) принята всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, почти все они используют этот формат для обмена тестовыми материалами, а некоторые уже используют его для хранения тестов внутри системы. Главными особенностями этой спецификации является отделение описания от отображения материалов вопроса, поддержка иерархичности теста, подсказок, различные варианты обработки ответа, расширенный набор настроек тестирования, динамического генерирования выборки вопросов исходя из предыдущих ответов, различные способы подсчета оценки и большое количество типов вопросов (в версии 1.01 их 20 типов). Эта спецификация позволяет использовать и описывать различные модели оценки ответов и использовать нестандартные материалы [7].
Доступность таких систем упрощает возможность по использованию тестов в системе современного образования. Развитие Интернет технологий упрощает возможности по использованию тестовых баз. Все это приводит к росту популярности использования тестовых систем в образовании.
На кафедре теоретических основ компьютерной безопасности и криптографии бала разработана система тестовых заданий для проверки знаний обучаемых, которые были размещены в тестовой оболочке. Данные материалы (тесты) были апробированы в школах и вузах г. Саратова.
Литература
1. Поповьян Р.А. Имитационная модель процесса в качестве основы теста для проверки знаний в соответствующей области знаний. Информационные технологии моделирования и управления, 2006, №3(28) с. 315—319
2. Этко И.Г. Компьютерные тесты по информатике и информационным технологиям в сети Интернет. Педагогическая информатика, № 1, 2005, — с.77—83
3. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование — одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, № 3, 2005, — с.13—17
4. Дьячук П.П. Динамическое компьютерное тестирование. Педагогическая информатика, № 3, 2005, — с.3—9
5. Карташева О.В. Использование адаптивной системы тестирования АСТ-тест для контроля знаний при дистанционном изучении темы «Базы данных».// Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2001.
6. Попов Д.И. Подсистема адаптивного тестирования среды дистанционного обучения.// Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2002.
7. Цымбалюк Е.С., Шеховцов Б.Г. Международные стандарты в компьютерном тестировании знаний. Образование и виртуальность – 2005. Сборник научных трудов 9-й Международной конференции Украинской ассоциации дистанционного образования. Под общ. Ред. В.А. Гребенюка и В.В. Семенца.– Харьков—Ялта: УАДО, 2005.– 315 с. С 299—302.

Опубликовано на Порталусе 29 июля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): компьютерные тестовые технологии, адаптивное тестирование



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама