Рейтинг
Порталус

Формирование этнокультуры будущих учителей изоискусства в процессе работы над эскизом картины исторического жанра

Дата публикации: 12 октября 2010
Автор(ы): Иван Сурнин
Публикатор: SurninIvan
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1286900092


Иван Сурнин, (c)

Наше время выдвигает совершенно особые требования к личности человека, особенно к личности учителя, воспитателя будущего поколения. Прежде всего, необходимо учитывать, что на современном этапе с различной интенсивностью происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства. Глобализационные тенденции, вызванные резкими изменениями в коммуникативно-информационной сфере (телевидение, развитие сети Internet и т.д.), приводят к взаимопроникновению культур и потере уникальности и неповторимости каждой из них. Уникальность русской этнокультуры состоит в её многогранности и противоречивости, основанных на многовековой истории, традициях, искусстве, характерной для России полиэтничности.
В настоящее время Российская Федерация переживает глубокую кризисную ситуацию, и дело не только в экономике и промышленности. Наиболее тяжёлым является кризис духовности и нравственности, национальной культуры.
В этой связи важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере – это огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.
Решить проблему формирования этнокультуры в новых поколениях в короткие сроки невозможно. Важную роль в этом играют предметы эстетического цикла, преподавание которых в наших школах зачастую сводится к поверхностной и весьма условной передаче умений. Огромный потенциал такой дисциплины как «Изобразительное искусство» в формировании новой направленности культуры поколения могут реализовать только профессионалы, учителя с высоким уровнем этнокультуры.
Сформировать этническую культуру в личности будущего учителя изобразительного искусства изолированными средствами невозможно, необходим целостный подход, с созданием междисциплинарных связей и комплексной системой. Немаловажную роль в этом играет изучение народной художественной культуры, но одного этого компонента недостаточно для глубокого и всестороннего формирования этнокультуры. Ведь она состоит не только из народных промыслов и костюмов. Многовековая история Российского государства, былины и сказания, русские боевые и состязательные традиции – всё это является частью культуры нашего народа. Такая дисциплина как «Композиция» позволяет реализовать широчайший спектр методов и подходов по формированию этнокультуры, ведь все вышеперечисленные элементы являются предметом изображения картин исторического жанра. Образы, создаваемые при написании исторических картин, являются плодами глубокого и разностороннего изучения этнокультуры. Но, работе в этом направлении практически не уделяется внимания.
Прежде всего, для последовательного формирования этнокультуры студентов худграфа в процессе работы над эскизом картины исторического жанра необходимо разработать модель методической системы. Мы выделили компоненты этнокультуры будущих учителей изоискусства: культурно-знаниевый (когнитивный), инструментально-творческий и эмоционально-личностный. Также разработали критериально - уровневую систему её сформированности, включающую три уровня (низкий, средний и высокий) и соответствующие им характеристики компонентов этнокультуры. Модель включает в себя систему заданий, основанных на программе художественно-графического факультета по «Композиции».
При разработке системы развивающих заданий мы обратились к действующим рабочим программам. Программа бакалавров художественного образования по композиции содержит две темы, которые предусматривают выполнение заданий по созданию эскиза картины исторического жанра: «Композиция сюжетно-тематической картины» и «Особенности композиционного построения многофигурной сюжетно-тематической картины». Но, по нашему мнению, спектр предложенных в ней заданий предполагает весьма поверхностное изучение заданных тем. В частности, большое сомнение вызывает необходимость выполнения «Композиции дружеских шаржей» при освоении первой темы. Мы предлагаем изменить и расширить спектр заданий в своей модели методической системы, путём введения заданий на создание исторических образов, тесно связанных с заданиями направленными на поиск информации в библиотеке, работу с источниками.
Также необходимо в процессе работы над эскизом регулярно посещать музеи и сотрудничать с клубами исторической реконструкции, которые обладают большой материальной базой костюмов оружия, и других предметов быта разнообразных исторических периодов.
В процессе выполнения эскиза картины художник вживается в роль персонажей, он глубоко проникает в их внутренний мир и познаёт их образ жизни во всех мелочах, таким образом и происходит изучение культуры своего народа, развитие чувства патриотизма и национального самосознания, изучение героических страниц родной истории. Также в процессе работы над эскизом формируются художественные умения, необходимые для будущей работы учителем изобразительного искусства.
Таким образом, мы считаем, что процесс работы над эскизом картины исторического жанра является мощным средством формирования этнокультуры будущих учителей изобразительного искусства. И в связи с этим необходима дальнейшая разработка и внедрение экспериментальной методической системы.
Библиографический список:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
2. Труды Академии художеств СССР: Вып.5: Сб.статей.- М.: Изобразительное искусство, 1988. – 344с.
3. Художественно-педагогический словарь/ Сост. Н.К.Шабанов, О.П.Шабанова, М.С.Тарасова, Т.Д. Пронина.- М.: Академический проект Трикста,2005. – 480с.

Опубликовано на Порталусе 12 октября 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама