Рейтинг
Порталус

Формирование здорового образа жизни подростков в деятельности социозащитных учреждений

Дата публикации: 17 декабря 2010
Автор(ы): Малыгина О.А.
Публикатор: olya
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1292595551


Малыгина О.А., (c)

Выдвижение проблемы здорового образа жизни в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость проведения соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья подростков как наиболее массового контингента детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Значительно возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. В частности, по этим причинам увеличивается число асоциальных проявлений в поведении подростков.
Современное российское общество характеризуется социальной нестабильностью. В нем существует особый контингент подростков (безнадзорные, беспризорные, социальные сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации), которые в силу различных социальных и жизненных обстоятельств изолируются из семьи. В условиях практического отсутствия знаний, навыков и социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения, а также ослабления связей между поколениями, подростки не получают необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.
Часто семья, где воспитывается подросток, не справляется со своими функциями, и следствием этого является увеличение числа детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие дети помещаются в специализированные социозащитные учреждения для несовершеннолетних с целью социальной реабилитации.
Воспитанникам социозащитных учреждений оказывается психолого-медико-педагогическая помощь специалистами центров социальной реабилитации. Одним из важных направлений в работе центров является формирование здорового образа жизни у подростков.
Проведенные исследования позволили предположить, что достаточно эффективно работу по формированию основ здорового образа жизни у подростков можно проводить в социозащитных учреждениях, так как они занимают особое место в жизни детей и подростков, поступивших на стационарное пребывание. Именно поэтому данные учреждения при соответствующей подготовке педагогических кадров смогут превратить свою деятельность в творческий процесс, направленный на сохранение и развитие здоровья подростков, привитие им здорового образа жизни. Для этого важно поставить во главу угла соответствующие методы педагогики и педагогической психологии, конкретные методы укрепления и сохранения здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, гармонизации межличностных взаимоотношений (А.М. Абаев, О.С. Гребенюк, М.И. Рожков, Э.А. Минкова, Т.Н. Сапожникова и др.).
Подростки, находящиеся в социозащитных учреждениях, по многим показателям отличаются от «благополучных» подростков. В первую очередь, это выражается в их поведении, в котором преобладают признаки ситуационного расстройства личности, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности. Особую группу составляют подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе, однако психологическая диагностика показывает, что в большинстве случаев для подростков характерно не нарушение функций самого интеллекта, а, как правило, неразвитость предпосылок его развития: познавательной активности, мотивации к получению знаний, интереса к приобретению нового опыта. Именно эти процессы не развиваются у подростка в тех условиях, в которых он находился до поступления в реабилитационный центр. Вероятно, это связано с тем, что на первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием, стремление его избежать.
Таким образом, врожденные свойства нервной системы, особенности личности, осложненный неврологический статус, негативный жизненный опыт, педагогическая запущенность требуют комплексного подхода к профилактической и реабилитационной работе с подростками, находящимися в социозащитных учреждениях. Она осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра, поскольку опыт показывает, что к социальному возрождению обездоленных детей ведут усилия не только социальных работников, но и педагогов, психологов, медиков и других узких специалистов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для формирования здорового образа жизни у данного контингента детей необходимо разрабатывать или адаптировать существующие программы и методики, которые учитывали бы личностные особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для ГУ ЯО СРЦ «Медвежонок» в 2007 году автором была разработана комплексная воспитательная программа по формированию здорового образа жизни у младших подростков «О себе и для себя!», целью которой является наиболее эффективное включение несовершеннолетних подростков в социум. Поскольку новые подростки поступают в социально-реабилитационный центр регулярно, автору удалось задействовать 58 человек (34 девочки и 24 мальчика) для работы по программе.
Предварительная работа позволила осуществить отбор материала для формирования здорового образа жизни у подростков, находящихся в социозащитных учреждениях в соответствии с разработанными задачами эксперимента. Особенности подросткового возраста, проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков, специфика социозащитных учреждений, их здоровьесберегающий потенциал определили содержание и педагогическую концепцию формирования здорового образа жизни воспитанников, изложенную в программе «О себе и для себя!». Тематика занятий предопределила способы, средства и принципы построения деятельности социозащитных учреждений по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Программа рассчитана на непрерывный характер работы с подростками в течение всего времени их пребывания в социозащитных учреждениях для несовершеннолетних и предусматривает закрепление у воспитанников элементарных гигиенических навыков, соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, двигательную активность, достаточный сон, навыки личной и общественной гигиены и др. При этом сотрудники, участвующие в реализации программы, руководствуются такими принципами, как комплексность, интегративность, индивидуализация, преемственность, активность воспитанников.
Для реализации предложенной педагогической модели в структуре социозащитных учреждений была организована работа методиста-консультанта, координирующего деятельность специалистов по формированию здорового образа жизни у подростков через специальный совет. В его состав вошли воспитатели, ведущие занятия в подростковых группах, представители администрации, медик и психолог.
В связи с тем, что одним из главных показателей гармоничного физического и психического развития подростков являются наиболее значимые составляющие их жизнедеятельности (состояние здоровья, поведение, круг и характер общения, взаимодействие), в качестве основных критериев сформированности основ здорового образа жизни программой «О себе и для себя!» были избраны: когнитивность (уровень знаний, умений и навыков по основам здорового образа жизни, личная физическая культура) и психодинамика ( уровень тревожности).
Соответственно им был подобран набор диагностик, позволяющий максимально эффективно проводить экспериментальную работу: определение уровня готовности к здоровому образу жизни (составленный автором опросник на основе сфер личности (по О.С. Гребенюку ); изучение динамики уровня тревожности (цветовой тест М. Люшера и методика Т.А.Немчина на определение уровня тревожности); результаты врачебного контроля за физическим развитием подростков в ходе экспериментальной работы (оценка основных физических показателей).
Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенных организационно-содержательных условий формирования здорового образа жизни у подростков – воспитанников ГУ ЯО СРЦ «Медвежонок». Авторская комплексная воспитательная программа «О себе и для себя!» доказала свою состоятельность в вопросах:
- формирования мотивационно-ценностных ориентаций подростков на ведение ими здорового образа жизни. При этом заметно меняются компоненты сфер личности подростков, при этом изменения мотивационной, предметно-практической и когнитивной компонентов статистически достоверны (р<0,05);
- укрепления психического здоровья. Об этом может свидетельствовать значительное снижение уровня тревожности воспитанников – с 33,9±1,74 балла до 27,2±1,51 баллов по Т.А. Немчину (р<0,05,). Анализ результатов цветового теста М.Люшера свидетельствует об увеличении числа наблюдаемых воспитанников с не выраженным уровнем тревожности и сокращением – с высоким уровнем. Эти изменения можно признать существенными, поскольку в первом случае увеличение составляет более 33%, а во втором наблюдается уменьшение на 26,7%;
- укрепления физического здоровья подростков (положительная динамика результатов диагностики индивидуального уровня физического состояния и показателей состояния физического развития по данным врачебного контроля и листам здоровья).
Программа «О себе и для себя!» продолжает использоваться в ГУ ЯО СРЦ «Медвежонок» при работе с подростками.

Библиографический список

1. Абаев А.М. Педагогические особенности здоровьесбережения в практике современного воспитания // «Национальные ценности: традиции и современность».- М.;2006.- с. 18-23.
2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений . - М., 2003.-160 с.
3. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М., ТОО «Симс», 1995.
4. Технологии воспитания и социальной реабилитации в социозащитных учреждениях / Составители Т.Н. Сапожникова, А.Н. Логинова, И.В. Глинская, Т.П. Черепенникова. – Ярославль, 2007.- 125 с.

Опубликовано на Порталусе 17 декабря 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): зож, социозащитные учреждения



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама