Рейтинг
Порталус

Уровень тревожности студентов младших курсов как предпосылка девиантного поведения

Дата публикации: 17 декабря 2010
Автор(ы): Малыгина О.А.
Публикатор: olya
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1292595695


Малыгина О.А., (c)



Проблема толерантности молодежи к факторам окружающей среды, подталкивающим её к девиантному поведению, привлекает внимание всех работающих в этом направлении специалистов. Известно, что значительная часть подростков и студентов не отказывается от алкоголя, курит, знакома с наркотиками. И это касается не только групп риска, но и представителей вполне благополучных в материальном плане семей.
Нас заинтересовал вопрос – в какой мере подвержена студенческая молодежь этим отрицательным воздействиям. Большие учебные нагрузки, отсутствие у значительной части студентов твердых жизненных и целевых установок и контроля со стороны взрослых, доступность и пропаганда «легкой» жизни могут провоцировать отклонение от общепринятых норм морали.
Этому же способствует и ослабление здоровья у большого числа студентов – как мы показали ранее [1], физическое здоровье студентов младших курсов находится в пределах градации «ниже среднего – средний».
Цель исследования: выявление возможной зависимости между личностными качествами студенток младших курсов университета, провоцирующих девиантное поведение, и показателями, отражающими степень их адаптации к учебным нагрузкам.
Материалы и методы исследования. Проведено анкетирование 84 студентов 2 курса ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Анкета разработана специалистами Института педагогики и психологии ЯГПУ (дир. проф. М.И. Рожков). Она позволяет выявить группы риска по пяти факторам, касающимся личности опрашиваемых: особенности семейных отношений (С), степени сформировавшегося недоверия окружающим (Л), уровню личной агрессивности (А), неуверенности в собственных силах (Н), проявлению той или иной акцентуации личности (Акц).
Для выявления особенностей адаптации студентов к учебной деятельности в вузе рассчитывался адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения [2], определялся уровень тревожности [3] у 54 человек.
Полученные данные обрабатывались методами математической статистики.
Результаты исследования. Ломка динамического стереотипа в процессе адаптации абитуриентов к учебным нагрузкам в вузе предъявляет к нервной системе младшекурсников серьезные дополнительные требования. С одной стороны – это значительные учебные нагрузки, совершенно иной режим учебной деятельности, с другой – относительная свобода формирования личного времени, расширение круга общения, ещё большее, по сравнению со школой, желание подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность и индивидуальность. Всё это при недостаточном уровне самоконтроля и внутренней организованности, что в значительной степени закладывается в семье, может стать побудительным моментом к появлению и развитию девиантного поведения.
Как отмечалось на Х конгрессе педиатров России (февраль 2006 года), лишь около 10% школьников полностью справляются со школьной программой. Но этот факт мало учитывается содержанием образовательных стандартов высшего профессионального образования. Отсюда и значительные перегрузки студентов не только в период экзаменационных сессий.
Проведенные нами совместно с преподавателями кафедры охраны здоровья нашего университета наблюдения показывают, что у студентов первого и второго курсов всех факультетов появляются гемодинамические сдвиги, характерные для развивающегося напряжения механизмом адаптации. Например, средняя частота сокращений сердца даже у студентов второго курса составляет 73,6 ± 1,47 уд/мин ( n = 43). По данным же проф. Г.И. Косицкого (4), уже 73,5 ± 2,3 уд/мин может быть предвестником донозологического состояния.
Особенно заметен переход от нормы к состоянию напряжения адаптационных механизмов при анализе состояния адаптационного потенциала системы кровообращения ( АП, табл.1).
Таблица 1
Состояние АП и уровня тревожности (УТ)
у студентов второго курса

Показатели Число наблюдений Норма Фактические данные
АП 54 до 3,2 4,8 ± 0,15
УТ 54 5 - 15 20,6 ± 1,1

Такое постоянное напряжение регуляторных механизмов организма может способствовать более активному развитию той или иной акцентуации личности, в том числе и девиантного поведения. Это тем более возможно, поскольку определенный психофизиологический статус в этом возрасте хотя уже наметился, но его формирование еще не закончилось (табл.2).
Анализ корреляционных отношений между анализируемыми чертами личности показал, что у юношей весьма высокая теснота связи (0,9 – 0,99 по шкале Чеддока) выявляется между агрессивностью, неуверенностью в себе и недоверия к людям. У студенток университета весьма высокая корреляция обнаруживается между акцентуализацией личности и неуверенностью в себе. В то же время такая же высокая теснота связи проявляется между условиями жизни семьи, агрессивностью и неуверенностью в себе.
Таблица 2
Степень проявления черт личности как фактор
риска девиантного поведения (в баллах)
Черты личности 1 курс, юноши, n=20 2 курс, девушки, n=38 1 курс, девушки, n =26 Критический уровень
1 2 3 4
С 1,9 ± 0,39 1,55 ±0,26 2,85± 0,42 >5
А 3,8 ±0,47 1,68 ±0,25 2,27± 0,39 >5
Л 3,2 ±0,52 4,58 ±0,35 4,12 ±0,41 >5
Н 3,85± 0,43 6,18± 0,39 5,62 ±0,51 >6
Акц 6,75± 0,38 6,61 ±0,33 7,46± 0,30 >8

Как показывают полученные данные, риск формирования девиантного поведения весьма высок у студенток первого курса. Хотя он у второкурсниц уменьшается, но неуверенность в собственных силах этих студенток может формировать как нежелательные поведенческие реакции, так и, в конечном итоге, соматические проблемы.
Перенапряжение адаптационных механизмов в процессе обучения в вузе может стать серьёзным неблагоприятным фактором выбора формы общественного поведения – корреляционный анализ выявляет достоверную зависимость между неуверенностью в собственных силах, уровнем тревожности, анализируемыми личностными качествами и адаптационным потенциалом системы кровообращения.
Выводы.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета адаптивных возможностей студентов младших курсов как с точки зрения сохранения их здоровья, так и с позиций формирования определённых личностных качеств, исключающих возможность развития нежелательных акцентуаций личности, ведущих к развитию девиантного поведения.

Библиографический список
1. Малыгина О.А., Малыгин А.М. Личностные качества студентов как предпосылка к девиантному поведению // Естествознание: исследования и обучение: Матер. конф. «Чтения Ушинского» – Ярославль,2006.– С.179-184.
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина,1979. – 198 с.
3. Практическая психология в тестах. – М.: «Акт-пресс»,1977. – 170 с.
4. Превентивная кардиология /ред. Г.И. Косицкий – М.: Медицина,1987. – 512 с.

Опубликовано на Порталусе 17 декабря 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): девиантное поведение



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама