Рейтинг
Порталус

БОЛЬШЕ ШКОЛ ХОРОШИХ... И РАЗНЫХ?

Дата публикации: 17 января 2017
Автор(ы): Шиляев Александр Александрович
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 5, Июль 2013, C. 46-49
Номер публикации: №1484602216


Шиляев Александр Александрович, (c)

На фото: БОЛЬШЕ ШКОЛ ХОРОШИХ... И РАЗНЫХ?, автор: admin

Проблема факторов, влияющих на качество образования, не так проста, как может показаться. Может быть, школам нужно предоставить больше свободы (сделать автономными) и тогда качество улучшится?

Шиляев Александр Александрович, кандидат экономических наук

Образование давно уже не привилегия, а необходимое условие для преуспевания, а сама сфера - важная и неотъемлемая часть экономики. С учетом этого и несмотря на неоднозначность понятия "качество образования", в последнее время появляется все больше работ и исследований, посвященных оценке качества образования не только на уровне отдельных стран, но и на уровне отдельных образовательных институтов.

Как и в бизнесе (кстати, почему как?), делаются попытки выявить наилучшую практику. Все чаще можно слышать разговоры о преимуществах автономных / независимых образовательных учреждений, призывы к переносу принципа невмешательства (laissez faire) государства теперь и на почву образования.

За последние несколько лет был опубликован целый ряд работ, ставящих своей целью поиск корреляций и причинных связей между различными факторами и эффективностью образовательных систем, измеряемой, как правило, уровнем академической успеваемости учащихся, оцениваемой посредством их тестирования (PISA, TIMSS, PIRLS).

Какими бы противоречивыми и спорными ни были порой результаты исследований - что естественно для любого научного поиска, - эксперты на сегодняшний день сходятся в одном: выявлено очень незначительное количество поддающихся количественным измерениям строгих зависимостей между тем, что "вкладывается" в систему образования, и тем, что наблюдается на выходе.

Образование до сих пор остается "черным ящиком", где вводимые в систему ингредиенты превращаются в конечные результаты способами, которые трудно предсказать и измерить.

Возможно, именно нежелание мириться с подобной ситуацией заставляет теоретиков и практиков от образования предпринимать все новые и новые попытки проникнуть внутрь этого "ящика".

АВТОНОМНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы был сделан ряд попыток увязать степень автономности школ в ряде стран (или в отдельно взятой стране) с уровнем академической успеваемости учащихся в этих странах (или в таких школах по сравнению со школами, не пользующимися привилегиями автономии).

Полученные результаты, как и следовало ожидать, не позволили сформулировать некое золотое и универсальное для всех правило. Так, Ханушек, Линк и Вессманн (2011) опубликовали результаты исследования, в котором показатели тестов PISA рассматривались через призму степени автономности школ в системах образования целого ряда стран.

Общий вывод оказался следующим: школьная автономия благоприятно сказывается на образовательных достижениях учащихся из стран с развитой экономикой, но имеет отрицательный эффект на те же показатели в развивающихся странах и странах с отсталой экономикой.

OECD, также обобщив результаты тестов PISA, пришла к выводу, что в тех странах, где школы имеют большую автономию относительно содержания учебных программ и способов оценки учащихся, последние на тестах показывают более высокие результаты, равно как и в тех странах и школах, которые, пользуясь автономией в части использования и распределения ресурсов, демонстрируют при этом и более высокий уровень ответственности и открытости, обеспечивая свободный доступ к данным по успеваемости своих учащихся. В тех же странах, в которых к автономным школам подобные требования по обеспечению более высоких стандартов открытости не предъявляются, более высокие результаты показывают обычные школы, не пользующиеся привилегиями и изъятиями из общих правил (OECD, 2011).

Нетрудно заметить, что выводы, к которым приходят авторы этих двух исследований, находятся в некотором противоречии. По крайней мере во втором исследовании не делается никаких оговорок относительно того, что развитым экономикам децентрализация системы образования приносит более ощутимые выгоды, нежели развивающимся и слаборазвитым странам.

Пожалуй, еще менее однозначные выводы можно сделать, изучая опыт создания и наблюдения за charter-школами (далее будем их называть привилегированными) в США. [Dillon, E. (2011). The Road to Autonomy. Education Sector.]

Оказалось, что даже в пределах одного округа предоставление школам автономии в той или иной части может приводить к прямо противоположным результатам: в то время как одним удается добиться повышения стандартов образования, другие поистине не знают, что делать со свалившейся на них свободой, и оказываются неспособными конвертировать ее в преимущества.

Итак, мы видим, что эксперты пока далеки от консенсуса относительно действенности, казалось бы, очевидной на первый взгляд вещи - несомненной пользы (и для учащихся, и для экономики) от предоставления школам большей самостоятельности.

По крайней мере доказательству именно данной гипотезы посвятило свои жизни и карьеры не одно поколение экономистов. Не углубляясь сейчас в нюансы использованных в перечисленных исследованиях методик, кажется логичным уделить больше внимания самому понятию автономии, механизмам ее реализации, а потом уже переходить к вещам более высокого порядка, решать, как относиться к тем или иным предлагаемым рецептам, насколько доверять выводам.

Представляется естественным прежде любого сравнения и измерения подвести под исследуемые объекты единую базу, применить некий общий стандарт. В случае же с понятием школьной автономии данная задача оказывается нерешенной в силу ряда моментов.

Во-первых, разные страны существенно отличаются друг от друга в своем отношении к предоставлению учебным заведениям большей самостоятельности - от очевидной идиосинкразии до более чем либеральной политики.

Во-вторых, еще большее разнообразие имеет масштаб, который приняло движение в сторону централизации образовательной системы и способы этого движения. [Его показателем может быть доля школ, работающих в автономном режиме, или (что более объективно) - доля учеников, посещающих такие школы.] Некоторые страны (например, Болгария, Южная Корея, Япония) проявляют больше осторожности, в то время как другие (например, Чехия, Нидерланды, Великобритания) не прочь пуститься во все тяжкие.

Все это значительно усложняет сравнение результативности систем образования с использованием в качестве переменной показателя степени их децентрализации.

В-третьих, различными могут быть подходы к реализации, наличие у школьного руководства необходимых навыков и знаний, чтобы умело воспользоваться предоставленными дополнительными полномочиями.

Автономия эффективна там, где есть способность принять необходимые и наиболее важные решения и претворить их в жизнь.

Такие навыки проявляются уже на уровне отдельно взятых руководителей, а также отдельно взятых или учебных заведений, или структур, осуществляющий за ними надзор.

Так мы приходим к пониманию, что бессмысленно говорить просто об автономии, так как при таком подходе она остается точно таким же "черным ящиком", как и вся система образования в целом, вещью в себе.

АВТОНОМИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ

Вообще говоря, понятие автономии является интегральным и, следовательно, подверженным разложению на составляющие его части. В современной литературе принято выделять по крайней мере три части.

К распределению ресурсов принято, в частности, относить свободу руководства школы в той или иной степени влиять на выбор преподавателей и их увольнение, на установление начального уровня оплаты труда и размеров ее роста, наконец, на составление бюджета школы и на его распределение между нуждами учебного заведения.

Две другие зоны привилегий / ответственности определяют, насколько школьные власти вольны в выборе и установлении политики оценки учащихся, какие именно учебные курсы предлагать учащимся, каким будет содержание этих курсов, какие учебные материалы использовать в том или ином случае.

То, к какому виду автономии в большей степени склоняются национальные системы образования, также сказывается на общем уровне результативности этих систем.

Например, в масштабах страны чем больше школ, которым позволено самостоятельно определять содержание курсов и применять собственные системы оценки учащихся, тем более результативной оказывается система образования в целом. Как показывает статистика вчерашних школьников, поступивших в вузы, написание курсовых и дипломных работ за плату (см., например, внешнюю ссылку) интересует в процентном отношении одинаково и выпускников элитных школ, и обычных среднеобразовательных. По сути, это делегирование своих студенческих обязанностей, у каждого на это разные причины (например, это может быть маленький ребенок, длительные командировки, сложная работа и так далее).

С другой стороны, не выявлено однозначной зависимости между автономией школ по распределению ресурсов и эффективности систем образования.

КОГДА ЖЕ АВТОНОМНОСТЬ ЭФФЕКТИВНА?

Даже столь беглого обзора достаточно, чтобы понять: автономия - это не добро и не зло, ни в коей мере не спасительная соломинка, а инструмент, который оказывается тем эффективнее, чем лучше им умеют пользоваться.

В таком случае выводы Ханушека о том, что развитым странам легче удается извлечь преимущества из автономии, находят объяснение.

Дело не только и не столько в объеме средств, направляемых в систему образования, сколько в:

- уровне профессионализма участников процесса;

- институциональной обустроенности реформ;

- последовательности этих реформ;

- поддерживаемых в обществе культурных традициях по отношению к образованию, к профессии учителя и т.п.

В ряде случаев не автономия а, наоборот, усиление централизации, более четкая стандартизация учебных процессов помогают добиться существенного улучшения.

Именно по такому пути пошел в свое время руководитель школьного округа Boston Public Schools (Массачусетс) Томас Пэйзант. За 10 лет реформ удалось добиться существенного повышения успеваемости среди учащихся особенно из категории меньшинств и из семей с низкими доходами. В 2006 г. организация Boston Public Schools была удостоена заслуженной награды Broad Prize for Urban Education размером в 1 млн. долларов. Возможно, на том этапе такое решение было единственно верным. Возможно, усиление дисциплины не самый худший вариант, когда все школы округа (сейчас их в округе 128) в силу объективных причин не могут обеспечить образование примерно одного уровня.

Кстати, в США, несмотря на популярность, которую набирают привилегированные школы и другие формы школьных автономий, в последнее время все чаще можно слышать разговоры о том, что особенно у учителей стало слишком много персональной свободы, которая не идет им на пользу. [http://www.educationsector.org/publications/teacher-autonomy-paradox]

Неудивительно, что многие страны не созрели еще, чтобы отпустить свои системы образования в свободное плавание, если благополучные и в финансовом, и в интеллектуальном отношении Соединенные Штаты столь часто сталкиваются с искушением "закрутить гайки", а "царь горы" - Финляндия практически вовсе обходится без подобных "излишеств".

Хочется нам это признавать или нет, но системы образования действительно остаются пока "черными ящиками". Опыт передовых в области образования стран и мудрых руководителей показывает, что в подобных ситуациях они, не отказываясь от экспериментов, не закрывая путь инновациям даже в такую традиционно консервативную область, каковой является образование, предпочитают двигаться постепенно, не разворачивая непроверенные решения сразу на всю страну "от тайги до британских морей".

Наверное, потому что осознали, что популярный нынче лозунг "Думай глобально, действуй локально", придуманный почти 100 лет назад Патриком Геддесом применительно к градостроительной деятельности, актуален сегодня и для других сфер человеческой деятельности, в том числе и образования, которое вынужденно становится все более глобализированным, а потому уже не может запираться само в себе, не учитывать опыт, уже полученный и пройденный другими странами.

Неплохо бы и нам прийти к такому пониманию, и чем скорее это произойдет, тем легче будет путь наверх. А путь этот, как показывают факты, неблизкий.

Опубликовано на Порталусе 17 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): школа, средняя школа



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама