Рейтинг
Порталус

Педагогическая поддержка оптимального развития каждого ребёнка

Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): Л. А.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2011, C. 28-30
Номер публикации: №1487024223


Л. А., (c)

Правописание приставок "раз-" и "рас-" в начальной школе

 

Л. А., учительница начальных классов в сельской школе

 

Предлагаем вниманию читателей письмо сельской учительницы и семь ответных реплик доктора пед. наук В. Букатова с рассказами о "золотых ключиках" режиссуры урока и профессиональными советами, данными без всякой оглядки на министерские стандарты образования.

 

Я работаю в сельской школе по Учебно-методическому комплекту (УМК) "Перспективная начальная школа" пятый год. Федеральный стандарт нового поколения требует от авторов существующих программ начального образования формирования у каждого выпускника начальной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе - то есть развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

 

Главной направляющей УМК является личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт. Опыт ребёнка - это не только его возраст, но и тот образ мира, который определяется его укоренённостью в природно-предметной среде, это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с есте-

 
стр. 28

 

ственным природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удалённостью от крупных культурных объектов.

 

Идея УМК - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе обеспечивают условия, при которых обучение идёт впереди развития (см. Репл.-комм. 1).

 

Конспект урока

 

Форма урока - заседание Клуба по русскому языку.

 

Тема урока: Как пишутся приставки раз-, рас-.

 

Цели урока:

 

1. Формировать умение правильно писать слова с приставками на з-, с-.

 

2. Развивать умения формулировать и выводить правила.

 

3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.

 

Пособия к уроку: тетради на печатной основе, таблица приставок, учебник II и III части.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

Выбирается ведущий.

 

- Начинаем очередное заседание клуба. Хотите знать тему сегодняшнего заседания? (Открывается доска, на ней тема: "Как пишутся приставки?") Что вы можете сказать про приставки? (См.Репл.-комм. 6: совет первый.)

 

II. Работа над новым материалом.

 

- Что же ещё вы не знаете про приставки? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе (см. Репл.-комм. 5), выполните такое задание: откройте обратный словарь на стр. 179 и выпишите в два столбика глаголы на -ать с приставками раз- и рас-.

 

а) Выполнение задания (самостоятельно).

 
  
  
 разломать ______ распечатать 
 разбросать ______ расписать 
 разболтать ______ раскатать 
 размешать ______ расхватать 
 разгрызть ______ рассчитать 
 расшатать  
 растоптать  
 расслышать 
  
 
 
 
 
 
 

- Подчеркните в каждом слове букву, с которой начинается корень.

 

- Что-нибудь заметили при написании? Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного? А если с глухого согласного? (См. Репл.-комм. 6 и Репл.-комм.7: совет второй.)

 

б) Выполнение упражнения 11 самостоятельно. (Задание: запиши слова разобидеть, разубедить, разоружить, разодеться.)

 

Слово предоставляется эксперту - ученику, который активно работал над первым заданием.

 
стр. 29

 

- Какая приставка есть в этих словах? А какая буква пишется на конце этих приставок? А теперь назовите букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой же вывод вы сможете сделать на сегодняшнем нашем заседании клуба? (См. Репл.-комм. 4.)

 

в) Делается вывод, формулируется правило самими детьми.

 

- Сравните с правилом, данным в учебнике на странице 18.

 

Костя сказал, что корни диктуют выбор приставки. Так ли это?

 

Высказывания учеников:

 

- Если приставка заканчивается на буквы з или с, то корни заставляют к себе прислушиваться! - соглашается Анишит.

 

III. Динамическая минутка.

 

- Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз-, то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете.

 

Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться. (Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами). (См. Репл.-комм. 2 и Репл.-комм. 3.)

 

IV. Работа по закреплению.

 

а) Упражнение из печатной тетради (стр. 11, упр. 12) предлагается для самостоятельной работы с последующей проверкой в парах (см. Репл.-комм. 5).

 

б) Словарная работа над словом кремль.

 

- Что такое кремль? На какую часть слова нужно обратить внимание? Что вы должны запомнить в этом слове? Вставьте новое слово в стихотворение. Выполните задание, данное в упражнении.

 

в) Выполнение упр. 12 из учебника с комментированием. (Учитель вступает в свои полномочия.) (См. Репл.-комм. 4.)

 

- Вы заметили, что в данном тексте есть слово без окончания? Какое это слово? Давайте докажем, что слово какаду не имеет окончания. Как это можно доказать? (Падежи с вопросами можно приготовить заранее.)

 

- Вспомните, что такое окончание? Посмотрите на сделанную запись и скажите, есть ли в слове какаду изменяемая часть? Такой части нет, следовательно, и окончания нет (см. Репл.-комм.7;совет третий).

 

- Следующее задание: к выделенным словам подставьте начальную форму глагола и покажите стрелочкой, как они образовались, выделите приставки.

 

V. Итог урока. (Вопрос задаёт учитель.)

 

- Что же вы сегодня выяснили на заседании клуба? (См. Репл.-комм. 7; совет первый.) А как вы думаете, будет ли распространяться это же правило в отношении приставок из-/ис-, без-/бес-, воз-/вос-? С этими приставками мы познакомимся на следующем уроке.

 

/На следующей странице читайте реплики-комментарии В. Букатова/

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама