Главная → ПЕДАГОГИКА → Педагогическая поддержка оптимального развития каждого ребёнка
Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): Л. А. →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА →
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2011, C. 28-30 →
Номер публикации: №1487024223
Л. А., (c)
Правописание приставок "раз-" и "рас-" в начальной школе
Л. А., учительница начальных классов в сельской школе
Предлагаем вниманию читателей письмо сельской учительницы и семь ответных реплик доктора пед. наук В. Букатова с рассказами о "золотых ключиках" режиссуры урока и профессиональными советами, данными без всякой оглядки на министерские стандарты образования.
Я работаю в сельской школе по Учебно-методическому комплекту (УМК) "Перспективная начальная школа" пятый год. Федеральный стандарт нового поколения требует от авторов существующих программ начального образования формирования у каждого выпускника начальной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе - то есть развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Главной направляющей УМК является личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт. Опыт ребёнка - это не только его возраст, но и тот образ мира, который определяется его укоренённостью в природно-предметной среде, это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с есте-
ственным природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удалённостью от крупных культурных объектов.
Идея УМК - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе обеспечивают условия, при которых обучение идёт впереди развития (см. Репл.-комм. 1).
Конспект урока
Форма урока - заседание Клуба по русскому языку.
Тема урока: Как пишутся приставки раз-, рас-.
Цели урока:
1. Формировать умение правильно писать слова с приставками на з-, с-.
2. Развивать умения формулировать и выводить правила.
3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
Пособия к уроку: тетради на печатной основе, таблица приставок, учебник II и III части.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Выбирается ведущий.
- Начинаем очередное заседание клуба. Хотите знать тему сегодняшнего заседания? (Открывается доска, на ней тема: "Как пишутся приставки?") Что вы можете сказать про приставки? (См.Репл.-комм. 6: совет первый.)
II. Работа над новым материалом.
- Что же ещё вы не знаете про приставки? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе (см. Репл.-комм. 5), выполните такое задание: откройте обратный словарь на стр. 179 и выпишите в два столбика глаголы на -ать с приставками раз- и рас-.
а) Выполнение задания (самостоятельно).
разломать ______ распечатать разбросать ______ расписать разболтать ______ раскатать размешать ______ расхватать разгрызть ______ рассчитать расшатать растоптать расслышать
- Подчеркните в каждом слове букву, с которой начинается корень.
- Что-нибудь заметили при написании? Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного? А если с глухого согласного? (См. Репл.-комм. 6 и Репл.-комм.7: совет второй.)
б) Выполнение упражнения 11 самостоятельно. (Задание: запиши слова разобидеть, разубедить, разоружить, разодеться.)
Слово предоставляется эксперту - ученику, который активно работал над первым заданием.
- Какая приставка есть в этих словах? А какая буква пишется на конце этих приставок? А теперь назовите букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой же вывод вы сможете сделать на сегодняшнем нашем заседании клуба? (См. Репл.-комм. 4.)
в) Делается вывод, формулируется правило самими детьми.
- Сравните с правилом, данным в учебнике на странице 18.
Костя сказал, что корни диктуют выбор приставки. Так ли это?
Высказывания учеников:
- Если приставка заканчивается на буквы з или с, то корни заставляют к себе прислушиваться! - соглашается Анишит.
III. Динамическая минутка.
- Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз-, то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете.
Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться. (Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами). (См. Репл.-комм. 2 и Репл.-комм. 3.)
IV. Работа по закреплению.
а) Упражнение из печатной тетради (стр. 11, упр. 12) предлагается для самостоятельной работы с последующей проверкой в парах (см. Репл.-комм. 5).
б) Словарная работа над словом кремль.
- Что такое кремль? На какую часть слова нужно обратить внимание? Что вы должны запомнить в этом слове? Вставьте новое слово в стихотворение. Выполните задание, данное в упражнении.
в) Выполнение упр. 12 из учебника с комментированием. (Учитель вступает в свои полномочия.) (См. Репл.-комм. 4.)
- Вы заметили, что в данном тексте есть слово без окончания? Какое это слово? Давайте докажем, что слово какаду не имеет окончания. Как это можно доказать? (Падежи с вопросами можно приготовить заранее.)
- Вспомните, что такое окончание? Посмотрите на сделанную запись и скажите, есть ли в слове какаду изменяемая часть? Такой части нет, следовательно, и окончания нет (см. Репл.-комм.7;совет третий).
- Следующее задание: к выделенным словам подставьте начальную форму глагола и покажите стрелочкой, как они образовались, выделите приставки.
V. Итог урока. (Вопрос задаёт учитель.)
- Что же вы сегодня выяснили на заседании клуба? (См. Репл.-комм. 7; совет первый.) А как вы думаете, будет ли распространяться это же правило в отношении приставок из-/ис-, без-/бес-, воз-/вос-? С этими приставками мы познакомимся на следующем уроке.
/На следующей странице читайте реплики-комментарии В. Букатова/
Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK