Главная → ПЕДАГОГИКА → ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Дата публикации: 23 февраля 2017
Автор(ы): Евтехова Ольга Петровна, Горбунова Марина Викторовна, Кокорин Сергей Викторович →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА →
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 8, Октябрь 2013, C. 42-47 →
Номер публикации: №1487859885
Евтехова Ольга Петровна, Горбунова Марина Викторовна, Кокорин Сергей Викторович, (c)
В рубрике - опыт трех различных площадок Самарской области:
■ Тольятти презентует модель организации предпрофильной подготовки учащихся в масштабах города с использованием современных информационных технологий.
■ Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, связанную с созданием окружного ресурсного центра, разбираем в статье коллег из Новокуйбышевска.
■ Модель участия родителей в государственно-общественном управлении системой образования округа представляет Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области.
Евтехова Ольга Петровна, консультант отдела развития образования Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области
Горбунова Марина Викторовна, заведующая отделом профессионального ориентирования и планирования карьеры ГБОУ ДПО (ПК) С ЦПК "Центр развития трудовых ресурсов городского округа "Тольятти""
Кокорин Сергей Викторович, инженер-программист ГБОУ ДПО (ПК) С ЦПК "Центр развития трудовых ресурсов городского округа "Тольятти""
Введение
На территории г. о. Тольятти система предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов реализуется с 2003 года, когда г. Тольятти вошел в эксперимент Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - МОиН РФ).
Предпрофильная подготовка вводится с целью оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования. Она также содействует развитию способности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Участниками проекта было пережито несколько кризисов идейно-смыслового, содержательного и организационного характера.
За время осуществления проекта преодолено множество проблем, связанных с реализацией курсов, сама система все это время претерпевает качественные и количественные изменения.
Цели и желаемые результаты предпрофильной подготовки прописаны в направляющих документах МОиН РФ, однако механизмы реализации каждая территория должна была разработать самостоятельно.
Но именно механизмы и являются ключевыми факторами эффективности предпрофильной подготовки и определяют отношение к ней всех участников, задействованных в ее организации и проведении. Все вышесказанное по большей части относится к организации и проведению курсов по выбору.
Не стоит думать, что вопрос "чисто технический". Встречаясь с представителями регионов, понимаем, что практически у всех есть проблемы в его организации. Мы сами очень сложно прожили эти 10 лет.
Какие изменения происходили
1. В идейно-смысловом плане за это вре-
стр. 42
мя мы прошли путь от формального принятия сформулированных МОиН РФ целей и смыслов предпрофильной подготовки через попытку ее замены на курсы по углублению предметов (инициатива руководителей учреждений общего образования) к осознанной необходимости проведения профессионально-ориентированных курсов.
2. В содержательном плане - от отдельных, разрозненных, ситуационно привнесенных имеющихся знаний, способов и средств до сегодняшней системы, определяющей содержание предпрофильной подготовки на уровне города.
3. В организационном плане тоже произошли серьезные изменения, был пройден путь до сложной системы сетевого взаимодействия с различными учреждениями образования и культуры, предприятиями, с включением автоматизированной информационной системы.
На настоящий момент в городе выстроена открытая и понятная для всех субъектов система предпрофильной подготовки.
Она позволяет:
- учащимся 9-х классов эффективно решать задачу выбора профилирующего направления собственной деятельности;
- слаженно, организованно осуществлять процесс;
- отслеживать и стандартизировать результаты предпрофильной подготовки.
На наш взгляд, залог успешной реализации системы предпрофильной подготовки в Тольятти на протяжении 10 лет - вовлеченность в этот процесс органов управления образованием.
Система реализации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов на территории г.?о. Тольятти
В настоящее время система реализации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает три этапа:
I этап - теоретический (сентябрь - октябрь; 18 учебных часов), когда реализуются три основных профориентационных блока: информационный, профессиоведческий, диагностический в рамках теоретического профориентационного курса. (Курс на выбор преподавателя: "Человек и профессия", авт. Чистякова С. Н.; "Твоя профессиональная карьера", авт. Чистякова С. Н.; "Я и моя профессия", авт. Резапкина Г. В. и др.)
Основные цели курса: информирование о мире профессий, путях получения профессионального образования, ситуации на рынке труда; диагностика профессионально-познавательных интересов, способностей и склонностей учащихся. Информация, полученная на курсе о мире профессий и о себе, должна быть обоснованно использована учащимися при выборе курсов на втором этапе.
II этап - практико-ориентированный, или этап профессиональных проб (ноябрь - февраль; 33 учебных часа - 3 курса по 11 часов). Реализуется через курсы предпрофильной подготовки (далее - КПП). Основная цель курсов по выбору - знакомство учащихся 9-х классов на практике с разнообразными видами профессиональной деятельности человека.
Курсы позволяют учащимся осуществить первые профессиональные пробы в той или иной сфере человеческой деятельности, познакомиться со спецификой наиболее распространенных профессий, поддержать сделанный выбор профиля обучения и (или) сферы последующей профессиональной деятельности.
Этап проходит с использованием автоматизированной информационной системы "Предпрофильная подготовка и профильное обучение в г. Тольятти" (АИС ППиПО).
III этап - проектный (этап профессионального самоопределения) (февраль - апрель; 17 учебных часов). Реализуется посредством проектной деятельности. Деятельность по проекту завершается презентацией индивидуального профессионального плана, представляемого в различных формах.
Лучшие проекты школьного уровня участвуют в
стр. 43
конкурсах проектов "Мой выбор" на районном и городском уровнях.
На протяжении всех трех этапов системы учащиеся посещают мероприятия, организуемые учреждениями профессионального образования города и Тольяттинским центром трудовых ресурсов. (План посещений размещен на сайте журнала http://obr.direktor.ru)
На предпрофильную подготовку в 9-х классах отводится 1 час в неделю из инвариантной части базисного учебного плана - предмет "Предпрофильные курсы" и 0,5 часа из вариативной части базисного учебного плана. В рамках часов выделяемых на предмет "Проектная деятельность" (34 часа), обязательно выполнение проекта профессиональной направленности.
Результатом такой работы для каждого выпускника 9-го класса является выбор профилирующего направления собственной деятельности в последующем, а именно выбор и обучение профессии после 9-го класса в учреждении среднего профессионального образования или выбор профиля дальнейшего обучения в старшей школе.
По статистике с 2008 года ежегодно поступают в УСПО более 42% выпускников 9-х классов.
АИС "Предпрофильная подготовка и профильное обучение в г. Тольятти"
Остановимся подробнее на втором этапе предпрофильной подготовки, где используется автоматизированная информационная система "Предпрофильная подготовка и профильное обучение в г. Тольятти".
Первые девять лет реализации проекта курсы предпрофильной подготовки проводились на уровне учреждений-организаторов и школ с октября по май, в любой день недели, кроме воскресенья, в любое время дня, часто во второй половине, в общем, кто как договорится.
Как правило, водили на курсы классами, что не могло способствовать свободе и добровольности выбора КПП учащимися. Такой режим организации не просто обесценивал саму идею, но и вызывал много возмущений у всех участников этапа. Идею надо было спасать!
С 2012/2013 учебного года разработана и введена в эксплуатацию АИС "Предпрофильная подготовка и профильное обучение в г. Тольятти"
Адрес системы в сети "Интернет": http://tlt. predprofl.ru. И с ее внедрением решились очень многие проблемы для всех субъектов этапа.
В учебном году реализовывалось 207 курсов, которые охватили все профессиональное образовательное пространство Тольятти (более 150 профессий и специальностей в УПО) и другое (музееведение, библиотечное дело, пчеловодство и т. д.), что обеспечивает принцип избыточности курсов для выбора.
Курсы предпрофильной подготовки проходят непосредственно на территории учреждений, их реализующих. В организации и проведении курсов в 2012/2013 учебном году участвовали 48 учреждений.
Процедура организации подготовки
1. Все школы были разделены на два последовательных потока, при этом в каждом потоке было по 50% учащихся из каждого района.
стр. 44
2. Посещение КПП учащимися в "единый день предпрофиля" - вторник (один курс - два вторника, соответственно три курса - шесть вторников);
3. Время проведения занятий - первая половина дня, по 5,5 академических часа; начало занятий - с 9.00 до 10.00.
Таким образом, в каждом потоке было примерно по 3 тысячи учащихся, каждый из которых выбрал по три курса, что создавало необходимость организовать примерно 9 тысяч учебных мест.
В совокупности учреждения-организаторы предоставляли на каждый поток более 13,5 тысяч мест. Ресурс достаточно серьезный (избыточность мест), при котором каждый девятиклассник гипотетически мог посетить 4,5 курса.
Все курсы были определены по уровню образования. В системе было: 101 курс по профессиям, требующим высшего профессионального образования (ВПО), и 106 курсов по профессиям, требующим начального или среднего профессионального образования (НПО/СПО). Учащийся должен был выбрать курсы разного уровня:
- не менее одного курса по профессиям, требующим начального / среднего профобразования;
- не более двух курсов по профессиям, требующим высшего профобразования.
При этом функция контроля выбора курсов по уровням пока в разработке, нам более важно было обкатать АИС в целом, поэтому учащиеся прошли те курсы, которые выбрали. Как проходила процедура подготовки и реализации II этапа, схематично описано.(Приложения представлены на сайте журнала http://obr.direktor.ru.)
Опишем кратко основные составляющие подготовки:
1) нормативная составляющая - использование нормативной документации МОиН РФ, Тольяттинского управления МОиН Самарской области, Департамента образования мэрии г. о. Тольятти, Тольяттинского центра трудовых ресурсов;
2) организационно-методическая составляющая - обучающие семинары по программам КПП; подготовка программ авторами; экспертиза программ КПП; итоговое решение ЭС по принятию программ; создание путеводителя КПП;
3) техническая составляющая (с использованием АИС ППиПО):
- методическое и практическое обучение пользованию АИС учреждений - организаторов КПП и учреждений - соорганизаторов (школы) этапа;
- внесение информации о курсах учреждениями - организаторами КПП;
- внесение школами этапа списка учащихся и результатов диагностики;
- информирование учащихся об АИС, выбор курсов учащимися;
- прикрепление школами курсов в АИС учащимся.
В ходе реализация этого этапа происходит:
- собственно реализация курсов;
- контроль качества реализации КПП со стороны учреждений управления с использованием обратной связи от школ и учащихся;
- контроль реализации гарантий добровольности выбора КПП учащимися со стороны учреждений управления и учреждений-организаторов.
Подводя итоги
Системные эффекты реализации проекта.
Уже сейчас можно сказать - проведение II этапа предпрофильной подготовки в единый день с использованием АИС ППиПО позволило:
- организовать всех субъектов этапа во времени и действиях (четко ограничить время, синхронизировать взаимодействия субъектов);
- предоставить учащимся и их родителям полный свободный доступ к носителям информации о курсах;
- действительно реализовать учащимся свое право на свободный выбор и прохождение КПП в соответствии с профессиональными интересами и склонностями;
- привлечь, увеличить участие и усилить роль родителей в профессиональном само-
стр. 45
определении своих детей;
- наладить цивилизованные структурированные деловые отношения между участниками сетевого взаимодействия (более 140 учреждений-участников);
- практически до нуля снизить эмоциональную напряженность всех субъектов этапа (если не считать тревогу и беспокойство в самом начале работы по новым правилам и технологиям).
Некоторые результаты выбора:
- учащиеся (по каждой школе) от 80 до 100% попали именно на выбранные курсы; если не было мест на выбираемые КПП, то записывали на идентичные в другие учреждения-организаторы. Такой выход позволил практически всем учащимся посетить желаемое;
- в отличие от предыдущих лет, когда количество не выбранных никем КПП достигало 16% (33 из 203 в 2011/2012 уч. г.), оказалось, что в этом году практически все представленные курсы были востребованы учащимися, а несостоявшиеся (10 из 207) просто не набрали указанного учреждениями-организаторами минимума;
- очевидно развеян миф о том, что все дети хотят получить высшее профобразование.
В этом году были в целом выбраны учащимися: КПП с уровнем НПО/СПО - 60%, КПП с уровнем ВПО - 40% (все предыдущие годы статистика была 30 и 70% соответственно).
На начало нового 2013 - 2014 учебного года мы можем показать эффекты реализации системы:
- до 65% поступивших на обучение на базе девяти классов в учреждения среднего профессионального образования города проходили в них курсы предпрофильной подготовки (средний показатель - 30%);
- конкурс на многие профессии и специальности в УСПО значимо вырос.
Понятно, что свою роль сыграл и проходящий в этом году прием в УСПО без вступительных испытаний, по результатам ГИА. Свой же процент результата нашей предпрофильной подготовке несложно подсчитать: достаточно проанализировать конкурсную ситуацию на аналогичные профессии и специальности в других городах и регионах.
Ну и главный вывод, который мы сделали: если не насаждать никаких установок по поводу престижности/непрестижности профессий, мы в состоянии обеспечить рынок труда города всеми нужными специалистами.
Конкурс (человек на место), на отдельные профессии и специальности УСПО Тольятти на 2013/2014 уч. г.
стр. 46
В заключение хотим сказать, что, внедряя автоматизированную систему с ее очень большими возможностями, мы до конца даже не предполагали, что может быть. Мы только понимали, что все может пойти не так.
Мы прошли это и очень довольны результатами. Думаем, что подобная система организации практико-ориентированного этапа с использованием АИС может быть использована в большинстве городов России.
Сама АИС полностью расположена на сервере, доступна через Интернет. Установка никаких дополнительных программных модулей не требуется, для работы необходимо лишь устройство (компьютер, планшет или даже телефон) с доступом в Интернет.
В настоящее время авторами АИС подаются документы на регистрацию программного продукта и на патентование системы предпрофильной подготовки в г. о. Тольятти.
Опубликовано на Порталусе 23 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK