Рейтинг
Порталус

"Социальный навигатор": компас в море выбора

Дата публикации: 26 февраля 2017
Автор(ы): Тюрина Наталья Владимировна
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 2, Апрель 2012, C. 71-75
Номер публикации: №1488063418


Тюрина Наталья Владимировна, (c)

Тюрина Наталья Владимировна, заместитель начальника отдела "Социальные рейтинги", Объединенная редакция новостей РИА Новости

 

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

 

Геродот

 

Практически с рождения человеку приходится делать выбор: любимой погремушки, каши и сока; с кем дружить в детском саду, а кого стукнуть лопаткой; идти в школу или пожаловаться маме, что живот болит; на какой факультатив записаться; в какой институт подать документы; купить красные яблоки или зеленые; какое из предложений о работе принять; с кем пойти на дискотеку; с кем создать семью.

 

Ещё два десятилетия назад многих возможностей для выбора у нас не было. Мы отдавали ребёнка в ту школу и отправлялись в ту поликлинику, к микроучасткам которых относился наш дом; многие поступали в институт, где конкурс небольшой, а кран на кухне ремонтировал сантехник из ЖЭКа, и никто другой.

 
стр. 71

 

"Самый нелёгкий выбор - между хорошим и лучшим" - гласит современный афоризм. Сейчас выбор услуг во много раз шире, но сделать его в результате стало труднее. Чем больше вариантов, тем труднее выбирать, особенно если о них трудно найти информацию. "Выбор-то есть - нам кругозора не хватает", - считает финансист и писатель Михаил Мамчич. У какой школы не просто громкое имя, но и на самом деле лучшие образовательные результаты? В каком музее интереснее и комфортнее? Где вылечат зубы качественно и при этом не слишком дорого? На эти и многие другие вопросы дает ответ "Социальный навигатор" - мультимедийный информационный проект РИА Новости. Подготовленные им социальные рейтинги помогают сделать по-настоящему осознанный выбор потребителям услуг в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и городской среды.

 

Немного истории

 

Первые опубликованные рейтинги - "Уровень подготовки студентов, зачисленных на первый курс госвузов"; "Рейтинг научной и публикационной активности российских вузов"; "Мониторинг прозрачности вузов для абитуриентов" и "Калькулятор ЕГЭ"- помогли сориентироваться в многообразии специальностей, условий поступления и приёмных требованиях российских вузов ещё летом 2010 года. Они были подготовлены совместно с Российским союзом ректоров, МГУ и НИУ-ВШЭ.

 

Официальный же старт проекту "Социальный навигатор", призванному, по словам его руководителя Ирины Ясиной, члена Совета по правам человека, экономиста, журналиста, стать компасом в мире услуг образования, здравоохранения и социальной сферы в целом, был дан в марте 2011 года, когда был создан и приступил к работе экспертный совет по вопросам образования. В его составе 21 эксперт, в частности директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, уполномоченный по правам ребёнка в Москве Евгений Бунимович, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев, директор центра образования N 548 "Царицыно" Ефим Рачевский. Есть среди экспертов и зарубежные специалисты.

 

Летом 2011 года были созданы экспертные советы по вопросам городской среды и ЖКХ. В их состав вошли российские и зарубежные специалисты в области архитектуры, искусствоведения, менеджмента в сфере культуры, урбанистики, градостроительства, регионального и территориального развития, социологии города. В феврале нынешнего года начал работу экспертный совет по здравоохранению. При создании любого из рейтингов экспертный совет призван утверждать методику его составления, а в случае необходимости и проводить экспертизу.

 

- В цивилизованном мире принято, что социальные рейтинги составляются крупнейшими СМИ, - рассказывает Ирина Ясина. - В Великобритании рейтинги школ и вузов составляет Financial Times, в Америке журнал U.S. News & World Report.

 

Мы сочли, что именно РИА Новости, крупнейшему информагентству, по силам эта грандиозная задача. Наши рейтинги дают возможность людям выбирать осмысленно, а не

 
стр. 72

 

на основе данных "сарафанного радио". Я убеждена, что это поможет и потребителям, и людям во власти, которые решают вопросы финансирования, понять, что, может быть, не тот, кто получает больше денег, является самым лучшим.

 

Родителю и директору даётся дополнительная информация, которой он должен уметь пользоваться.

 
 
 
 
 

Это рыночный инструмент, который позволит нам, людям, которые и болеют, и растят детей, и учат их, живут в своих квартирах, в своих городах, как-то осмысленно ориентироваться в пространстве.

 

В 2011 году потребителям социальных услуг были представлены рейтинги:

 

• детских летних лагерей и каникулярных программ;

 

• российских городов, доброжелательных к детям;

 

• государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений;

 

• использования учителями интернет-ресурсов в профессиональной деятельности "Учитель и Интернет- 2011" (по результатам Всероссийской интернет-переписи учителей, прошедшей осенью 2011 года);

 

• округов Москвы по наличию велопарковок;

 

• вузов по доступности зданий для маломобильных групп населения;

 

• доступности музеев Москвы для инвалидов;

 

• прозрачности сайтов органов управления здравоохранением;

 

• детских новогодних представлений Москвы для детей разных возрастных групп;

 

• качества приёма в государственные и негосударственные вузы РФ;

 

• лучших стоматологических клиник Москвы;

 

• школ повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углублённым изучением отдельных предметов).

 

Задачи у разработчиков очень и очень непростые. Приходится оценивать то, что с трудом поддается количественному учету или традиционно не оценивалось в баллах и цифрах. Главная сложность - сбор достоверной информации. Составляются рейтинги на основе объективных показателей, опросов, отзывов потребителей. Методика расчётов, показывающая, как именно и за что выставляются те или иные баллы, приведена около каждого из рейтингов.

 

- Мы вместе с РИА Новости проводим ряд исследований, которые дают основу для сводных рейтингов, - говорит Ярослав Кузьминов, ректор НИУ-ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования. - В России делают много подобных попыток, но, к сожалению, как только эксперты вносят субъективную оценку в измерение тех или иных параметров, стремительно теряется доверие аудитории. Поэтому мы приняли для себя решение: мы предоставляем исследователям только проверяемые показатели. У нас не будет никаких субъективных оценок.

 

В планах на ближайшее будущее - рейтинги больниц и поликлиник, детских садов, государственных и негосударственных школ, техникумов и вузов, программ повышения

 
стр. 73

 

квалификации, летних лагерей, домов престарелых, театров, музеев, парков, стадионов, управляющих компаний в сфере ЖКХ, доступности городской среды для автомобилистов и других категорий горожан, прозрачности сайтов школ, вузов и других учреждений, органов управления образованием. "Анализ сайтов - одно из наиболее перспективных направлений повышения прозрачности ситуации в нашем высшем образовании", - считает Ярослав Кузьминов.

 

Несколько - в одном

 

Рейтинг не столько выставление оценок организациям, услугам, людям, с которыми мы работаем, сколько предоставленная читателям возможность навигации, доступ к максимально широкому спектру информационных источников по социальной сфере.

 

Взгляните на любой из уже опубликованных, работающих рейтингов. В нём имеется и сводный список-топ, и несколько отдельных рейтингов, в соответствии стой или иной группой критериев оценки. Получается, что в одном рейтинге их сразу несколько.

 

Кроме того, с помощью фильтров - по региону, теме, направлениям, условиям, стоимости услуги и т.д. - можно превратить общий рейтинг в более локальный, интересный для конкретного читателя. В частности, в рейтинге школ повышенного уровня можно задать регион, город, специализацию и выбрать интересные лично вам группы критериев: доступность обучения, условия, результаты обучения и возможности индивидуального развития.

 

По мнению Марка Аграновича, исполнительного директора МАМСО, кандидата экономических наук, эта возможность группировки и построения различных выборок позволяет применять рейтинг как форму представления результатов сравнительной оценки для ответа сразу на несколько вопросов: родителям - какую школу выбрать; директорам - в чём их школа преуспевает, а в чём отстает; руководителям системы образования - какую вести информационную политику.

 

- Иного способа оценки образовательных систем, кроме сравнения с другими, нет. Нет объективных нормативов, нет эталонов, - считает Марк Агранович. - Рейтинг показал, что наилучшие условия для индивидуального развития детей созданы в школах художественно-эстетического, технологического профиля, в школах с углублённым изучением иностранных языков.

 

Наиболее высокие учебные результаты показывают учащиеся математических школ и школ гуманитарного профиля, а наилучшие условия обучения - в языковых школах.

 
 
 
 
 

Смотрим в будущее

 

Ни один из рейтингов не составляется раз и навсегда: его публикация - только начало большой исследовательской работы. С определённой периодичностью рейтинги обновляются, дополняются. В случае необходимости будет уточняться и методика составления каждого из них.

 

- Я, безусловно, за многопараметрические

 
стр. 74

 

рейтинги, - говорит вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. - Проект "Социальный навигатор" РИА Новости ориентируется на результаты независимой оценки качества образования и других услуг социальной сферы. Проектирование системы по оценке качества образования предусматривает оценку не только учебных достижений, но и способностей детей, индивидуального прогресса ребенка. Социальные ожидания никакой ЕГЭ, никакая государственная аккредитация не померит.

 

- Мы строим систему оценки качества образования на всех уровнях: начиная с дошкольного и заканчивая уровнем вузов, - говорит Валентин Шаулин, начальник управления оценки качества образования Рособрнадзора. - С помощью социальных рейтингов РИА Новости можно было бы критически посмотреть со стороны на те показатели, которые мы вводим для того, чтобы что-то изменить, усовершенствовать, ввести какие-то новые критерии.

 

Рейтинги для развития

 

"Свобода выбора в конкурентном обществе основана на том, что, если кто-то отказывается удовлетворить наши запросы, мы можем обратиться к другому", - писал австрийский экономист, нобелевский лауреат Фридрих Август фон Хайек. Авторы проекта надеются, что рейтинги станут формой общественного контроля социальных структур сделают деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры более открытой, стимулируют конкуренцию.

 

- Цель нашего проекта - в течение нескольких лет создать социальную карту, которая позволит всем гражданам страны, вне зависимости от того, где они живут и чем занимаются, сориентировать свою жизнь с точки зрения социальных услуг, - пояснила Наталья Лосева, первый заместитель руководителя Объединённой редакции новостей РИА Новости. - Это поликлиники, государственные органы, образование начиная с детского сада.

 

Вершиной этой линейки должны стать рейтинги специальностей, профессий, зарплат, для того чтобы и ребёнок, и его родители могли представлять сценарии успешного развития и потом уже корректировать ребёнка в зависимости от его склонностей. Практически все рейтинги имеют огромный аудиторный спрос: миллионы просмотров, десятки тысяч комментариев, писем. Наша миссия, миссия РИА Новости, - это в первую очередь информационная поддержка, составление карты прозрачности. Но никакой самый блистательный, самый выверенный, самый хороший рейтинг не изменит ситуацию, если мы не сделаем его настольной книжкой, картой потребителя.

 

Научить выбирать - именно эту задачу ставят и, надеемся, успешно решают рейтинги, подготовленные проектом РИА Новости "Социальный навигатор".

 

Если вы заинтересованы, чтобы школы и детские сады вашего региона, муниципалитета были представлены в информационных материалах проекта, сообщите нам на электронный адрес: nv.tyurina@rian.ru.

Опубликовано на Порталусе 26 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама