Рейтинг
Порталус

Саморегулирование студенческой среды: от борьбы с плагиатом до внутривузовского управления

Дата публикации: 26 ноября 2018
Автор(ы): Андрей Панаётов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1543245192


Андрей Панаётов, (c)

ЭКСКЛЮЗИВ! Публикация обнародована в Интернете через PORTALUS.RU!
На фото: Саморегулирование студенческой среды: от борьбы с плагиатом до внутривузовского управления, автор: admin

Во многих российских университетах сохраняется советская по своей сути модель «воспитательной» работы со студентами. Несмотря на официальный отказ от коммунистического воспитания и изменение определенных названий, методы нередко остаются неизменными с эпохи застоя. Они не работали во времена господства «единственно правильной» идеологии. И, тем более, не работают сегодня. Точнее, они имеют существенное негативное влияние на систему высшего образования.

Современное студенчество хорошо видит разрыв между словом и делом, оно способно анализировать факты и очень критически относится к существующим практикам воспитательной работы. Вместе с тем, активные студенты, иногда с помощью учебных заведений, иногда вполне самостоятельно или с помощью общественных организаций создают новые, значительно более эффективные формы. Большинство студентов хочет учиться в современных университетах, которые предоставляют качественное образование и создают возможности для их всестороннего развития. Несколько меньше, но многие студенты не только хотят этого, но и прилагают определенные усилия для достижения этой цели. К сожалению, далеко не всегда высшие учебные заведения и преподаватели поддерживают такую ​​активность.

Условия, в которых вынуждено было работать высшее образование в последние несколько десятилетий, не способствовали развитию российских университетов. В 2018 году в первой сотне самых лучших вузов мира находится лишь МГУ. Наоборот, они стимулировали многочисленные нарушения несовершенного и запутанного законодательства и академической добродетели, низкое качество или откровенную имитацию образовательной и научной деятельности.

Привлечение студентов к преодолению существующих проблем могло бы стать наиболее эффективной формой воспитательной работы. Но чаще такая борьба становится поводом для конфликтов между активными студентами и администрацией. Конечно, студенты далеко не всегда способны компетентно оценивать реальные условия деятельности университетов, причины возникновения имеющихся проблем и возможные последствиях своих действий. Но гораздо хуже, когда этого не способны делать руководители и представители администрации заведений, которые, к тому же, часто должны нести ответственность и за создание или возникновение этих проблем.

Взять, к примеру, проблему плагиата. По сути, сейчас идет необъявленная война между администрациями вузов и студентами в этом направлении. На каждом факультете любого вуза есть человек, который ловит студентов на плагиате. Причем делается это изощренно, а пойманному студенту объявляется о найденном плагиате накануне экзамена, что приводит к недопускам, пересдачам и даже отчислениям. Вместе с тем студенческие комитеты могли бы спокойно разъяснять студентам последствия использования заимствованных текстов. К тому у каждого своя ситуация. Современный сезон - это может быть родитель одного-двух-трех или более детей. Когда такому человеку работать, учиться, уделять время детям - не понятно. И если человек хорошо зарабатывает, то почему бы ему не обратиться к профессионалам, которые максимально быстро подготовят его к экзаменам? Это же касается и студенческих работ. Образовательные конторы наподобие "Автор 24" не мешают современному образованию, а лишь дополняют его: студент получает готовую работу высочайшего качества, которую сам бы он не написал. И готовится к защите курсовой или диплома самостоятельно по написанному специалистом тексту. Безусловно, такие работы важно писать самому. Однако опять бывают разные ситуации: иностранцы, многодетные студенты, непрофильные предметы и так далее. К тому же не секрет, что официальный сайт Автор 24 позволяет отличникам зарабатывать, изготавливая те же научные работы нуждающимся. Как мы видим, не все так просто в сфере образования. И именно студенческие комитеты могут стать буфером между администрацией и студенчеством, тем самым сгладив большинство конфликтов.

 

Конечно, в таких случаях университет не способен выполнять одну из своих главных функций - формировать активных и ответственных граждан, способных обеспечить развитие общества в ближайшем будущем.

Существует распространенный миф о том, что в европейских и североамериканских университетах нет никаких аналогов органам воспитательной работы, которые сохраняются у нас с советских времен. На самом деле, такие органы в административной структуре многих университетов в том или ином виде есть. Отличие состоит в целях, содержании и методах их работы.

К примеру, в университете Вирджинии (the University of Virginia) существует отдел по делам студентов, руководитель которого одновременно является вице-президентом университета. Согласно своей миссии, отдел способствует интеллектуальному, культурному, личному и социальному развитию студентов, повышая их физическое и психологическое здоровье [13]. К его основным задачам относятся:

  • поддержка университетской среды, что способствует интеллектуальному развитию и ответственному принятию решений студентами;
  • предоставление программ и услуг, которые поддерживают студентов в уточнении личных ценностей, развитии личной идентичности, интеллектуальном росте, построении крепких межличностных отношений и изучении карьерных направлений;
    оказания помощи и услуг для содействия разнообразию, культурном богатству и полноправному членству всех студентов в университетской общественности;
  • реагирование на различные потребности студентов на разных этапах их интеллектуального, социального, личностного и карьерного развития;
  • посещение студентов, которые могут иметь особые потребности, связанные, в частности, такими факторами, как статус меньшинства, инвалидность, здоровье, финансовые ресурсы или нетрадиционное состояние;
  • подготовка студентов к тому, чтобы они стали информированными и активными гражданами общества;
  • преподавание, проведение исследований, а также обучение и надзор за студентами, которые осуществляют деятельность от имени отдела.

Университет предоставляет студентам широкие права и свободы. Но внедрение и сохранение требует уважения к правам других членов университетского сообщества. Поэтому студенты берут на себя обязательства вести себя цивилизованно и совместно с функцией университета как образовательного учреждения. Нетерпимыми считаются умышленный срыв образовательного процесса, разрушение имущества и вмешательство в «упорядоченный процесса университета» или нарушение прав других членов университета. Для выполнения своих функций распространения и получения знаний Университет имеет полномочия и ответственность поддерживать порядок в пределах университета и отчислять тех, кто разрушает образовательный процесс. Жалобы на неправомерное поведение студентов рассматривает Комитет чести (плагиат, вранье, «нечестная игра», кражи) или Судебный комитет (другие случаи), которые могут выбрать различные санкции от предупреждения до изгнания. Особенностью этих органов является то, что они полностью состоят из студентов.

В сфере помощи в реализации интересов студентов органы студенческого самоуправления должны реализовывать программы, направленные на досуг студентов, спорт, культуру, возможности заработка, трудоустройства выпускников, международное сотрудничество.

В сфере участия в управлении могут обеспечивать выполнение предусмотренных Законом о высшем образовании и Уставом учреждения полномочий по:

  • делегированию представителей студенчества в ученый совет, других органов управления и общественного самоуправления;
  • согласованию правил внутреннего распорядка университета в части, касающейся обучающихся;
  • согласованию решений о деятельности студенческих городков и общежитий для проживания лиц, обучающихся в университете;
  • согласованию назначения отдельных должностных лиц;
  • участию в разработке образовательных программ и учебных планов;
  • участию в мероприятиях (процессах) по обеспечению качества высшего образования.

В общем приходится констатировать, что сегодня, несмотря на существенные законодательные изменения, которые произошли в последнее время, система высшего образования остается далекой от реализации базовых принципов студентоцентрованого подхода, а именно в сфере обеспечения активной роли студентов в формировании содержания образования, их привлечении к принятию решений на всех уровнях, развитии студенческого самоуправления как инструмента формирования лидерского потенциала будущего общества. Это создает потенциальные проблемы для будущего развития общества из-за недостатка активных и компетентных граждан, а также создает вполне реальные проблемы низкой конкурентоспособности отечественных университетов на глобальном рынке образовательных услуг.

Опубликовано на Порталусе 26 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): самоуправление в вузе, студенческий комитет, студенчество, современное образование



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама