Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 24.08.19


С. И. ШТАММ. Управление народным образованием в СССР (1917 - 1936 гг.). М. Наука. 1985. 284 с.

Дата публикации: 16 января 2019
Автор: В. Т. Ермаков
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1547592797 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. Т. Ермаков, (c)

найти другие работы автора

С. И. ШТАММ. Управление народным образованием в СССР (1917 - 1936 гг.). М. Наука. 1985. 284 с.

История становления и развития народного образования в СССР - не новая тема в историографии советской культуры. Не обходили специалисты и управленческие аспекты организации народного образования, однако их освещение носило отрывочный характер. Поэтому представляет интерес монография С. И. Штамм, которую она определила как историко-правовое исследование.

На основе анализа различных источников автор воспроизводит процесс становления и развития советской системы народного образования (от дошкольного до высшего) на протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Уже это - факт положительный. Но главное достоинство книги в следующем: в ней получили широкое освещение историко-правовые вопросы указанного процесса, впервые в литературе раскрыт механизм управления делом народного образования от его становления до утверждения развернутой советской управленческой системы.

Рассматривая историю создания и развития аппарата управления народным образованием, С. И. Штамм показывает, на какой правовой и законодательной основе создавались Наркомпрос РСФСР и система наркомпросов республик, органы управления культурным строительством на местах; под воздействием каких факторов складывались и изменялись структура наркоматов, их функции (с учетом специфики национальных регионов); как разрабатывались с правовой точки зрения документы, определявшие развитие народного образования в СССР; какие достижения и издержки были на пути формирования советской системы народного образования.

В книге раскрывается роль в культурном строительстве ВЦИК и его Президиума, обладавших правом законодательной инициативы и высшего государственного контроля, а также различных наркоматов, ведомств, общественных организаций. Характеризует автор и роль советского законодательства в осуществлении задач народного образования: вопросы о правовом обеспечении всеобуча, о статусе Наркомпроса РСФСР как координирующего и направляющего центра по руководству народным образованием в национальных республиках, о соотношении законодательства по вопросам культуры, существовавшего в союзных и автономных республиках и Союзе ССР. Эти аспекты проблемы слабо разработаны в историографии, по ряду из них у исследователей еще нет полной ясности.

Специалисты по истории советской культуры в принципе включают в ее историографию проблему дошкольного воспитания, но практически она до сих пор не исследуется. Проведенный С. И. Штамм анализ организационно- правовых форм дошкольного воспитания можно поэтому оценить положительно. Некоторые новые аспекты просматриваются при историко- правовом подходе к традиционной теме управления школьным делом (компетенция органов управления в вопросах планирования контингентов учащихся и расширения школьной сети, государственно-правовое обеспечение принципов единой советской школы и др.). Могут представить познавательный интерес и некоторые выявленные автором детали, касающиеся управления в области ликбеза.

С. И. Штамм рассматривает также вопросы государственно-правового регулирования профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Особенно интересен анализ организационных форм управления профессионально-техническим и средним специальным образованием, которые ранее не исследовались. Излагая историю советской высшей школы, автор опирается на литературу, но и здесь дает новое: государственно-правовые аспекты демократизации высшей школы, ее "коренизации", первых опытов самоуправления в вузах, организации учебно- методической работы, функционирования заочного обучения.

стр. 128


Разумеется, не все в монографии бесспорно. Вопреки мнению автора 1936 год не был особым рубежом в истории народного образования в СССР, поэтому освещение ряда вопросов в книге как бы "обрывается", процесс их исследования представляется незавершенным. Страна накопила огромный опыт организации народного образования, прошла славный путь школьного строительства. Всякое случалось на этом пути. К сожалению, автор порой как бы уходит от острых вопросов, в ряде случаев некритически использует отдельные статистические данные. Встречаются в работе и неточности.

Опубликовано 16 января 2019 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама