Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 16.09.19


Эфир в глянцевом переплете

Дата публикации: 29 января 2019
Автор: Александр ГАВРИЛОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1548710551 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Александр ГАВРИЛОВ, (c)

найти другие работы автора

ЭКСКЛЮЗИВ! Публикация обнародована в Интернете через PORTALUS.RU!
На фото: Эфир в глянцевом переплете, автор: admin
На фото: Эфир в глянцевом переплете. Добавлено: admin, https://portalus.ru

Отношения книги и телевидения всегда были натянутыми. Правда, поначалу книжный мир просто не замечал телевизионного, считая пустой забавой, зато когда малыш подрос, не считаться с ним уже не стало возможным. Теперь телевидение диктует свою волю, бывшие читатели сделались телеманами, а книжные новости прозябают на телевизионных задворках в специально отведенных резервациях.

Правда, в последнее время ситуация стала меняться: почти все телевизионные каналы обзавелись обозрениями книжных новинок.

Конкуренция

В последние годы в России произошло то, с чем давно смирились жители развитых стран. Кто исчезает с экранов телевидения, тот пропадает совсем. Политик, не появляющийся в новостях, теряет в популярности; певец, не мелькающий в светской хронике, не делает сборов; банкир, не влияющий на телеканалы, выбывает из финансовой элиты.

Читатели, привлеченные было перестроечной волной книгоиздания, сперва бросились покупать прежде запретную литературу, но вскоре вернулись к хорошо освоенной профессии телезрителей, а книга вышла из этого противостояния той самой personа non grаtа, чье отсутствие на голубом экране приучает обходиться без нее. Даже о текущей прессе - другом антагонисте книг - существуют две ежедневные и несколько еженедельных передач. О книгах до недавнего времени телевидение будто и не догадывалось.

Опасность такой ситуации для интеллектуального здоровья нации, с одной стороны, и успешного книгоиздательского бизнеса - с другой стала очевидна, как только масс медиа вышли из кризиса переходного периода. Еще несколько лет назад любое позитивное предложение с экрана телевизора воспринималось в штыки. Сегодня зритель уже привык, что предлагаться может и нечто полезное. Да и обратите внимание: в метро, переходах все реже появляются новые объявления в стиле где купить диплом. А в 1990-х подобные рекламки висели на каждом столбу!

КНИЖНАЯ ОПЕРА

Главной силой, заинтересованной в телевизионном промоушне книг, являются, конечно, крупные издательства. Проще всех в этом смысле поступил непотопляемый "Вагриус", несколько раз размещавший прямую рекламу на самом широковещательном первом канале, а после создавший совместный проект с ОРТ "Сталин Эдварда Радзинского", ставший самой могучей рекламной кампанией книги за всю историю российского телевидения.

Большие издательства, имеющие крупные отделы "Книга - почтой", взялись за создание еженедельных передач, рекламирующих не только книги, но и способ их приобретения: только правильно заполните карточку, и все уже у вас на полке. Телеверсией "Книжного клуба" издательства "Терра" стала "Книжная лавка" на Российском канале; издательство АСТ распространило свое влияние на НТВ и ОРТ.

Его передачи - воскресный "Книжный магазин" на НТВ и "Домашняя библиотека" на ОРТ по субботам - идеологически построены по одной и той же модели: актеры, специально приглашенные для исполнения рекламных текстов, проговаривают их с разной степенью искренности, используя то форму парного скетча, то дурашливой интермедии. К предлагаемой книге участники, очевидно, не испытывают большого интереса или личного чувства; по принципу построения и актерской игры обе передачи сопоставимы с популярными в народе сериалами. "Домашняя библиотека" с участием Олега Анофриева (все-таки ум и начитанность даже в сериале не спрячешь) похожа на сериал хороший. "Книжный магазин" - на сериал плохой.

Счесть это неудачей авторских коллективов было бы большой ошибкой: очевидно, именно любителям сериалов передачи и адресованы. Соответственно и подбор книг продиктован представлениями издателей о вкусах и интеллектуальном уровне потенциального зрителя.

СВОЯ РУБАШКА

Терровскую "Книжную лавку" ведет писатель Иван Панкеев. Здесь уже содержится некоторая заявка на серьезное отношение к книге. Во-первых, писатель - человек не чуждый, во-вторых, и издательство с определенными интеллектуальными амбициями. Поначалу довольно бесформенная, передача постепенно набирала силу, производство зримо становилось более дорогим. В какой-то момент даже казалось, что "Лавку" интересуют книги не только как предмет продажи. Со временем иллюзии развеялись. Теперь большая часть эфирного времени уходит даже не на рекламу книг, а на игру мускулами: вот сколько книжек мы вам отправим, вот какие у нас бандероли хорошенькие, вот какой у нас компьютерный центр. Правильно заполняйте карточки, а то не дадим всего этого!

Главный порок передач такого рода - их естественная замкнутость на одного издателя. Свое - самое лучшее и пусть кто-нибудь попробует усомниться. Издатели стремятся стать монополистами на информационном рынке, а не просто успешными продавцами. Один из предметов гордости "Терры" - продолжение советской еще серии "Всемирная библиотека приключений", в просторечии звавшейся "золотой рамкой". На самом деле это серийное оформление используют кроме них еще полдесятка издательств, включая родоначальницу серии - "Детскую литературу", но кто узнает об этом? Передачи типа "Книжной лавки" или "Книжного магазина" нацелены главным образом на регионального зрителя, до которого не доходят ни взвешенная информация, ни сами книги.

Естественно, что ни одна из передач нимало не заинтересована в анализе предлагаемых книг. Единственный пафос жанра - покупай или проиграешь.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

Аналитическая передача, посвященная книжным новостям, на телевидении - одна. В данном слу- чае не указываю канал и название передачи, поскольку за прошедший год то и другое сменилось дважды: "Графоман" Российских университетов превратился в "Книжные новости" НТВ, а затем снова в "Графоман" на Российском канале.

Меняя имя и прописку, передача сохраняет главное: независимость суждений и оригинальный стиль. В первую очередь это заслуга автора и ведущего программы Александра Шаталова. Движущие силы у "Графомана", видимо, две. С одной стороны, искренняя любовь к хорошим книгам. Без нее было бы невозможно ежедневно готовить обзор новых книжек и книжных новостей. С другой стороны, благодатная нетерпимость к ширпотребу. Еженедельную передачу "Графоман" на канале "Российские университеты" завершала постоянная рубрика "Рвач". Шаталов выбирал самую плохую книгу недели и раздирал ее в клочья перед камерой. Позже, по многочисленным просьбам телезрителей, книжные казни прекратились. Теперь ведущий просто швыряет скверную книгу в мусорную корзину.

Между этими двумя полюсами умещается почти весь спектр издательской деятельности. Не заинтересованный материально в навязывании книг зрителю, "Графоман" спокойно и взвешенно дает каждой из них оценку. Увы, пока никто на телевидении не захотел последовать этому примеру.

Может, оно и к лучшему. Пресытившись, мы выключаем телевизор и снова берем в руки книгу.

Опубликовано 29 января 2019 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): книгоиздание, издание книг, книги в России, книга


Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама