–ейтинг
 аталог
ѕорталус
база публикаций

ѕ≈ƒј√ќ√» ј есть новые публикации за сегодн€ \\ 27.05.19


ѕ–ќЅЋ≈ћј ѕќѕќЋЌ≈Ќ»я »—“ќ„Ќ» ќ¬ќ… Ѕј«џ ќ“≈„≈—“¬≈ЌЌќ… »—“ќ–»» ¬ »«ƒјЌ»я’ ј–’≈ќ√–ј‘ќ¬ ћ√”

ƒата публикации: 04 ма€ 2019
јвтор: “. ¬. „≈–“ќ–»÷ јя
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: ѕ≈ƒј√ќ√» ј
Ќомер публикации: є1556964117 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


“. ¬. „≈–“ќ–»÷ јя, (c)

найти другие работы автора

ѕроблема пополнени€ круга источников - одна из важных в исторической науке. ”же более 20 лет ею целенаправленно занимаетс€, в частности, кафедра источниковедени€ ћ√”. ¬ п€ти книгах, посв€щенных описанию письменных пам€тников1 , они ввели в научный оборот комплекс источников по истории духовной культуры русского народа, разработали оригинальную методику получени€ и использовани€ новых исторических данных.

¬ изучении эволюции общественного сознани€ особенные трудности представл€ет исследование именно народной духовной культуры, не получившей широкого отражени€ в официальной письменности. ћысли и чувства, образ жизни простых людей приходитс€ восстанавливать по крупицам из фактов, порой не имеющих пр€мого отношени€ к истории. ѕлодотворный путь дл€ получени€ новых источников по истории народных масс, как доказываетс€ в обозреваемых издани€х, открывает полева€ археографи€, став€ща€ целью "поиск и изучение документальных пам€тников в среде их бытовани€"2 . ќсобые услови€ нашей страны - существова-


1 ѕоздеева ». ¬.,  ашкарова ». ƒ., Ћеренман ћ. ћ.  аталог книг кириллической печати XV - XVII вв. Ќаучной библиотеки ћ√”. ћ. 1980 (I);  об€к Ќ. ј., ѕоздеева ». ¬. —лав€но-русские рукописи XV - XVI веков Ќаучной библиотеки ћ√” (ѕоступлени€ 1964 - 1978 годов). ћ. 1981 (II); ѕоздеева ». ¬.  оллекци€ старопечатных книг XVI - XVII вв. из собрани€ ћ. ». „уванова.  аталог. ћ. 1981 (III); –усские письменные и устные традиции и духовна€ культура (ѕо материалам археографических экспедиций ћ√” 1966 - 1980 гг.). ћ. 1982 (IV);  об€к Ќ. ј., ѕоздеева ». ¬. —лав€но-русские рукописи XIV - XVII веков Ќаучной библиотеки ћ√” (ѕоступлени€ 1964 - 1984 гг.). ћ. 1986 (V).

2 ѕроблемы полевой археографии. ћ. 1979, с. 9.

стр. 100


ние в ней старообр€дческих общин, законсервировавших в себе многие элементы средневекового мировоззрени€ и быта, - дают археографам значительные возможности дл€ изучени€ народной культуры периода феодализма.

¬ отличие от традиционного нуги историка, исследующего материалы, документы недавнего или давно минувшего прошлого в архивах и библиотеках, полевой археограф фиксирует жизнь исторического пам€тника в его повседневности, быту, во взаимосв€зи с разнообразными €влени€ми народной культуры. ƒаже малоинтересна€ на первый взгл€д книга, листок приобретают новое значение в живых услови€х благодар€ устной легенде, истории семьи, характеру использовани€ источника. ћельчайшие детали - особенности почерка, орнамента, переплета - могут получить интересную трактовку, если рассматривать их в контексте общественного сознани€. јрхеограф и стремитс€ осознать каждый письменный источник, найденный в "поле", как одно из звеньев массовой культуры3 .

“аким образом, воссоздава€ книжную культуру, полева€ археографи€ реконструирует духовную культуру народа в целом и одновременно расшир€ет и пополн€ет арсенал источников по отечественной истории. Ёта мысль положена в основу рецензируемых книг, концентрирующих опыт многолетних полевых и теоретических изысканий московской школы археографов.

¬ обозреваемых издани€х теоретически определен и практически раскрыт объект исследовани€ - общественное сознание, отраженное в исторических пам€тниках, древн€€ духовна€ культура народа, в рудиментарном виде вошедша€ в современную жизнь; предмет исследовани€ - отдельные книги и книжные коллекции, характеризующие круг чтени€ определенной социальной группы в конкретный исторический период на определенной территории, про€влени€ древней духовной культуры у современного населени€. ќбоснована и методика полевых работ, опирающа€с€ на основные представлени€ современного источниковедени€ о территориальном книжном собрании, о комплексах, репрезентативности источников, вы€влении скрытой информации и учитывающа€ состо€ние региона, исторически конкретной среды бытовани€ пам€тников.

¬ археографических экспедици€х участвуют представители различных гуманитарных специальностей, так что методика комплексных археографических исследований включает обширный круг приемов и частных методик, используемых в истории, филологии, искусствознании. —оставлены правила оформлени€ документации, направленные на обеспечение доказательности фактов, высокой степени их достоверности; сделаны принципиально новые, научно обоснованные выводы в области истории общественного сознани€ XVI - XIX веков.

¬ результате археографических работ 1966 - 1983 гг. в отдел редких книг и рукописей Ќаучной библиотеки ћ√” поступило 2145 находок (1287 рукописей и 858 книг), которые составили два территориальных книжных собрани€ и дес€ть коллекций (IV, с. 25; V, с. 3). ƒве таблицы, в которых полученные книги распределены по годам экспедиций (IV, с. 31 - 39), дают пон€тие и о количестве поставленных на учет пам€тников, наход€щихс€ пока в руках у населени€, - около 7 тыс. книг и более 1 тыс. рукописей. “аблицы говор€т о несомненной перспективности археографических работ даже в тех районах, где они неоднократно проводились. ƒалеко не все источники описаны, но уже сейчас в издани€х археографов ћ√” введено в научный оборот 1216 документальных пам€тников XIV - XVII вв., историко-культурное значение которых трудно переоценить.

”никальна как исторический источник кажда€ из 94 уже описанных рукописей. Ќовыми, еще неизвестными науке источниками дл€ изучени€ р€да проблем русского средневековь€ могут служить в коллекции ћ√” четьи - рукописные сборники нетрадиционного состава, такие, как N 1396 с "—ловесами супротивными ћаксима √река", "јзбукой толковой", древнерусскими пословицами и краткими


3 –азвитие полевой археографии как направлени€ историко-культурных исследований €вл€етс€ особенностью нашей исторической науки. ¬ «ападной ≈вропе эта дисциплина имеет €сно выраженный вспомогательный характер и сводитс€ к составлению палеографических описаний и картотек издревле сохранившегос€ письменного наследи€.

стр. 101


нравоучени€ми (последние - ввиду их неизученности и большого историко- литературного интереса - опубликованы в приложении к II), N 109  арельской коллекции, содержащий переводные и оригинальные сочинени€, в которых декларируютс€ исторические образцы общественной и нравственной жизни; конволют ¬ерещагинского собрани€, N 822, включающий много апокрифов; "—тишной пролог" начала XVI в. (¬ерещагинское собр., N 818) из старообр€дческой "глубинки" - села „ернуха (јрзамасский район √орьковской обл.); сборники с древнейшими слав€норусскими сочинени€ми (¬ерещагинское собр., N 1102, и ¬етковское собр., N 295) и многие другие.

ѕовторно открыт и возвращен в науку (V) литературно-учительный сборник начала XVII в. со списком знаменитого "ћолени€" ƒаниила «аточника (ћосковска€ коллекци€, N 1356). Ќовые данные об образовании и профессиональной подготовке средневековых мастеров содержат " нига Ѕольшому „ертежу" (N 96) и »конописный подлинник (ћолдавско-”краинска€ коллекци€, N 1833).

Ќаходки старопечатных книг оказались у археографов не менее цепными. ќбнаружено п€ть книг, вышедших из дофедоровских типографий. —реди них особенно интересна ѕсалтирь (около 1555 г.) - фактически перва€ учебна€ печатна€ книга на –уси. ¬ы€влены также не известные до сих пор издани€ ћосковского печатного двора, отсутствовавшие ранее в библиотеках —оветского —оюза (например, „асовник 1650 г., ѕсалтирь около 1648 - 1649 гг.), книги дл€ обучени€; получены новые данные о тираже древних изданий. ¬се эти сведени€ в дальнейшем позвол€т точнее оценить работу ћосковского печатного двора.

¬ научный оборот ввод€тс€ (I, III) также пам€тники, вышедшие из типографий Ѕожидара ¬уковича (¬енеци€), ¬иленского братства (≈вье), ѕечерской лавры ( иев), Ѕого€вленского монастыр€ (ћогилев) и др. ѕолное научное описание этих изданий содержит новые сведени€ о книгопечатании на территории южных и западных русских земель, а также за рубежом, культурных св€з€х и контактах –уси с другими странами. ¬ целом описание коллекции рукописной и старопечатной книги Ќаучной библиотеки ћ√” (I - III, V) показывает идейно- тематическое и художественное единство ранней слав€нской книжности.

  сожалению, подробное описание (I) дано только дл€ пам€тников, поступивших в библиотеку до 1971 г., и трех неизвестных ранее изданий XVII века. —таропечатные книги из экспедиций 1971 - 1976 гг. перечислены общим списком, в котором среди 238 книг названы и п€ть дофедоровских изданий.  азалось бы, в первую очередь следовало привести описание этих и других наиболее ценных и редких источников, потребность в котором особенно велика.

јрхеографам пришлось во многом дополнить и даже пересмотреть существующую схему описани€ как рукописных, так и старопечатных книг. —ущность новых принципов определ€етс€ общим стремлением возможно шире осветить различные аспекты проблемы "ƒревнерусска€ книга и традиционна€ культура" (IV, с. 4). –ассматрива€ письменные пам€тники как источник "дл€ исследовани€ самых разнообразных проблем культурной, социальной, политической истории, истории искусства и литературы, идеологии, социальной и исторической психологии" (I, с. 4), составители при описании обращают внимание на характеристику каждого экземпл€ра, стрем€сь максимально вы€вить его индивидуальные особенности. ѕоэтому, кроме общеприн€тых пунктов схемы формального и библиографического описани€ письменных источников, в издани€х ћ√” даетс€ полистна€ роспись состава сборников, привод€тс€ подробные сведени€ о сохранности экземпл€ра и переплета, характере реставрации, о запис€х и пометах, содержащих исторически значимую информацию, об источниках поступлени€ экземпл€ра в библиотеку. ¬се эти пункты, как считают авторы, должны соблюдатьс€ при характеристике и рукописи и старопечатной книги. —ближение методик описани€, особенно дл€ пам€тников XVII в., обусловлено отмеченным выше единством средневековой книги, а также интересным наблюдением, что с начала XVII в. именно печатна€ книга оказывала вли€ние на рукописную (V, с. 7 - 8, 10).

“аким образом, найдена, пожалуй, удачна€ формула описани€, позвол€юща€ учесть все данные, имеющие значение дл€ истории каждого экземпл€ра, показать его возможности как комплексного источника. ƒискуссионным в этой формуле €вл€-

стр. 102


етс€ вопрос о необходимости полистной росписи сборников4 . Ќельз€ не признать, что только постатейное описание может дать полное представление об источниковой ценности четьего сборника в изучении исторических, нравственных, естественнонаучных, философских воззрений русского средневековь€. ќднако в р€де случаев при характеристике состава сборника, веро€тно, следует ограничитьс€ указанием на устойчивый состав статей (модель) сборника определенного тина (если таковой вы€влен и опубликован) и при описании каждого конкретного сборника отмечать лишь отклонени€ от модели в его составе5 .

ќписание рукописных литургических книг в издани€х ћ√” показывает, что эти пам€тники не только использовались в культовых цел€х, но и €вл€лись в известной мере источником моральных и этических норм, стереотипов поведени€. ѕостатейное описание литургических книг привело к постановке вопроса об источниковедческом значении такого рода пам€тников дл€ изучени€ официальной и народной идеологии, политической борьбы, быта народа6 .   решению этой проблемы вплотную подошло источниковедение, и немала€ заслуга в этом московский археографической школы.

«аписи и пометы, обнаруженные археографами на большей части рукописных и старопечатных книг и точно переданные в описании, делают досто€нием науки имена древнерусских книжников, говор€т о местах распространени€ и хранени€ книг, о социальной принадлежности их владельцев и переписчиков. ¬се эти данные систематизированы в трех указател€х7 : владельцев книг и лиц, упом€нутых в запис€х; названий упоминаемых мест, монастырей и церквей; датированных записей и помет (I, III). —толь малопримечательные, казалось бы, материалы служат в действительности, как показали археографы, важным и едва ли не единственным источником дл€ изучени€ книжной торговли, ценообразовани€, вопросов обучени€, распространени€ грамотности среди низших слоев населени€ в XV - XVIII веках. ћатериал записей, обычно недооцениваемый источниковедами и не фиксируемый в описани€х и каталогах, как обнаружилось, "показывает общие изменени€ в культуре –оссии и в книжной культуре XVII и XVIII вв., отражает общие изменени€, происход€щие в общественной жизни –оссии, и прежде всего общую демократизацию культуры" (III, с. 19).

¬первые в научное описание рукописных и старопечатных книг вводитс€ и характеристика переплетов. —тать€ ¬. √. ћотовилова "ќписание переплетов XVI века" (II) имеет, помимо собственно книговедческого, еще и прикладное, методическое значение: она знакомит с терминологией по внешнему оформлению книги, с технологией изготовлени€ переплетов.

ƒополнительные, порой оригинальные тексты, документы, иногда включавшиес€ в печатные книги при их реставрации или переплете, могут быть вы€влены только при тщательной сверке описываемого пам€тника с полным экземпл€ром книги. ѕоэтому при описании вполне правомерно последовательное разграничение издани€ и экземпл€ра издани€, позвол€ющее оценить индивидуальные особенности отдельного пам€тника.


4 ѕолистна€ роспись даетс€, как правило, в описани€х, выполненных дореволюционными историками, а также в некоторых современных издани€х (см., напр.:  аган ћ. ƒ., ѕонырко Ќ. ¬., –ождественска€ ћ. ¬. ќписание сборников XV в. книгописца ≈фросина. - “ќƒ–Ћ. “. 35. Ћ. 1980; ќписание рукописного отдела Ѕиблиотеки јЌ ———–. “. 7, вып. 1. —очинени€ писателей- старообр€дцев XVII в. Ћ. 1984). √лавным возражением против полистной росписи €вл€етс€ трудоемкость этой работы и ее большой объем, поэтому в насто€щее врем€ это требование не признаетс€ об€зательным даже дл€ древнейших письменных пам€тников.

5 —м. “ворогов ќ. ¬. ќписание и классификаци€ списков сборника "«латоуст". -“ќƒ–Ћ. “. 39. Ћ. 1985, с. 280 - 284.

6 ѕоздеева ». ¬. –усские литургические тексты как источник изучени€ русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса). ¬ кн.: »сследовани€ по истории общественного сознани€ эпохи феодализма в –оссии. Ќовосибирск. 1984.

7 ”казатели в издани€х ћ√” не равноценны. —амые полные, а потому удобные - в III книге. II и V книги более у€звимы в этом отношении. ¬еро€тно, при подготовке следующих изданий нужно идти но пути не сокращени€, а, напротив, расширени€ указателей, которые существенно повышают ценность подобных изданий.

стр. 103


Ќовые возможности расширить круг источников открываютс€ при рассмотрении каждого пам€тника внутри территориальной коллекции, складывавшейс€ иногда на прот€жении веков, как содержательного элемента круга чтени€, отражающего идеологию определенной среды. Ќазванные издани€ раскрывают научную перспективность такого подхода к изучению письменных источников8 . “аким образом, совершен переход от работы с разрозненными письменными пам€тниками к изучению книжных совокупностей, устойчиво бытовавших в конкретный период на определенной территории среди определенных групп населени€.

ѕреимущества совокупного изучени€ книжных собраний по сравнению с дес€тками, даже сотн€ми отдельно вз€тых книг раскрыты в предислови€х ко всем п€ти обозреваемым книгам, а также в стать€х (IV). ћожно еще добавить, что при изучении книжных собраний как единого целого мен€етс€ само отношение исследователей к древней книге, традиционно рассматриваемой лишь как источник информации, в основном заключенной в ее содержании.  огда по€вл€ютс€ возможности проследить исторические св€зи древней книги с широким комплексом культурно-исторических аспектов духовной жизни народа, тогда прежний, так сказать, потребительский подход начинает изживать себ€, исследователи осознают необходимость изучени€ древней книги в системе культуры, в контексте эпохи, развити€ общественной мысли9 .

"«нание фактов, - писал ¬. Ќ. ѕеретц, - не составл€ет еще даже начало науки. Ќадо уразуметь смысл и значение факта, исследовать генезис, его роль в св€зи с другими... €влени€ми. “огда исторически наблюденный факт станет научным фактом"10 . Ётому принципу отвечает утверждающийс€ в археографии современный источниковедческий подход, когда кажда€ книга рассматриваетс€ внутри пон€ти€ "конкретна€ исторически сложивша€с€ книжна€ культура" и шире - народна€ культура в целом. ѕодобно тому, как невозможно оценить отдельный источник вне его исторического контекста, так и понимание каждой книги становитс€ более глубоким, если учитываетс€ состав территориальной коллекции, об€занной своим происхождением, с одной стороны, определенной культурной и социальной среде, а с другой - многовековой истории распространени€ на –уси рукописной и старопечатной книги.

ѕодробное описание каждого пам€тника в составе книжной коллекции может, в свою очередь, про€снить исторические услови€ складывани€ этой коллекции. “ак, исчерпывающе раскрыта специфика старообр€дческого книжного собрани€ на примере коллекции московского библиофила ћ. ». „уванова (III)11 , в четырех таблицах сгруппированы исторические факты, извлеченные из каждого экземпл€ра коллекции: например, таблица N 1 показывает распределение письменных пам€тников по месту и времени издани€ и убеждает в "московском" характере коллекции в целом, таблица N 2 демонстрирует типичное дл€ старообр€дческого собрани€ преобладание литургических изданий дониконовской печати над четьими книгами. Ќовые данные о ћоскве как центре перераспределени€ книжного фонда можно извлечь из таблиц NN 3 и 4. ¬ предельно лаконичной форме по€снений, выводов, таблиц показано, насколько надежную основу дл€ решени€ сложных социальных и историко- культурных задач дает совокупность малозначительных на первый взгл€д фактов, полученных при описании коллекции древних письменных источников.


8 ѕостановка данного вопроса имеет свою историю. ≈ще археографы XIX - начала XX в. фиксировали особенности среды бытовани€ древних письменных пам€тников, использу€ при этом средства и методы фольклористики. ѕлодотворность такого подхода доказали также работы ¬. ». ћалышева, а в последнее врем€ и других ученых ћосквы, Ћенинграда, Ќовосибирска, —вердловска (см. ¬опросы собирани€, учета, хранени€ и использовани€ документальных пам€тников истории и культуры. ѕам€тники старинной письменности. ћ. 1982).

9 —м.: Ћуппов —. ѕ. »стори€ книги как комплексна€ научна€ дисциплина. ¬ кн.: ѕроблемы рукописной и печатной книги. ћ. 1976; ћыльников ј. —.  нига и культура. ¬ кн.:  нига и культура. ћ. 1979.

10 ѕеретц ¬. Ќ. »з лекций но методологии истории русской литературы.  иев. 1914, с. 3.

11 ¬ насто€щее врем€ она поступила в ќтдел редких книг √ЅЋ ———–.

стр. 104


ќпределение репрезентативности книжного собрани€, предложенное ». ¬. ѕоздеевой (IV, с. 69 - 70). может быть, несколько перегружено ограничительными услови€ми, поэтому едва ли найдетс€ такое территориальное собрание, которое вполне удовлетвор€ло бы всем его положени€м. ѕо- видимому, ¬ерхокамское и ¬етковско-—тародубское собрани€, описанные (I; II) и проанализированные (IV) археографами, €вл€ютс€ уникальными с точки зрени€ столь жестких условий. √лавное из них то, что доказательства репрезентативности не могут следовать только из самого собрани€, а добываютс€ в процессе живого общени€ с современными наследниками существовавшей ранее культурной традиции. ќтсюда следует, что авторы вообще отвергают возможность создани€ репрезентативных собраний вне комплексных археографических экспедиций, которыми и провод€тс€ в ћ√” системные исследовани€ кресть€нской и посадской культуры.

”читыва€ неразрывность различных про€влений духовной культуры народа, московские археографы ввели в практику своих экспедиций параллельное исследование письменных и устных традиций, что открывает принципиально новые возможности расширить источниковую базу изучени€ общественного сознани€ и культуры народа (IV). ”спех эксперимента был обусловлен несколькими обсто€тельствами. —ыграли свою роль четкость географической программы поиска исторических пам€тников, стремление зафиксировать письменную традицию в ее историко-географическом движении. Ёто €вствует, например, из таблиц (IV, с. 31 - 39), показывающих, что в наиболее перспективных в археографическом отношении област€х экспедиции проводились многие годы (в Ѕр€нской и ѕермской - 9 лет, √орьковской - 6, на территории ”краины и ћолдавии - 4 года и т. д.).

ѕристальным вниманием пользовалось старообр€дческое население как основна€ среда бытовани€ древних письменных пам€тников. Ќеоднородное в социальном отношении, "открытое" до известной степени новой культуре, не отграниченное в историко-культурном смысле от других групп населени€, старообр€дчество тем не менее в силу его мировоззренческого и бытового консерватизма "и сегодн€ остаетс€ носителем книжной традиции средневековь€"12 . –езультаты экспедиций доказывают, что при определенной методологии и методике исследовани€ старообр€дческих районов здесь можно получить ценнейший материал. Ќесмотр€ на полемику относительно практичности определений, положенных ». ¬. ѕоздеевой в основу классификации этих районов по трем категори€м, така€ система доказала свою жизнеспособность и практическую ценность13 .

Ќаконец, важна последовательно проводима€ методика комплексного археографического исследовани€ в зависимости от категории района, степени сохранности в нем живой книжной традиции. Ёта методика подразумевает, что современный полевой археограф должен быть не только и не столько собирателем древних пам€тников, сколько исследователем бытовани€ письменного источника, его роли в духовной жизни народа. јнализ самой среды при этом становитс€ фактором, обеспечивающим эффективность и собственно поисковой работы14 , и последующего научного использовани€ пам€тника, который должен сохранить свои качества источника, даже будучи изъ€т из среды бытовани€.

ѕридерживатьс€ этой методики на практике могут специалисты, обладающие широкими гуманитарными знани€ми, поэтому успех археографической работы всегда зависит и от кадров археографов, сложивша€с€ система подготовки которых


12 ѕроблемы полевой археографии, с. 47. ”ченые Ћенинграда, Ќовосибирска, —вердловска и других городов в полевой археографической практике также опираютс€ на старообр€дческое население, не оставл€€, впрочем, без внимани€ и другие факторы исторического развити€ перспективных в археографическом отношении районов.

13 ѕо существу, близкую типологию используют и новосибирские археографы (см., напр., выступление ≈. ». ƒергачевой-—коп на “ихомировских чтени€х 1970 года. ћатериалы научной конференции, посв€щенной опыту организации археографических экспедиций в –—‘—–. ћ. 1970).

14 »зучение среды бытовани€ книги, истории кра€ позволило Ќовосибирской школе археографов ввести в науку новые ценные исторические и литературные источники, совершить, по выражению ƒ. —. Ћихачева, "археографическое открытие —ибири" (Ћихачев ƒ. —. ѕредисловие. ¬ кн.: ѕокровский Ќ. Ќ. ѕутешествие за редкими книгами. ћ. 1984, с. 3 - 7).

стр. 105


описана в статье Ќ. ј.  об€к, ћ. ћ. Ћеренман, ». ¬. ѕоздеевой, ≈. Ѕ. —мил€нской (IV). ќпределен круг дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов, способных не только профессионально исследовать и описать старопечатную или рукописную книгу, но и "руководить археографическими полевыми работами на всех этапах - от подготовки и проведени€ первоначальной сплошной разведки до научной обработки результатов комплексных исследований" (IV, с. 14 - 15).

ѕрограмма цикла зан€тий, разработанна€ на кафедре источниковедени€ истории ———–, имеет двойного адресата. —пециалистам в области истории и смежных дисциплин (фольклористам, историкам €зыка, литературы, музыки, искусства) дополнительна€ археографическа€ подготовка дает умение наблюдать функционирование элементов древней культуры в живой среде. ¬торой адресат - студенчество. »з года в год посто€нной работой с новыми студентами и руководител€ми археографических отр€дов добиваютс€ в ћ√” столь трудно достижимой преемственности кадров. Ќаучные потребности археографии естественно и закономерно сблизились с учебными. ¬идимо, настало врем€ рассмотреть вопрос о введении элементов археографической подготовки в программы исторических и филологических факультетов и создании соответствующих лабораторий в университетах археографически перспективных областей страны.

–езультаты параллельного исследовани€ письменных и устных традиций местной культуры излагаютс€ в р€де статей (IV), показывающих, как полученные в археографических экспедици€х сведени€ и находки способствуют расширению исторического знани€. “ак, ». ¬. ѕоздеевой доказан факт существовани€ в ¬ерхнем ѕрикамье кресть€нских библиотек и определен состав некоторых из них, характеризующий мировоззрение, быт беспоповского поморского согласи€ в прошлом. ”становлен факт раздела верхнекамских поморцев на два враждующих согласи€, что объ€сн€лось социально- экономическим расслоением пореформенной деревни. ¬ы€влен неизвестный ранее факт существовани€ в ¬ерхокамье в XVIII - XX вв. культурного старообр€дческого центра, св€занного с ћосквой, ќлонецким ѕоморьем, ”ралом, —ибирью. Ёкспедиционные материалы позвол€ют изучать роль книги в системе социальных норм и отношений, действовавших в кресть€нской общине, степень распространени€ грамотности в среде верхнекамского кресть€нства, св€зь письменных и устных традиций местной народной культуры. ≈. ћ. —моргуновой лингвистическими методами доказано верхнекамское происхождение старообр€дческих полемических сочинений ("ќ разделе", "ѕроисхождение раздела"), впервые введенных в науку. ѕараллельное исследование живого разговорного €зыка и €зыка рукописных находок помогает уточнить территориальную принадлежность письменных пам€тников, датировку, вы€снить миграционные св€зи местного населени€.

Ќесосто€тельность представлений о бедности в старообр€дческой среде и отсутствии в этих кругах жанров светского фольклора вы€влена —. ≈. Ќикитиной при изучении фольклорно-этнографического материала ¬ерхнего ѕрикамь€ в сопоставлении с существующей там книжной традицией. ¬ источниковедческом отношении материалы, собранные фольклористами и этнографом, представл€ют ценность дл€ изучени€ народной духовной культуры, но, кроме того, как показала —. ≈. Ќикитина, они помогают вы€снить вли€ние местной книжной традиции на обыденное сознание кресть€нства.

“ипологи€ крюковых книг, методика их описани€ впервые дана в статье о певческих рукопис€х ¬етковско-—тародубского собрани€ (ћ. ¬. Ѕогомолов, Ќ. ј.  об€к). «десь же затронута проблема функционировани€ этих рукописей в кресть€нской среде, их роль в духовной культуре народа.

¬ы€вл€€ источниковый потенциал археографических находок, ученые открывают новые страницы отечественной истории, воспитывают у молодежи пристальное внимание к факту, подлинно научное отношение к источникам. ѕ€ть книг, опубликованных источниковедами ћ√”, представл€ют новое направление в исследовании духовной жизни кресть€нства.

ќпубликовано 04 ма€ 2019 года



Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.

«агрузка...

ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама