Рейтинг
Порталус

Ю. Д. МАРГОЛИС, Г. А. ТИШКИН. Отечеству па пользу, а россиянам во славу. Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII - начале XIX в. Л. Изд-во Ленинградского университета. 1988. 232 с.

Дата публикации: 16 октября 2019
Автор(ы): Г. А. Архипова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1571224245


Г. А. Архипова, (c)

Обстоятельства появления Петербургского университета вызывают много споров, почвой для которых служит общая слабая изученность истории высшей школы в Петербурге в XVII t - начале XIX века. Опираясь на многочисленные публикации мемуаров, переписки, авторы, доктора исторических наук, профессора Ленинградского университета Ю. Д. Марголис и Г. А. Тишкин скрупулезно исследуют начальный этап развития этого учебного и научного центра. Одна из центральных проблем, рассматриваемых в книге, - преемственность в развитии отечественного университетского образования; много внимания уделено авторами политике правительства в данной области. Книга насыщена аргументированной полемикой с предшественниками. Ю. Д. Марголис и Г. А. Тишкин уже во введении книги отвергают традиционный ответ на вопрос: "Сколько лет университету на Неве?" На основании фактов они считают, что существует альтернативный подход к определению этой даты, позволяющий считать его старшим "собратом" Московского, основанного в 1755 году. В противовес утвердившейся дате - 1819 г. - они идут вслед за М. В. Ломоносовым и Д. И. Менделеевым, которые напоминали о создании в 1724 г. Петром I "старого, академического университета в Петербурге" (с. 3), состоявшего при Академии наук. Авторы рассматривают и другие схемы предыстории возникновения Петербургского университета. В основу своей книги они кладут представление о "единстве развития Академического - Петровского - Петербургского университета от его основания в 1724 г. до возобновления деятельности в 1819 г." (с. 25). Мысль о создании при Академии наук "обучающего" заведения зародилась еще в XVII в., с возникновением Московской славяно-греко-латинской академии (с. 27). Петр I, подчеркивают авторы, убедился, что попытка решить проблему подготовки специалистов обучением дворянских недорослей за границей нужных результатов не дала, и приступил к организации специального образования в России, одобрив проект положения об учреждении Академии, о чем сообщалось сенатским указом 1724 года. "Именно 28 января 1724 г., - делают вывод авторы, - следует считать датой основания Петербургского университета" (с. 35). Петербургская академия была задумана как научный центр с состоящими при цей учебными заведениями - гимназией и университетом. При этом сподвижники Петра I творчески переработали зарубежный опыт (с. 37).

Интерес представляют усилия авторов выявить социальный состав учащихся, который был тогда весьма пестрым. Наряду с сыновьями богатых и знатных родителей в нем обучались и семинаристы, деты служилого люда, ремесленников и т. д. В первые годы после основания Академии, отмечается в работе, число русских студентов составляло лишь 16% от общего числа учащихся (с. 44). В монографии опровергается утверждение, будто на нервом этане деятельности Академии организованных форм образования не было. Правда, они признают серьезные материальные трудности, переживаемые Академией, ее учащимися, преподавателями, особенно после смерти Петра I.

Анализируя положение дел в университете в 20 - 30-х годах XVIII в., Ю. Д. Марголис и Г. А. Шишкин особо отмечают подвижническую деятельность представителей российской культуры, которые противостояли обскурантистской деятельности И. Д. Шумахера. Они пишут, что "правление Шумахерово" все

стр. 163


же не стало "мертвым периодом в истории Петербургского университета". В первой половине XVIII в. он был единственным учебным заведением, отвечавшим всем европейским требованиям к высшей школе" (с. 57).

В исследовании дается обильно документированное описание постановки университетского обучения в середине XVIII в., приводятся характеристики преподавателей и студентов. Особое внимание обращается на передачу 19 января 1760 г. М. В. Ломоносову "в единоличное ведение университета и гимназии" (с. 100). Этот день стал важнейшей вехой в истории университета. Как ректор Ломоносов "вписал своей деятельностью в историю высшего образования в Петербурге в XVIII столетии самую яркую главу" (с. 103), что и подтверждается буквально материалом главы, в которой характеризуется пятилетняя деятельность Ломоносова в качестве ректора. Раскрывая послеломоносовский период в истории университета, авторы прослеживают "преемственность развития отечественной высшей школы" в XVIII и XIX веках.

Новым этапом в истории университета явилась деятельность учительской семинарии, учрежденной указом Екатерины II в декабре 1783 года. Пройдя через ряд реорганизаций, она стала основой воссозданного в 1819 г. Петербургского университета. Преемственность в данном случае понимается не буквалистски. На этом и основывается их вывод: "Объективная историческая преемственность - в задачах, идеях, просветительских принципах,.. между воспитанниками и профессорами Петербургского университета и гимназии конца XVIII в. и учительской семинарией, педагогическим институтом, Главным педагогическим институтом и Петербургским университетом начала XIX в. - зафиксирована в исторических источниках" (с. 218). Богатая фактическая основа исследования придает этому выводу доказательность.

Опубликовано на Порталусе 16 октября 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама