Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 29.02.20


И.Я. Биск. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ. ТАМБОВ, 1999

Дата публикации: 17 января 2020
Автор: Петрова А.А., Евдокимова Н.П.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1579273311 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Петрова А.А., Евдокимова Н.П., (c)

найти другие работы автора

Изд-во ТОО "ЦЕНТР-ПРЕСС", 100 с.

Любой преподаватель истории постоянно испытывает необходимость совершенствовать свое мастерство: увеличивается объем информации; каждое новое поколение студентов приносит свои надежды и ожидания, которые педагог должен оправдать. Жизнь заставляет преподавателя пересматривать казалось бы уже отработанную методику, улучшать лекционный курс. Опыт каждого творчески работающего педагога становится бесценным. Однако не каждый преподаватель готов поделиться опытом со своими коллегами, как это сделал профессор Ивановского университета д. и. н. И.Я. Биск, специалист по истории Веймарской республики (1).

Новая книга И.Я. Биска - рассказ о 50-летнем опыте преподавания на исторических факультетах педагогических институтов и государственных университетов. И.Я. Биск прошел все ступени педагогического мастерства - от ассистента в Новокузнецком педагогическом институте в 1949 г. до профессора и заведующего кафедрой всеобщей, а затем новой и новейшей истории Ивановского университета в 1978- 1988 гг.

Ученый читал лекции и вел семинарские занятия по различным периодам всеобщей истории, но главным образом по истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Размышления И.Я. Биска о преподавании истории - не только обобщение методического опыта, но и попытка ответить на вопросы: нужна ли обществу историческая наука и насколько состоятельны методы ее преподавания. В книге И.Я. Биска подводится итог деятельности нескольких поколений преподавателей, трудившихся в советской высшей школе. За время педагогической работы И.Я. Биск сделал немало интересных наблюдений и выводов, как по методическим, так и по методологическим вопросам.

Главное место в книге уделено роли лекции и семинара как основных форм занятий со студентами. Интересны размышления автора о том, нужна ли лекция, если есть учебник (с. 10-13). Аргументы, приводимые И.Я. Биском в защиту необходимости лекции даже при наличии хороших учебников, справедливы и сегодня, когда появились современные и более совершенные и оперативные средства информации. Автор, в частности, отмечает преимущества лекции перед учебником: лектор учитывает особенности и уровень подготовленности аудитории; лекция возбуждает мысль, заставляет аудиторию активизироваться в поисках нужного ответа; сочетание на


(1) Биск И.Я. Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории. Тамбов, 1971; его же. История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983; его же. Пресса Веймарской Германии. Иваново. 1985; его же. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново, 1990.

стр. 207


лекции слуховой, зрительной и моторной памяти облегчает усвоение.

И.Я. Биск справедливо обращает внимание на личность лектора, на его способность заинтересовать студента, на его лекторское мастерство. Автор подробно рассматривает основные этапы подготовки к лекции, содержание лекционных курсов, методические приемы, которые позволяют сделать лекцию полезной, интересной и обучающей; И.Я. Биск исследует методические приемы (с. 31-33), которые позволяют "побудить студентов думать" на лекции. Он подчеркивает важность присутствия в лекции характеристики персоналий, повседневной жизни общества, необходимость поисков связи исторических событий с современностью. Замечание И.Я. Биска о том, что "повествуя о прошлом иных территорий, преподаватель должен напоминать об их будущих исторических судьбах с тем, чтобы студенты ассоциировали это прошлое с ныне существующими государственными образованиями" (с. 36), является справедливым. И.Я. Биск специально останавливается на ораторском мастерстве как важной составляющей любого хорошего преподавателя, на культуре речи лектора.

Много внимания историк уделяет характеристике особенностей разных видов лекций: вводных, заключительных, обзорных, проблемных, историографических, тематических, пропедевтических (с. 48- 50). Автор дает не только типологию лекций, но и множество ценных советов относительно структуры построения лекции, основных моментов, которые следует выделить. Эти советы важны для начинающих преподавателей. Подкупает искренняя попытка И.Я. Биска отметить сильные и слабые стороны своих собственных лекций (с. 65), что достойно уважения и подражания. Умение критически взглянуть на себя со стороны не дает преподавателю остановиться в своем развитии.

Значительная часть книги (с. 66-113) посвящена семинарам и спецсеминарам - важному компоненту занятий на исторических факультетах. При проведении семинаров по новой истории, которые по-прежнему составляют половину времени, отведенного в наших учебных планах на новую и новейшую историю, И.Я. Биск обращает внимание на то, как не надо вести семинарские занятия (с. 71-74). Он, в частности, отвергает вопросно-ответную систему проведений занятий, семинары типа модифицированных лекций: длинные доклады без заинтересованного обсуждения, переписывание источников. Интерес вызывает таблица форм семинаров, предложенная И.Я. Биском, и некоторые темы семинарских занятий (с. 76-87).

Спецсеминар И.Я. Биск рассматривает как особую форму работы преподавателя со студентами. Здесь работа преподавателя приобретает индивидуальный характер и, что особенно важно, тесно связана с научной работой как преподавателя, так и студента. Автор ссылается на примеры работы своего спецсеминара, а равно и других преподавателей Ивановского университета. И.Я. Биск отмечает важность обсуждения на спецсеминарах методологических вопросов, дает рабочий план спецсеминара "Источниковедение и историография Австро-Венгрии", который он вел на IV курсе исторического факультета Ивановского университета в 1993-1994 учебном году. Автор приводит отзывы студентов о том, что им дали эти занятия. Такой самоконтроль полезен для каждого преподавателя.

Отметим, что на базе спецсеминаров возникают научные школы. Например, на историческом факультете Санкт- Петербургского государственного университета из спецсеминара профессора И.Я. Фроянова родилась петербургская школа исследователей Киевской Руси; спецсеминар профессора А.Л. Шапиро положил начало новому направлению в исследовании социально- экономической истории России; спецсеминар профессора В.Г. Ревуненкова стал основой новых веяний в отечественной историографии французской революции конца XVIII в.. а многие участники спецсеминара профессора К.Б. Виноградова теперь - известные специалисты по истории международных отношений и истории Великобритании. К сожалению, эта важная сторона спецсеминара не нашла отражения в книге И.Я. Биска.

И.Я. Биск знакомит читателя с тем, как он руководил дипломниками, начиная с оказания помощи в выборе ими темы дипломной работы. Список тем дипломных работ за 1979-1998 гг., включающий 80 наименований, впечатляет. Большая часть тем дипломных работ отражает научные интересы руководителя. 50 дипломных работ посвящены истории Веймарской республики, в частности таким, нечасто исследуемым историками проблемам, как быт и повседневная жизнь населения Веймарской республики, религия, культура. Справедливы замечания автора о значении дипломной работы для профессиональной подготовки студентов университета.

Эту тему автор продолжает размышлениями о связи преподавания с наукой (с. 139-153). Рассказом о работе над диссертациями, монографиями и статьями, докладами на научных конференциях И.Я. Биск вновь подтверждает истину о необходимости сочетания научной и преподавательской работы. Можно порадоваться за автора, для которого "работа над книгами была главным делом сознательной жизни и доставляла творческую радость" (с. 153) и который посвятил жизнь преподаванию истории в высших учебных заведениях. Далеко не каждому преподавателю удается добиться такой гармонии интересов.

стр. 208


В послесловии И.Я. Биск отвечает на вопросы, поставленные им в начале работы: нужна ли история и если да, состоятельны ли современные методы ее преподавания. На первый вопрос автор отвечает утвердительно, ибо, как он полагает, соглашаясь с "вещим предостережением" А. Эйнштейна, "будущее человечества зависит не от технических успехов, а от моральных устоев" (с. 154). Отвечая на второй вопрос - как учить? - автор предлагает учить не историю, т.е. факты, а учить историей, то есть делать упор в обучении не на том, что забывается, а на том, что остается -критический склад ума, умение анализировать исторические источники. С этим утверждением автора следует согласиться.

Не столь бесспорным представляется замечание, касающееся необходимости перемен в методике преподавания истории. И.Я. Биск утверждает, что лекционная система себя изжила, количество лекционных часов в учебных планах исторических факультетов следует сократить, "как это сделано в западных странах", что неясна возможность и методика использования современных технических средств обучения (компьютеры) и методов смежных наук. С этими замечаниями можно согласиться лишь отчасти. Автор своими размышлениями о преподавании истории в высшей школе убедительно доказывает, что ныне действующая методика все же позволяет добиться главного, а именно: учит учиться, учит исторической критике как методу науки, учит профессионально трудиться на научном поприще, позволяет молодому поколению обретать моральные устои. Об этом свидетельствуют и приведенные в книге отзывы учеников И.Я. Биска, которые подчеркивают важность общения преподавателя и студента. Так стоит ли во имя перемен отбрасывать то, что проверено почти тремя столетиями развития отечественной школы, да и опытом самого автора? Не столь безупречной и достойной подражания выглядит и система высшего исторического образования в западных странах. Общение с выпускниками-историками западных вузов показывает, что изъянов в их образовании достаточно.

Сказанное не означает, что высшее историческое образование в нашей стране не нуждается в переменах. Необходимо совершенствование лекционной системы и семинарских занятий в результате выбора и создания новых форм, типов, методик занятий, формирования оптимальных учебных планов.

Что касается проблемы компьютеризации учебного процесса, заметим, что общение преподавателя и студента в ходе лекции и семинара вряд ли возможно заменить работой с компьютером, который может стать важным, но не главным компонентом в образовательном процессе.

В свет вышла интересная и полезная книга, которая заставляет еще раз задуматься о том, что является главным в работе преподавателя истории. Знакомство с работой И.Я. Биска полезно как для начинающих преподавателей, так и для умудренных опытом профессоров. Первые найдут в ней необходимые сведения об основах преподавания новой и новейшей истории, вторые имеют возможность сравнить свои наработки с опытом одного из крупных знатоков новой и новейшей истории в нашей высшей школе.

А.А. Петрова, Н.П. Евдокимова, кандидаты исторических наук, доценты кафедры истории нового времени исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

 

Опубликовано 17 января 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама