Рейтинг
Порталус

О НАУЧНОЙ РАБОТЕ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Дата публикации: 10 февраля 2020
Автор(ы): Валеев Р.К., Жигунин В.Д. (Казань)
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1581326939


Валеев Р.К., Жигунин В.Д. (Казань), (c)

Исследовательская работа на историческом факультете Казанского государственного университета, несмотря на сохраняющиеся материальные и финансовые трудности, не только не остановилась, но и продолжает развиваться. Сотрудниками фа-

стр. 212


культета в 2000 г. было издано 13 монографий объемом более 200 печатных листов, учебников и учебных пособий - 11, большое количество статей и тезисов докладов (214 публикаций).

Преподаватели, сотрудники и аспиранты активно участвовали в научных конференциях разного рода. Было прочитано более 20 докладов на международных конференциях, среди которых более половины - за рубежом (в США, ФРГ, Финляндии, Норвегии, Венгрии, Израиле, Иране и т.д.). На факультете стабильно и интенсивно работал Совет по защите диссертаций. На нем было рассмотрено 32 диссертации, из которых три докторские, остальные - кандидатские. По всем диссертациям Совет принял положительные решения и особенно отметил серьезный вклад в науку авторов докторских диссертаций О.В. Синицына, Г.П. Мягкова, С.Ю. Малышевой. Двое последних - сотрудники исторического факультета КГУ. Сотрудники ряда кафедр получили в 2000 г. гранты на проведение научно-исследовательской работы. Кафедре истории древнего мира и средних веков выделен грант "Института Открытое общество", кафедра историографии и источниковедения имела ряд грантов ИОО, РГНФ, немецкой службы академических обществ, посольства Испании. Гранты выигрывали и другие кафедры, и некоторые их сотрудники.

Кафедры факультета старались обеспечить солидный резерв развития своих научных исследований в будущем. Было принято в аспирантуру 12 выпускников 1999/2000 учебного года, кафедрами осуществлялось руководство студенческой научно-исследовательской работой, особенно через научные кружки, традиционно существующие на кафедрах.

На кафедрах ведется работа по публикации и комментированию источников, по изучению кардинальных проблем отечественной и всеобщей истории. Разрабатываются теоретические и методологические проблемы исторической науки. Здесь определяющую роль играют ведущие ученые факультета профессора Е.П. Бусыгин, Н.А. Бурмистров, Р.К, Валеев, Г.Н. Вульфсон, И.П. Ермолаев, В.Д. Жигунин, А.Л. Литвин, С.М. Михайлова, Р.И. Нафигов, И.Р. Тагиров, Р.Г. Хайрутдинов, И.И. Шарифжанов и др. Результаты научных исследований ученых Казанского университета известны и в России, и за рубежом.

Но в настоящем сообщении хотелось бы поговорить о другом: о тех проблемах, которые возникают в ходе научно- исследовательской работы факультета. Полагаем, что эти проблемы во многом типичны для большинства вузов России и не только провинциальных.

Одна из них - это проблема координации научно- исследовательской деятельности различных научных центров. В советские времена такую координацию на строго централизованной основе вели Министерство высшего образования. Государственный комитет по науке и технике, а также главные исследовательские учреждения России - Академия наук и Московский государственный университет. В наше время этой традиционной системы уже не существует, и даже если где-то она сохраняется, то не эффективна. В итоге многими научными центрами очень слабо поставлено информирование научного сообщества о проводимой ими работе. Иной раз даже в масштабах одного города ученый не всегда знает, чем занимаются его коллеги, а уж о деятельности в других городах и говорить не приходится. Получение данных об издаваемых научных трудах, о развертываемых новых темах чрезвычайно задерживается, неизбежно возникает дублирование тематики. Выходящие в свет научные издания - это, как правило, издания малотиражные. Ими обеспечивается лишь часть ученых России. Даже в крупные библиотеки эти издания редко попадают, если, конечно, сам автор не озаботится вовремя этой проблемой. Поэтому нет серьезных библиографических указателей вновь издаваемой литературы. Все это создает несколько опасных тенденций: 1) о своих достижениях и открытиях иной раз знает сам ученый и его ближайшее окружение, но не более того. Это просто иная форма работы "в стол"; 2) при современном включении России в мировое сообщество, зарубежная историческая наука не всегда хорошо знает о ситуации в российской

стр. 213


историографии, поэтому определенная изоляция от мирового научного сообщества продолжается, хотя и в других формах, чем в советские времена; 3) наконец, теряет от этой неприятной ситуации не только собственно историческая наука, но и учебный процесс и общественно-политическая практика, до которой "не доходят" рекомендации ученых.

Думается, что в начале XXI в., когда происходит во всем мире поистине информационная революция, такое положение просто парадоксально. Нам представляется, что некая информационная централизация, по крайней мере, в масштабах исторической науки России, должна существовать. Может быть, в форме особого "библиографического" сайта в сети Интернет, организуемого Российской академией наук. На этот сайт мог бы посылать сведения о своих публикациях (а, может быть, и сами публикации) любой автор, любая кафедра. Но это только один возможный путь. Наверняка могут быть предложены и другие средства. Проблему надо решать как можно быстрее; в противном случае многие научные издания российских авторов скоро превратятся (и уже превращаются) в реликвии, которые совсем исчезнут из научного оборота.

Еще одна проблема. Известно, что всякая серьезная исследовательская работа является делом труднейшим, требует не только высокой квалификации, но и массы времени и напряжения воли, при этом исследовательская работа в области гуманитарных наук сама по себе обычно в материальном отношении не оправдывает затраченную исследователем на нее энергию, поэтому является в значительной мере работой "общественной". Всякая серьезная, особенно теоретическая, работа представляет собой работу коллективную, так как выполняется с учетом всей предшествующей литературы на нескольких языках, а также литературы по многим смежным и даже несмежным дисциплинам. Следовательно, если мы хотим сохранить достигнутые успехи (научный потенциал), тем более идти вперед, то встает вопрос о поддержке этой "общественной работы" обществом и государством. Программа министра нынешнего правительства Г. Грефа, в которой вузы призываются к самостоятельности, к проявлению инициативы, не может относиться в полной мере к гуманитариям. Сколько бы гуманитарии не проявляли инициативу, их работа никогда не будет регулироваться только рынком. "Общественная работа" не оплачивается ни при каких реформах и режимах.

В данном случае мы ведем речь о классических университетах, которые держатся еще на достигнутом в прошлом. А ведь параллельно растут "университеты", где успеваемость и научный потенциал как таковой иной раз вовсе неприоритетны. Такие вузы умело, а, может быть, даже агрессивно используют рыночную систему только для "выколачивания" денег, используемых не для целей развития. Думается, что все-таки это явление временное, порожденное эпохой кризиса.

Полагаем, что главное и определяющее на настоящем этапе - создание научного потенциала, отвечающего современным требованиям. Кстати то, что создано в течение нескольких десятилетий, позволяет оптимистически смотреть на этот процесс. Не только ученые университета, но даже широкая общественность чувствует это и поддерживает нас. Не случайно, многие хотят учиться у нас. Газета "Восточный экспресс" в январе 2001 г. провела телефонный опрос 150 казанцев. 72 % опрошенных хотели бы, чтобы их дети учились в Казанском университете. И это тогда, когда "уборщица в иной коммерческой фирме получает в два раза больше, чем доцент и даже профессор... Лишнее доказательство того, что высшее образование у нас в стране ценят люди, но никак не государство, не власть" 1 . Вполне согласны с мнением министра образования РФ В.М. Филипповым в том, что повышение зарплаты на 20 % -это не решение проблемы.

Чем же объяснить тогда такой высокий рейтинг Казанского государственного университета? Как отмечает газета "Восточный экспресс", - тем, что многие пони-


1 Восточный экспресс, 18-25.1. 2001.

стр. 214


мают: если их дети "будут учиться в вузах, значит, у них есть будущее. И у вузов, и у детей, и у страны, кстати".

Последняя проблема, размышлениями о которой также хотелось бы поделиться - это проблема авторитета ученого- историка в нашем обществе и культуре. Прошедшее десятилетие вызвало настоящий бум интереса к историческому опыту. Появились тысячи публикаций на различные темы древней и современной истории в публицистике, научно-популярных изданиях; с ними соседствовали выступления на радио, телевидении, в сети Интернет. Но далеко не все, что было написано и сказано, следовало бы назвать наукой. Многое можно отнести к феноменам "квазинаучным" и даже проявлением некоей "неомифологии". За примерами далеко ходить не надо - вспомним приобретшие большую известность "концепции" академика А.Т. Фоменко и его сподвижников. В чем же проблема? Думается, что дело не только в небывалой активности современных "мифотворцев", есть и оборотная сторона: относительная пассивность научного сообщества в пропаганде научного понимания многих проблем. Выше уже говорилось: тиражи наших научных трудов невелики, известность их не может соперничать с известностью сочинений из сферы квазинауки. Но это не служит оправданием пассивности. Назрела необходимость создавать вновь хорошую научно-популярную литературу и сделать эту работу одним из приоритетов для каждого крупного ученого. Такая литература, издаваемая большими тиражами (если на то будет помощь грантодателей или других спонсоров) и распространяемая по различным каналам, могла бы "покрыть издержки", связанные с возникновением в последнее время нигилистического отношения к исторической науке в отдельных слоях нашего общества.

Р.К. Валеев, профессор

В.Д. Жигунин, профессор

 

Опубликовано на Порталусе 10 февраля 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама