Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 31.05.20


Смоленское "Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим" в конце XIX - начале XX в.

Дата публикации: 07 апреля 2020
Автор: Н. А. Иванова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2011, C. 144-149
Номер публикации: №1586252688 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. А. Иванова, (c)

найти другие работы автора

О тяжелом положении народного учителя в конце XIX в. сообщали многие периодические издания (журналы "Русская школа", "Для народного учителя", "Народное образование", "Русский начальный учитель", газета "Школа и жизнь"), публиковавшие на своих страницах воспоминания и письма учителей, статьи деятелей народного просвещения. Внимание читателей акцентировалось на том, что социальное положение учителя не соответствует его предназначению, перечислялись всякого рода лишения, преследовавшие учителей: "часто невозможные квартиры и мизерное жалование, совершенно необеспеченное время болезни и старость, недостаток средств для обучения детей, отсутствие книг для самообразования, невозможность культурных развлечений и вообще заброшенность от образованного общества"1.

 

По мнению Я. Абрамова, данные об оплате труда смоленских учителей за 1891 г. "наглядно обрисовывают безотрадное материальное положение нашего народного учителя". Из общего числа учителей (мужчин) в 1891 г. только 9% получали более 300 руб. в год (в министерских школах), 25 - от 200 до 300, 30 - от 150 до 200, 18 - от 100 до 150, 18% - менее 50 рублей. Еще меньше оплачивался труд учительниц. Из них более 300 руб. получали только 2%; от 200 до 300 - 10; от 150 до 200 - 60; от 100 до 150 -19; от 50 до 100 - 8; менее 50 руб. - 1%2. То есть, только 35% учителей и учительниц получали более 200 руб. в год, тогда как среднего месячного жалования в размере 18 руб. едва хватало холостому учителю: на стол (завтрак, обед, ужин) - 7 руб., чай с сахаром и табак - 2 - 2,25; одежду, обувь, стирку белья - 5,50; на поездки в город и непредвиденные расходы - 2, на письма и удовлетворение "духовных потребностей" -

 

1 руб. 25 коп. - 1 руб. 50 копеек3. Большинство учителей влачило жалкое существование, особенно "бедствуют семейные учителя, которым на 10 - 25 рублей нередко приходится содержать семью в пять - десять человек"4. Дневной рацион в таких семьях состоял в основном из картошки и ржаного хлеба. Насмешкой звучали слова врача, давшего сельскому учителю, у которого болели дети, "добрый совет употреблять больше молока, яиц, мяса"5. О каких-либо сбережениях "на случай старости или инвалидности, а тем более о каком-либо обеспечении семьи в будущем не может быть и речи. Едва сводя концы с концами при обычном течении жизни, учительские семьи оказываются обыкновенно в совершенно критическом положении, если их постигает какое-либо несчастье"6.

 

При этом учителя, особенно в сельской местности, сталкивались с проблемой своевременного получения жалования, которое "положено выдавать ежемесячно, но

 

 

Иванова Надежда Алексеевна - ассистент кафедры истории Смоленского государственного университета

 
стр. 144

 

весьма редко это исполняется, часто бывает, что бедные учителя по истечении 3-х- 4-х месяцев удовлетворяются жалованием". Иногда им приходилось за свой счет ездить за получением окладов "в уездный город или волостные правления, иногда за получением одной и той же заработной платы вынуждены были ездить дважды"7. Нередко лица, выдававшие деньги, были "помешаны на игре в "начальство" и старались доказать учительницам и учителям свою силу и возможность дать им жизнь или стереть с лица земли, хотя таким "начальством" являлись обыкновенно полуграмотный писец, безграмотный староста"8. В воспоминаниях одного учителя говорилось о том, что "волостной староста, когда привозил мне деньги из города, оставлял себе "на могарыч" некоторую часть их"9.

 

Нужда заставляла учителей в свободное от преподавания время подыскивать подработки, чтобы как-нибудь пополнить свой скромный бюджет. Одни нанимались к местным крестьянам на полевые работы, другие находили себе заработок в кооперативных учреждениях. Однако, инспектор народных училищ Смоленского уезда "словесно" предложил выйти учителям из состава кооперативов, в результате чего "Лозковское и Прудковское общества потребителей лишились своих главных работников - учителей"10.

 

Многим учителям приходилось брать в долг деньги и продукты. По этому поводу одна из учительниц отмечала, что "жалования не хватает, а долг платить надо; тогда иду к другим знакомым и беру у них. В одном месте возьмешь, в другом отдашь. И целый год приходится занимать у одних и отдавать другим"11.

 

В своих письмах народные учителя, вынужденные оставить школу по болезни или по старости, жаловались на то, что им "грозит уже голодная смерть или сума, так как скопить про черный день они, разумеется, ничего не могли, а пенсий или пособий им не полагается"12.

 

Такое положение народных учителей привело к созданию в стране первых обществ взаимопомощи. В начале 1880-х гг. открылось рязанское, а в 1890 г. харьковское и казанское общества13. Возникновение других обществ относится ко второй половине 90-х гг. XIX века. В Смоленской губернии Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим было открыто в 1898 г.14 после утверждения его устава министром народного просвещения и объединило в своих рядах педагогов начальных, низших и средних учебных заведений губернии.

 

Основной целью Общества являлось оказание помощи учителям, особенно работавшим в сельской школе, как наиболее нуждавшимся15.

 

По уставу, в его состав входили лица обоего пола. Члены Общества делились на действительных, почетных и членов-соревнователей. Действительными членами являлись только учащие и учившие в начальных, низших и средних учебных заведениях Смоленской губернии. Почетными членами могли быть лица "сделавшие в пользу Общества значительные пожертвования или оказавшие Обществу существенную услугу"16. Например, почетными членами были избраны А. Н. Типякова (пожертвовала 1 тыс. руб. на строительство дома для общежития) и Ф. В. Гремяцкий (внес 1700 руб. на стипендии для дочерей народных учителей и учительниц)17. Все остальные лица, содействовавшие целям Общества, являлись членами-соревнователями. Правом на получение материальной помощи пользовались только действительные члены. Число всех членов Общества насчитывало "к августу 1899 г. всего около 600 человек, из которых действительных около 400"18.

 

Руководство деятельностью Общества осуществляли общее собрание и правление. Общие собрания были двух видов: очередные (не менее одного раза в год) и экстренные (созывались правлением по мере необходимости). Первое общее собрание Общества состоялось 14 марта 1898 г. в здании губернской земской управы. На нем присутствовал 71 человек. Правление состояло из председателя и шести членов, кроме того, в него обязательно входил инспектор народных училищ, являвшийся представителем от дирекции народных училищ губернии. Правление выбирало товарища председателя, секретаря и казначея. Заседания проходили не реже одного раза в месяц.

 

Общество взаимного вспомоществования находилось в Смоленске, уездных филиалов первоначально не было (они появились позднее, например, в 1907 г. в Дорогобуже1 и в ноябре 1912 г. в Гжатске20), что затрудняло участие в его работе учителей из отдаленных местностей. Поэтому членами Общества в основном были

 
стр. 145

 

учителя губернского города и близлежащих уездов. На Смоленск и два ближайших уезда приходилось 55 % от общего числа членов, причем "из земских учителей двух ближайших уездов участвуют в обществе 60 и 70%, а из отдаленных уездов 17 и 26%"21. В составе Общества учителей и учительниц земских школ к 30 августа 1899 г. было 293 чел. (42% от общего числа педагогов земских школ губернии).

 

При Обществе с 1911 г. функционировал "институт сотрудников", которые занимались привлечением новых членов, знакомили учителей с деятельностью Общества взаимопомощи. Благодаря их работе численность организации возросла "на 49%, и с одних новых членов поступило членских взносов около 200 руб., считая по 2 руб. с каждого члена". Всего к 1912 г. учителей, входящих в Общество взаимопомощи, было 345 чел. из 2 тыс. учащих в начальных школах губернии22.

 

Одной из причин, тормозивших вступление учителей в Общество, была их разобщенность. Как отмечал один из сельских учителей губернии, за четыре года попыток "влить в свою и жизнь своих товарищей хоть что-либо свежее, светлое не привело ни к чему. Запуганные ревизиями, программами, циркулярами замкнулись они за стенами школы... большинству из них не нужны ни эти программы, циркуляры, дети, экзамены и даже само дело просвещения"23.

 

Среди других причин можно отметить следующие: не каждый учитель был готов пожертвовать несколько рублей из своего скромного жалования на членские взносы; отдаленность правления Общества от многих уездов губернии, и как следствие невозможность посещать собрания и активно участвовать в работе Общества; временное занятие учительским делом; не слишком активная деятельность правления Общества по привлечению новых членов; "не мало есть и таких учителей, которые индифферентно относятся ... ко всяким общественным организациям и живут лишь личной жизнью"24. Еще одна причина заключалась в том, что некоторые учителя не ожидали в будущем от Общества помощи в воспитании детей (открытое обществом общежитие для учившихся детей в Смоленске было рассчитано только на мальчиков, поэтому учителя, имевшие дочерей, были лишены возможности им пользоваться).

 

Смоленское Общество взаимопомощи объединило в своих рядах педагогов не только начальной школы, но и средних учебных заведений губернии, что позволяло привлекать средства от более состоятельных лиц учительской профессии. Товарищ председателя Общества Д. Н. Жбанков считал, что "горожане должны выполнить свой нравственный долг перед деревенскими тружениками - учительницами и учителями, помочь возникновению обществ взаимопомощи и поддержать их своими средствами"25. За полтора года существования Общества его капитал составил 5020 руб. (для сравнения у томского Общества капитал составлял 3418 руб. за два с половиной года существования). Сумма для столь непродолжительного времени работы Общества была существенной.

 

Источниками пополнения капитала Общества являлись ежегодные и единовременные членские взносы, проценты с уже имеющегося капитала, земские ассигнования и частные пожертвования. Размеры взносов действительных членов зависели от величины получаемого ими оклада и составляли от 1 до 3 руб. в год. Финансы Общества "непрерывно возрастали, но главным образом благодаря значительным пожертвованиям некоторых лиц и ежегодных пособий большинства земств Смоленской губернии"26.

 

На начальном этапе деятельности Обществом уделялось большое внимание изучению быта учителей, особенно "учащих в начальных школах, как наиболее нуждающихся в помощи Общества". Путем анкетирования задавались вопросы о финансовом и семейном положении. Этот материал в дальнейшем служил основанием к выдаче нуждающемуся учителю денежного пособия. В первом анкетировании наряду с вопросами о материальном положении спрашивалось о том, какой должна быть оказываемая Обществом помощь. Ответы учителей сводились к следующему: увеличение оплаты труда; выдача денежных пособий, оказание содействия в поиске подработок в летнее время; помощь при обучении детей; устройство библиотек и снабжение учителей журналами и книгами; устройство курсов для повышения подготовки учителей; создание приюта для престарелых учителей27.

 

С учетом высказанных пожеланий были выработаны основные направления деятельности Общества. Одним из них, являлось оказание материальной помощи нуждающимся учителям. Из обращений видно, в какие трудные жизненные ситуа-

 
стр. 146

 

ции попадали учителя губернии из-за недостатка денежных средств, произвола начальства и т.д. Ярким примером может служить прошение о выдаче пособия учителю Боярщинского училища Поречского уезда, "в котором Т-в говорит, что находится сейчас в деревне без всяких средств к существованию вследствие увольнения в административном порядке и напрасно долгое время ищет себе должность. Т-вым испрашивается у Общества взаимопомощи незначительное пособие"28.

 

Материальная помощь оказывалась в виде безвозмездного денежного пособия, которое выдавалось в очень ограниченных размерах и имело единовременный или постоянный характер. Например, за 1902 г. было выдано пособий на сумму 216 руб. (2-м лицам на лечение по 25 руб. и 8-ми на обучение детей от 15 до 25 руб.). Общество осуществляло выдачу "возвратных беспроцентных ссуд", оказывало поддержку семьям умерших учителей, выдавало "пособия на поездку на летние учительские курсы"25. Так, в 1902 г. 44 действительных члена Общества получили ссуды на общую сумму 963 руб. 15 коп. (всего за четыре года работы ссудной кассы было выдано 3223 руб. 80 коп.)30.

 

Сельские учителя практически были лишены возможности дать своим детям хорошее образование. Обучение ребенка в городе требовало дополнительных затрат, которые были не всегда под силу родителям. По подсчетам Общества взаимопомощи в 1898 г. семейные учителя составляли 25% опрошенных и воспитывали 150 детей, из которых 74 были школьного возраста, но из них только 16 училось в городских учебных заведениях31. В связи с этим Обществом 17 августа 1899 г. было открыто общежитие для учащихся детей действительных членов, рассчитанное на 10 мальчиков, "с платою за 10 месяцев в 50 руб., которые вносятся вперед"32. В летнее время общежитие предоставлялось, за умеренную плату, для размещения учеников и учителей, приехавших в Смоленск на экскурсии33.

 

Смоленское Общество взаимопомощи оказывало не только материальную, но и "духовную" помощь народному учителю, оторванному от общения с интеллигентными слоями населения и лишенного возможности выписывать газеты и журналы (из-за недостатка средств). Общество способствовало пополнению педагогических знаний учителей путем организации и устройства библиотек, курсов, лекций. Обществом издавался "Литературный сборник", в котором публиковались материалы о положении учителей Смоленской губернии, педагогические статьи, воспоминания учителей.

 

Круг обсуждаемых вопросов на собраниях Общества не ограничивался только материальными нуждами учителей, нередко поднимались вопросы, связанные с педагогической деятельностью, более опытные педагоги делились своими знаниями с молодежью. К. В. Ельницкий отмечал: "Учителям необходимо общение с лицами одинаковой профессии, одинакового труда. Без такого общения в них ослабевает уверенность в своих силах, слабеет сознание плодотворности их труда, что отражается на этом самом труде"34.

 

На собрания Общества выносились такие вопросы как издание "Учительского листка" или создание педагогического отдела при местной газете; о желательном устройстве в Крыму курорта для больных учителей. Собственных средств для этого не было, поэтому учителя выступили с инициативой обратиться в земскую губернскую управу. Члены Общества обращались к земству за помощью в приобретении для учителей газет и журналов и устройстве "порайонных учительских библиотек".

 

При обсуждении вопроса, какие педагогические курсы предпочтительнее для учителя, столичные или уездные, предпочтение было отдано первым, так как "на столичных курсах входят в общение учителя всего государства, что очень важно, так как учителя в устной живой взаимной беседе заимствуют друг от друга приобретенные многими, вследствие долгой практики, усовершенствованные приемы обучения; знакомятся с жизнью всей страны: наконец сама столица с ее музеями, картинными галереями, памятниками, дает массу материала для самообразования"35.

 

Обществом взаимопомощи совместно со Смоленским обществом народных университетов36 устраивались "отдельные лекции с целью подготовить и подобрать среди местных педагогов лекторов для уездных городов Смоленской губернии". Так, на время рождественских каникул 1908 г. "предполагалось три курса: по психологии, всеобщей истории и по государственному праву, предназначенные преимущественно

 
стр. 147

 

для народных деятелей и учительниц Смоленской губернии"37, которым были предоставлены льготы на посещение лекций, а Общество взаимопомощи на это время предоставило им свое общежитие.

 

Особого внимания заслуживает деятельность в первые годы существования Общества члена правления Жбанкова. Он считал, что "улучшая его (народного учителя - А. И.) положение, мы тем самым будем способствовать поднятию народного образования - одного из вернейших средств улучшения жизни народа"38. По его инициативе "стали устраиваться под разными предлогами очередные и экстренные заседания Общества, главным образом для сближения учителей и учительниц, как между собою, так и с некоторыми членами - соревнователями"39. Они проводились на частных квартирах и, преимущественно, у самого Жбанкова.

 

Для устранения разрозненности сельских учителей Жбанков предлагал учредить при земских управах школьные советы с правом активного участия в них учителя, как лица компетентного в жизни школы. Предложение это было встречено с сочувствием, несмотря на протесты инспектора народных училищ, считавшего, что "вопрос этот по уставу не может обсуждаться Обществом, собрание постановило возбудить ходатайство перед земскими управами Смоленской губернии об учреждении при них таких советов"40.

 

С 28 декабря 1902 г. по 6 января 1903 г. в Москве состоялся первый Всероссийский съезд представителей всех обществ вспомоществования лицам учительского звания, на котором присутствовали делегаты и от Смоленского общества. На съезде обсуждались вопросы правового и материального положения учителей, говорилось о практической работе существовавших в стране обществ, о необходимости дальнейшего совершенствования и расширения их деятельности. Значение съезда заключалось в том, что он "установил маяки, к которым нужно стремиться, и, указав путь к ним, создал для учителей и учительских обществ возможность дружной солидарности и сознательной работы для осуществления заявленных целей"41.

 

По мнению И. В. Сучкова, общества взаимопомощи "стали первыми профессиональными организациями учителей"; являясь "своеобразной формой общественно-педагогического движения"42.

 

Деятельность Смоленского общества способствовала поднятию общей культуры среди учителей, росту профессионализма и объединяло учителей губернии, давала возможность получить материальную поддержку.

 

Примечания

 

1. ЖБАНКОВ Д. Обзор деятельности учительских обществ взаимопомощи. - Вестник воспитания. 1900, N 1, с. 90.

 

2. АБРАМОВ Я. Хроника народного образования. - Русская школа. 1892, N 3, с. 195 - 196.

 

3. БАРСОВ К. Письмо в редакцию. - Русская школа. 1896, N 7 - 8, с. 25.

 

4. Письмо в редакцию. - Русская школа. 1896, N 4, с. 252.

 

5. КАПРАЛОВ Н. Материальное положение учителя. - Для народного учителя. 1915, N 8, с. 3.

 

6. Краткий обзор деятельности МНП за время управления покойного министра Н. Б. Боголепова. - Журнал министерства народного просвещения. 1901, N 7, с. 30.

 

7. Государственный архив Смоленской области (ГАСО), ф. 405, оп. 1, д. 9, л. 15; д. 16, л. 44об.

 

8. Письмо в редакцию. - Русская школа. 1896, N 4, с. 251.

 

9. РЕМОРОВ Н. На земской службе (из воспоминаний и заметок учителя). - Народное образование. 1899, N 1, с. 47.

 

10. Школа и жизнь. 23.VI.1914 (N 25), с. 9. 11. КАПРАЛОВ Н. Ук. соч., с. 3.

 

12. Письмо в редакцию. - Русская школа. 1896, N 4, с. 253.

 

13. ЖБАНКОВ Д. Ук. соч., с. 93 - 94.

 

14. ГРАЧЕВ В. И. Иллюстрированный путеводитель по городу Смоленску. Смоленск. 1908, с. 87.

 

15. Отчет Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных, низших и средних учебных заведениях Смоленской губернии с 1 января 1902 г. по 1 января 1903 г. Смоленск. 1903, с. 44.

 

16. ПРУГАВИН А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб. 1904, с. 805.

 
стр. 148

 

17. Отчет Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим.., с. 8.

 

18. АБРАМОВ Я. Хроника народного образования. - Русская школа. 1899, N 11, с. 320.

 

19. АНДРЕЕВ И. И. Народное образование в Дорогобужском уезде. Ельня. 1913, с. 127.

 

20. Сельский учитель К. И. Р. "Опускаются руки". - Для народного учителя. 1914, N 1, с. 41.

 

21. ЖБАНКОВ Д. Ук. соч., с. 99.

 

22. ВЛАДИМИРОВ В. Смоленское общество взаимопомощи учащим и учившим. - Для народного учителя. 1913, N 3, с. 33.

 

23. Сельский учитель К. И. Р., с. 41.

 

24. ВЛАДИМИРОВ В. Ук. соч., с. 33.

 

25. ЖБАНКОВ Д. Ук. соч., с. 110.

 

26. Отчет Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим.., с. 24.

 

27. Там же. 1899, с. 7, 11 - 12.

 

28. Хроника учительской жизни. - Для народного учителя. 1907, N 7, с. 41.

 

29. Хроника учительских Обществ. - Для народного учителя. 1910, N 15, с. 24.

 

30. Отчет Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим.., с. 10.

 

31. Русский начальный учитель. 1900, N 10, с. 205.

 

32. АБРАМОВ Я. Ук. соч., с. 320.

 

33. ВЛАДИМИРОВ В. Ук. соч., с. 33.

 

34. ЕЛЬНИЦКИЙ К. В. Краткосрочные педагогические курсы для учащих в начальных школах. [СПб.]. [1909], с. 1.

 

35. ВЛАДИМИРОВ В. Ук. соч., с. 34.

 

36. Смоленское общество народных университетов открылось в июле 1907 года. Оно занималось просвещением: проведение лекций по истории, русскому языку, физике среди широких слоев населения за незначительную входную плату.

 

37. Народные университеты в провинции. - Русская школа. 1908, N 2, с. 54.

 

38. ЖБАНКОВ Д. Ук. соч., с. 110.

 

39. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 102. Д-3, оп. 99 (1901 г.), д. 1277, л. 110.

 

40. Там же, л. 110об.

 

41. Отчет Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим.., с. 34.

 

42. СУЧКОВ И. В. Учительство в России в к. XIX - н. XX вв. М. 1994, с. 43.

Опубликовано 07 апреля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама