Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 31.05.20


Т. А. МАГСУМОВ. Средняя профессиональная школа Казани в конце XIX - начале XX века

Дата публикации: 14 апреля 2020
Автор: И. В. КОРНИЛОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 2011, C. 163-164
Номер публикации: №1586859403 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. В. КОРНИЛОВА, (c)

найти другие работы автора

СПб. Инфо-да. 2010. 302 с.

 

В монографии кандидата исторических наук, доцента Тимура Альбертовича Магсумова на примере губернского города Казани показано, как создавалась и развивалась система среднего профессионального образования. Выбор автором в качестве предмета исследования Казани не случаен. Казань являлась центром учебного округа обширного региона с многонациональным населением, где многие исторические процессы имели свою специфику. Именно здесь были сосредоточены учебные заведения профессионального профиля, готовившие квалифицированных специалистов для российской промышленности восточной части Российской империи в конце XIX - начале XX века. В этот период профессиональное образование стало одним из важных направлений российской государственной политики. Значительно укрепилась законодательная база профессионального образования. Среди ряда важных нормативных актов и правительственных документов, автор выделяет "Положение о школах ремесленных учеников" (1893), "Положение о низших ремесленных школах" (1895), "Закон о ремесленных и технических учебных мастерских и курсах" (1902), "О художественно-промышленных учебных заведениях" (1902), "О сельскохозяйственном образовании" (1904) и другие.

 

Исследуя государственную политику в сфере профессионального образования в указанный период, состояние и развитие профессиональных средних школ, автор рецензируемой работы затрагивает вопросы, связанные с материальной базой учебных заведений, рассматривает проблемы, позволившие ему раскрыть особенности образовательного курса в политике правительства, подробно осветив необходимость количественного и качественного роста образовательных учреждений в России в связи с насущной потребностью быстро развивавшейся экономики в квалифицированных кадрах.

 

В монографии сделана попытка выявить причины эффективности системы профессионального образования, а также проследить степень влияния социально-экономических и политических факторов на подготовку квалифицированных кадров в России. Особое внимание автор уделил анализу степени участия органов городского самоуправления в этом процессе, а также роли меценатов и благотворителей в подготовке средних профессиональных школ Казани на рубеже XIX-XX веков.

 

Исследование системы управления учебными заведениями приводит автора к выводу о том, что распространявшиеся на директоров школ руководящие и контрольные функции способствовали установлению авторитарных начал и тотального контроля в системе управления школой. Этот вопрос и сегодня остается актуальным для профессиональных учебных заведений.

 

Большой интерес вызывают те разделы книги, которые посвящены рассмотрению уровня оснащенности научной, учебно-методической литературой профессиональных учебных заведений в то время, когда власть стремилась к установлению строгого контроля за учебной литературой, издаваемой и используемой в школах. Немалые сложности испытывали учителя в сфере их преподавательской деятельности.

 

Раздел, посвященный участникам педагогического процесса в средней профессиональной школе Казани конца XIX - начала XX в., содержит конфетные данные из фондов Национального архива Республики Татарстан. Кроме того в работе использован большой массив источников и литературы, в том числе и статистических данных. Собранный материал позволил автору дать характеристику штату преподавателей и их деятельности на примере казанских профессионально-технических училищ и профессиональных школ Казани. Изучению подверглись возраст, вероисповедание, образование, стаж работы учителей, а также социальный состав учащихся данных учебных заведений, комплектование, успеваемость воспитанников и т.д. В результате такого анализа был выявлен целый ряд положений, имеющих важное значение для функционирования средних профессиональных учебных заведений. При характеристике преподавательского корпуса автор не уходит от кадровой проблемы, обращает внимание на ряд трудностей, вызванных текучестью кадров и работой многих преподавателей по совместительству.

 

Справедлива оценка подвижнической деятельности ряда выдающихся организаторов профессионального образования в Казани, в их числе - К. С. Олешкович, Ф. Н. Малиновский, Н. М. Пауткин, И. И. Брюно, Н. Х. Грузов, В. И. Нечкин; М. В. Черепанов, Я. А. Александров, А. К. Немировский, которые самоотверженно и бескорыст-

 
стр. 163

 

но трудились на благо профессионального образования. В разделе об учащихся профессиональных школ приводятся имена выпускников, прославивших средние школы Казани.

 

Убедительно выглядят цифровые данные, включая составленные автором таблицы, которые представляют собой самостоятельные исторические источники и являются подтверждением приводимого фактического материала.

 

В целом в монографии содержится ценный и оригинальный материал и наблюдения Магсумова, касающиеся истории среднего образования XIX - начала XX века. Однако не все положения работы бесспорны, некоторые фактологические наблюдения автора нуждаются в дальнейшем изучений и уточнении.

 

Тем не менее, обобщенная характеристика становления и развития системы среднего профессионального образования, данная автором, позволяет восполнить имеющиеся пробелы в изучении этой важной темы.

 

 

Опубликовано 14 апреля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама