Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 04.12.20


Санкт-Петербургский комитет грамотности

Дата публикации: 04 октября 2020
Автор: М. Ю. Дедловская
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 2010, C. 143-148
Номер публикации: №1601833962 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Ю. Дедловская, (c)

найти другие работы автора

В 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства был учрежден Московский комитет грамотности, а в 1861 г. "для содействия распространению грамотности" в Санкт-Петербурге появился Комитет грамотности при Императорском вольном экономическом обществе1. Этим общественным организациям суждено было сыграть большую роль в развитии народного образования и педагогики в России в XIX веке.

 

В истории Санкт-Петербургского комитета грамотности были и периоды мощного подъема, и времена инертности. Широкая популярность Комитета объясняется тем, что он привлекал общественные силы к делу народного образования, занимался издательской деятельностью, оказывал материальную помощь школам, создавал бесплатные библиотеки и читальни, организовывал народные чтения, воскресные школы, книжные склады. Известен даже случай, когда из одной дальневосточной деревни было получено письмо с выражением признательности за высланные книги для инородческой школы, а само послание за неимением бумаги было написано на бересте2.

 

Дмитрий Дмитриевич Протопопов3, первый историк и активный участник Комитета, выделяет четыре периода его деятельности:

 

I период (с 1861 по 1864 - 65 г.) "является временем возбуждения различных вопросов, временем инициативы (издание журнала, учреждение школы сельских учительниц, издание списков лучших книг для народа, защита малороссийского языка)".

 

II период (с 1864 - 65 по 1885 - 86 гг.) "характеризуется главным образом деятельностью, так сказать филантропической - рассылкой книг, хотя в течение его (длился около 20 лет) и появляются некоторые виды новой деятельности (издание обзора народной литературы, собирание сведений о народном образовании и в конце периода - издание народных книг). Этот период совпадает со временем, когда в русском обществе интересы народного образования несколько отступили на задний план; кроме того, внешние препятствия были очень значительны".

 

III период (с 1885 - 86 по 1893 г.) - "пробуждение стремления к просвещению народа...; это движение усиливается особенно после 1891 - 92 годов, охватывая все более широкий круг лиц. Поэтому в Комитете с половины восьмидесятых годов появляются новые люди и самый состав его членов совершенно изменяется. Элемент бюрократический уступает место общественному. Известность Комитета растет вместе с общественной известностью лиц в него вступивших".

 

IV период (1893 - 1895 гг.) - это период, когда комитет "под влиянием общего порыва к просветительной работе быстро и успешно расширяет свою деятельность, работая как пионер широкого просвещения народа. Поле его работы становится все

 

 

Дедловская Мария Юрьевна - кандидат педагогических наук.

 
стр. 143

 

обширнее; на будущее намечается ряд задач. Вокруг себя он встречает полное общественное сочувствие"4.

 

Активными создателями комитета были: А. Н. Калмыкова, В. И. Покровский, Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбург, кн. Д. И. Шаховской, Я. Г. Гуревич, В. И. Вернадский, П. Ф. Каптерев, В. И. Чарнолуский, Г. А. Фальборк и многие другие.

 

Одним из наиболее весомых дел, оставивших заметный след в истории, было статистическое обследование Комитетом начального народного образования Российской империи.

 

9 ноября 1893 г. Чарнолуский5 на общем собрании С. -Петербургского комитета грамотности выступил с инициативой организовать комиссию по сбору сведений о состоянии всех начальных школ России. Статистическое исследование должно было подкрепить фактами настоятельную необходимость переустройства системы низшего образования, а также выработать направление реформы6.

 

По свидетельству Б. Кетрица, "в короткое время были исполнены колоссальные труды, которые ранее казались не под силу частному обществу, хотя бы и самому большому. Главный из этих трудов - Статистические исследования всех начальных школ в России, исполненное под руководством В. И. Чарнолуского, разработанное и изданное уже после закрытия комитета грамотности"7. Этому исследованию Владимир Иванович посвятил почти десять лет жизни.

 

На основе материалов Государственного архива Российской Федерации, Центрального исторического архива г. Москвы, Научного архива Российской академии образования удалось восстановить ход статистического исследования.

 

Идея всеобщего начального обучениия в России неоднократно обсуждалась педагогами, учеными, общественными деятелями с начала 70-х гг. XIX века. А в 1890-е гг., являвшие собой целую эпоху социально-экономической жизни страны, она стала ведущим лозунгом практически всех общественно-педагогических начинаний. Проблема всеобщего, бесплатного, обязательного начального образования обсуждалась на заседаниях столичных и провинциальных просветительных обществ, комитетов грамотности, на страницах общей и педагогической печати. Эта проблема волновала и членов Комитета грамотности. Было принято решение произвести обследование состояния начального народного образования в стране.

 

Исследование должно было "выяснить неудовлетворительность современного положения дела низшего народного образования и тем подкрепить настоятельную необходимость предстоящей реформы, а также показать для беспристрастных людей, в чем состоит эта неудовлетворительность и в каком направлении должна быть проведена реформа"8.

 

По мнению Чарнолуского, одной из важнейших задач исследования было "изучение всех условий, необходимых для правильного осуществления в России всеобщего обучения". Необходимо было выявить следующее: наиболее целесообразный при современных условиях тип русской народной школы; причины, которые неблагоприятно влияют на ход школьного дела; последствия современной постановки в народной школе вопросов религиозного и национального обучения. Практической задачей исследования должна была стать подготовка данных, необходимых для разрешения давно назревшего вопроса о введении эмеритуры (пособий) для всех народных учителей и "определение нормальных школьных районов, школьного возраста, продолжительности обучения учащихся"9.

 

Чарнолуский считал, что исследование должно было показать тот ценный жизненный опыт, который накопился в России за последние 30 лет жизни пореформенной народной школы10.

 

10 мая 1894 г. Чарнолуский доложил общему собранию Комитета грамотности11, что комиссия, желая дать более полную картину числа и состояния школ в России, а также, имея в виду устарелость статистических сведений, разрозненность, разнокачественность и непериодичность материалов по этому вопросу, отсутствие единообразия, признала необходимым исследовать положение всех начальных школ Российской империи путем посылки им бланков с вопросами, ответы на которые могли бы дать ценный материал для анализа положения школьного дела.

 

Началу непосредственного обследования предшествовала кропотливая предварительная работа по изучению положения народного образования в различных го-

 
стр. 144

 

сударствах, анализ истории развития образования в России, тщательное ознакомление производившихся ранее исследований школ и составление на этой базе уже своей собственной программы. После обсуждения многими компетентными статистиками и местными статистическими бюро и отделениями были разработаны подробные опросные бланки. Для сбора материалов было выпущено около 14 тыс. уездных и городских программ, около 29 тыс. бланков для списков училищ и около 67 тыс. писем12. Это был великий план, которого еще не знала школьная статистика.

 

Первая часть исследования включала сбор статистических данных. Регистрация всех существующих школ была приурочена к определенной дате - 17 января 1895 года. Несмотря на трудности, эта задача была выполнена комиссией Комитета грамотности при огромной общественной поддержке. Это был первый опыт исследования состояния народного образования в таком масштабе.

 

С готовностью, превзошедшей все ожидания, народные учителя и духовенство отвечали на статистические вопросы. Комитет получал множество писем, исполненных выражениями самой искренней поддержки начатого дела. "Нечего говорить, как охотно отзывались иностранные правительства и частные общества на просьбы Комитета о высылке их изданий и сведений по народному образованию. Присылались даже рукописи с новейшими данными. На первом месте стояли в этом отношении Англия и Соединенные Штаты"13.

 

Ответы были получены более чем от 45 тыс. школ, что составляло примерно 90% общего числа начальных правильно организованных школ всех наименований. "Такая успешность выполнения работы должна быть отнесена к особой энергии и настойчивости Комитета грамотности, которому, чтобы добиться ответа, в отдельных случаях приходилось повторять свои запросы до двадцати и более раз"14.

 

Как отметил в историческом очерке С. -Петербургского комитета грамотности Д. Д. Протопопов, "собирание сведений о народном образовании шло ... успешно, но некоторая задержка в получении ответов произошла, помимо воли Комитета, оттого, что министром народного просвещения и обер-прокурором св. синода изданы были циркуляры, разъясняющие подчиненным им ведомствам необязательность для них ответов на запросы Комитета". "Недостаток материальных средств на разработку поступивших ответов заставил комиссию, ведавшую это дело, передать все исследование частным лицам для разработки под контролем статистической комиссии III отделения Вольного экономического общества"15.

 

Было собрано огромное количество материала, обработка которого велась прямо на квартире Чарнолуского и Фальборка с помощью людей, которым было небезразлично дело народного образования. "Чтобы дать понятие о массе чисто-механической работы, потребовавшейся для исследования, достаточно сказать, что за все время исследования пришлось выпустить 151 тыс. бланков для правильно организованных школ, 26 тыс. бланков для школ неорганизованных, около 14 тыс. уездных и городских программ, около 29 тыс. бланков для списков училищ и около 67 тыс. исходящих бумаг. В среднем для получения каждого школьного бланка понадобилось около 3 писем, на каждую уездную и городскую программу около 3 писем, а на каждый список около 7 писем"16.

 

Окончание работы было приурочено к всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.), где предполагалось обнародовать результаты исследования и обсудить дальнейшие пути развития школьного дела. Однако в связи с закрытием комитетов грамотности (1895) комиссии не удалось обработать все полученные сведения. Но работы не прекращались. Все материалы были переданы в статистическую комиссию III отделения Вольного экономического общества, возглавляемую Покровским. Чарнолуским и Фальборком был составлен "Отчет о положении исследования народного образования в России, производимого императорским Вольным экономическим обществом в связи с общим положением школьной статистики в России", и представлен на общем собрании Вольного экономического общества 17 апреля и в статистическом отделении Московского юридического общества 22 апреля 1898 года. В докладе авторы проанализировали состояние статистики по образованию в развитых странах мира, а также статистические отчеты по народному образованию в России.

 
стр. 145

 

Чарнолуский и Фальборк дали определение понятию "система начального народного образования" каждой страны. Это - "все учебные заведения, предназначенные для обучения всего населения и долженствующие дать последнему те знания, которые признаются в данное время и в данной стране минимумом образования, необходимым (а большею частью и обязательным) для всех ее граждан и представляющим собою фундамент как всякого дальнейшего профессионального и общего образования, так и общественной и практической деятельности граждан"17.

 

Осенью 1898 г. на X съезде естествоиспытателей и врачей в Киеве подсекция статистики, признав необходимым выработать единообразную классификацию начальных народных училищ в России, взяла за основу систему, принятую комиссией Вольного экономического общества18.

 

Практически вся огромная и кропотливая работа по обработке сведений проводилась на общественных началах, по доброй воле людей (около ста человек), посвящающих свое свободное время этому исследованию. Чарнолуский с сожалением констатировал, что "по приблизительному расчету для полной разработки всего полученного материала и распределению его по множеству таблиц, на которые распадаются только цифровые сведения, необходим труд 180 человек, полагая, что все они будут работать непрерывно целый год, по 5 часов ежедневно. Принимая минимальный размер вознаграждения каждого такого счетчика в 400 р., получим, что для полной оплаты их труда понадобилось бы 72 000 рублей"19.

 

Вольным экономическим обществом в 1898 г. была организована подписка на "Исследование школьного дела в России" (в окончательном варианте "Начальное народное образование в России"), которое предполагалось издать в восьми томах. В 1900 г. 1-ый и 2-ой тома были выпущены, а 4-й том отпечатан, но он вышел в свет только в 1902 году. Третий том еще более задержался с выходом. После ареста Фальборка и Чарнолуского (события мая-июня 1901 г.) президент Вольного экономического общества граф П. А. Гейден обратился в департамент полиции: "Всеми работами по исследованию, равно как и его изданию заведуют исключительно упомянутые Фальборк и Чарнолуский. ...Отъезд Фальборка и Чарнолуского из С. -Петербурга повлечет за собою нарушение ряда крупных имущественных обязательств, принятых на себя Императорским Вольным Экономическим Обществом перед третьими лицами и подписчиками, не говоря уже о серьезном ущербе для научных интересов, так как упомянутое издание Общества является первым капитальным исследованием дела народного образования на пространстве всей Российской Империи. ...Это издание я имел счастье всеподданнейше повергнуть на благовоззрение Его Императорского Величества, и Государь Император соблаговолил принять труд Общества и изволил выразить Монаршее Свое удовольствие"20.

 

Из восьми запланированных свет увидели четыре тома исследования, причем последний (третий) том вышел в 1905 году. Редакторы заканчивали его уже в другой ссылке - в Архангельске21. К сожалению, все намеченные планы осуществить не удалось. Разработка школьных бланков (вторая часть исследования) по очень большому количеству уездов и городов была закончена, но результаты ее остались неопубликованными, а сами материалы изъяты.

 

Результаты исследования показали, что число низших и начальных, правильно организованных училищ всех ведомств оказалось "равным 44 545, в том числе: многоклассных и "двухклассных" лишь 2395, "одноклассных" 40 890 и частных училищ III разряда 1260. Из всех этих училищ, уцелевших от дореформенного времени (1860 г.) оказалось лишь 5249. За исключением 89 училищ, по которым не доставлены более подробные данные, и 220, в которых во время обследования не производилось учебных занятий, в остальных 44 236 училищах оказалось 61 446 учащих (22 386 учительниц), 2,7 млн. учащихся (654 тыс. девочек) и 268 тыс. окончивших курс (60 тыс. девочек). Кроме того, в России было 43 844 "неорганизованных" училища (17 207 школ грамоты, 13 683 хедера и 12 954 малолетних школ) с 46 259 учащими и 875 тыс. учащимися (127 тыс. девочек). Из общего числа детей школьного возраста осталось без обучения огромное число, около 7,8 млн. человек. ... Из "одноклассных" правильно организованных училищ, составлявших основной фонд народного образования, правительственных было всего 1205 с 68 тыс. учащихся, общественных 24 383 с 1,6 млн

 
стр. 146

 

учащихся и св. синода 11968 с 494 тыс. учащихся. Большинство этих училищ содержалось на смешанные средства: училищ, содержимых исключительно земством, оказалось 1554, казной - 5, сельскими обществами - 2916, духовным ведомством и церквами - 808, городами - 746. По данным исследования, в среднем за 1856 - 1893 гг. в селениях по всей империи открывалось ежегодно по 908 училищ, что составляет едва по 1,23 училища на уезд, а в городах - по 149 училищ, или по 0,35 училищ на город. Общая сумма земских расходов на все нужды образования определилась в 8953 тыс. руб., в том числе на низшие общеобразовательные учебные заведения 6559 тыс. руб.; такие же расходы городов определялись в 7614 тыс. руб. и 4622 тыс. рублей. Все расходы министерства народного просвещения "на многоклассные" и низшие училища равнялись 1850 тыс. руб., а на начальные 1483 тыс. рублей. В общем итоге, все расходы на нужды образования составляли на 1 душу населения в земствах 16,3 коп., в городах 0,5 коп. Средний доход на 1 земское училище составлял 420 руб., на одно церковно-приходское - 185 руб., а средний расход на 1 учащегося в них - 6,2 коп. и 4,4 коп."22.

 

Исследование состояния начального народного образования, проведенное Санкт-Петербургским комитетом грамотности, является первым широкомасштабным трудом по статистике народного образования в России.

 

Основной единицей исследования служила начальная школа, а не уезд, что давало большую информацию и должно было служить значительным подспорьем для дальнейших разработок ряда вопросов по народному образованию. Нововведением являлся основной принцип сбора сведений - по каждому разряду училищ сведения доставлялись именно тем учреждением или лицом, в непосредственном ведении которого данный разряд находился.

 

Исследование заключало в себе детальные поуездные и погубернские сведения обо всех видах низших и начальных училищ (число училищ, учащих, учащихся и окончивших курс, время открытия училищ) на 1 января 1894 г. с выделением в особые рубрики всех общественных начальных училищ вообще и одноклассных земских - в частности. В результате исследования Чарнолуским была создана первая детальная классификация всех существовавших видов низших и начальных учебных заведений в России.

 

Исследование впервые показало реальное положение начального народного образования в России, что дало мощный толчок общественной мысли о путях, способах и средствах изменения, реформирования сферы просвещения в стране.

 

Исследование позволило сделать первый полный и детальный анализ расходов губернских и уездных земств за 1893 г. на все нужды образования, а также всех расходов по содержанию земских одноклассных училищ за тот же год. Такого рода данные важны в качестве отправных для сопоставления с ними всех последующих исследований народного образования, как общегосударственных, так и производимых отдельными губернскими и уездными земствами.

 

"Деятельность, имеющая целью утоление жажды знания стомиллионного народа, представляет собой огромное по своей важности и сложности дело; для его успеха работников на этом тернистом пути у нас необходимо снабдить самым полным и точным знанием той области народной жизни, над поднятием которой они трудятся. Это знание, без различия взглядов и партий, необходимо стране, раз только мы стремимся увидеть ее великой и равноправной в сонме других цивилизованных стран мира"23, - таким было убеждение многих членов Комитета грамотности.

 

Комитет был передан Министерству народного просвещения. В знак протеста около двухсот членов организации демонстративно вышли в отставку.

 

На основании анализа архивных документов можно утверждать, что разносторонняя деятельность комитета грамотности явилась мощным и плодотворным опытом общественно-педагогической работы. В историческом очерке Императорского вольного экономического общества было отмечено, что благодаря энергичной работе людей, увлеченных высокими идеалами, деятельность комитета в 1893 - 1895 гг. "достигла таких размеров, что число участников Комитета превысило общее число членов всего Общества, а денежные его обороты в три раза были больше бюджета всех остальных отделений и комиссий Общества"24.

 
стр. 147

 

Примечания

 

1. Императорское вольное экономическое общество было основано 31 октября 1765 года. По уставу 1872 г. общество имело 3 отделения: сельского хозяйства; технических сельскохозяйственных производств и земледельческой механики; сельскохозяйственной статистики и политической экономии. При отделениях существовали специальные комитеты и комиссии. Труды Императорского вольного экономического общества. Т. 1. СПб. 1897, кн. 3, с. 402.

 

2. Там же, т. 2. 1894, кн. 6, с. 288.

 

3. Его книга "История Санкт-Петербургского комитета грамотности" (1898), уже отпечатанная, была запрещена цензурой и конфискована.

 

4. ПРОТОПОПОВ Д. Д. История Санкт-Петербургского комитета грамотности. СПб. 1898, с. 6.

 

5. За пять лет работы в комитете (1891 - 1895) Чарнолуский был секретарем Совета (с 1893 г.), участвовал в разработке Устава комитета, в издательской комиссии, в работе справочного отдела, в разработке концепции по введению всеобщего обучения, в дискуссии по введению сельскохозяйственных предметов в курс начальной школы, в комиссии по сбору и разработке сведений о состоянии народного образования и др.

 

6. В состав комиссии вошли В. В. Девель, В. И. Покровский, А. Н. Страннолюбский, Г. А. Фальборк и В. И. Чарнолуский.

 

7. ДИКСОН К. С. -Петербургский комитет грамотности, 1861 - 1911. КЕТРИЦ Б. Воспоминания о С. -Петербургском комитете грамотности. Пг. 1915, с. 56.

 

8. Труды Императорского вольного экономического общества, т. 1, кн. 3, с. 411.

 

9. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ), ф. 1330, оп. 1, д. 64, л. 3.

 

10. Там же.

 

11. ФАЛЬБОРК Г. А., ЧАРНОЛУСКИЙ В. И. Отчет о положении исследования народного образования в России, производимого Императорским вольным экономическим обществом в связи с общим положением школьной статистики в России. СПб. 1898, с. 12 - 13.

 

12. ЦИАМ, ф. 1330, оп. 1, д. 161, л. 1об.

 

13. ПРОТОПОПОВ Д. Д. Ук. соч., с. 45.

 

14. Отчет Императорского вольного экономического общества. Т. 1. 1897, кн. 3, с. 412.

 

15. Протопопов Д. Д. Ук. соч., с. 49.

 

16. Начальное народное образование в России. Т. 1. СПб. 1899, с. VI.

 

17. ФАЛЬБОРК Г. А., ЧАРНОЛУСКИЙ В. И. Отчет о положении исследования народного образования в России..., с. 35.

 

18. В. И. Чарнолуский был участником этого съезда.

 

19. ЦИАМ, ф. 1330, оп. 1, д. 64, л. 18.

 

20. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ), ф. 102, 3 д-во, оп. 91, 1893, д. 1199, л. 42.

 

21. В. И. Чарнолуский находился под надзором Департамента полиции как политически неблагонадежный. Как отмечалось в агентурных донесениях, в декабре 1903 г. он выступал на 111 съезде по техническому и профессиональному образованию в С. -Петербурге "в целях гласного порицания правительственных мероприятий".

 

22. Научный архив Российской академии образования (НА РАО), ф. 19, оп. 1, д. 8, л. 155 - 157.

 

23. ФАЛЬБОРК Г. А., ЧАРНОЛУСКИЙ В. И. Начальное народное образование в России. Т. 1. СПб. 1899, с. XI.

 

24. Краткий исторический очерк деятельности С. -Петербургского комитета грамотности. Труды Императорского вольного экономического общества, т. 1, кн. 3, с. 402.

Опубликовано 04 октября 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама