Рейтинг
Порталус


ФАКУЛЬТЕТ МОЕЙ МЕЧТЫ

Дата публикации: 28 января 2021
Автор(ы): В. Д. ЧУХЛОМИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 4, Апрель 2007, C. 103-113
Номер публикации: №1611834818


В. Д. ЧУХЛОМИН, (c)

В период рыночных преобразований в России была создана современная система бизнес-образования. Появились новые стандарты образования, учебники, программы, факультеты и вузы. В этом процессе самое активное участие принимают многие выпускники экономического факультета Новосибирского государственного университета. Автор статьи, выпускник экономфака НГУ 1982 г., в 1991 - 2004 гг. был заведующим кафедрой, деканом и проректором Омского государственного университета. В данной статье изложены результаты его работы по созданию факультета международного бизнеса ОмГУ. Одновременно статья является данью уважения Учителям- преподавателям и сотрудникам ЭФ НГУ.

В. Д. ЧУХЛОМИН, координатор учебных программ по бизнесу, экономике и управлению, Государственный университет Нью-Йорка, г. Саратога Спринте, США

Мы родом из НГУ

В НГУ я поступил по примеру двоюродного брата, который учился на матфаке. В средней школе я хорошо успевал по всем предметам, учился в нескольких заочных физматшколах и не считал поступление в вуз сложным делом. Хотя неудачи на выездных олимпиадах, которые проводили в нашем городе преподаватели НГУ, должны были бы насторожить.

Вступительные экзамены оказались полным шоком: пятерок по математике в нашем потоке математиков, физиков, химиков и экономистов не было вовсе, четверки были наперечет, и их обладателей знали в лицо, все остальные счастливчики, и я в том числе, получили тройки. Больше половины соискателей сразу же разъехалась по домам. Принцип первый: здесь все всерьез!

Высокий уровень предъявляемых требований был и, надеюсь, остается визитной карточкой НГУ. Каждый из выпускников моего поколения наверняка помнит, как этот принцип вошел в его жизнь.

стр. 103


Мне вспоминается обсуждение моей преддипломной курсовой работы в конце четвертого курса. Случилось то, чего я никак не ожидал. На обсуждение моего скороспелого труда собрались два сектора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР, доктора и кандидаты наук. Не могу сказать, что от работы не осталось и мокрого места, кое-что уцелело, однако общий воспитательный эффект сохранился на всю жизнь. Принцип второй: если берешься писать исследовательскую работу, то с самого начала думай о том, что придется ее защищать в самой квалифицированной аудитории.

Свою первую специализацию - автоматизированные системы управления производством - я выбрал с прицелом на трудоустройство и перспективу решения жилищного вопроса. Но душа к работе на производстве не лежала, поэтому в середине года я ушел на политэкономию капитализма к профессору Ю. А. Чижову. Там все было захватывающе интересно, хотя перспективы будущей работы почти не просматривались.

Мне выдали обширную базу данных и поручили разрабатывать эконометрическую модель советской экономики. Исследования в этом направлении проводились и в СССР, и за рубежом, но не слишком активно. Когда я обратил внимание научного руководителя на недостаток источников на русском языке, то получил указание работать с источниками на английском. Прозвучало это примерно так: "Пойдите в библиотеку, найдите нужные книги и журналы, если надо, закажите, прочитайте - и делайте". Принцип третий: к студенческой научной работе надо относиться как к любой другой научной работе - она не может быть "второй свежести".

Общение с известными учеными - еще одна и, может быть, самая главная составляющая подготовки специалистов в НГУ. Принцип четвертый: чему-либо путному можно научиться только у активно действующего ученого или специалиста-практика. Причем важен не только предмет изучения, но принципы организации работы.

стр. 104


В моем случае последнее оказалось, быть может, даже более важным, так как судьба выбрала для меня путь организатора образования. При этом опыт, полученный на кафедре политэкономии экономического факультета НГУ и в секторе моделирования экономики капиталистических стран ИЭиОПП, оказался поистине бесценным.

После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации я с семьей перебрался в Омск. Жена И. В. Чухломина (Иванишко), тоже выпускница экономического факультета НГУ, вскоре после переезда защитила кандидатскую диссертацию. Как и полагалось при развитом социализме, мы начали работать преподавателями политэкономии. Но тут начались рыночные реформы, и возникла необходимость определить свое место в новой жизни. Вот тогда у меня и появилась идея создать свой факультет.

Как построить факультет (1991 - 1992 гг.)

В конце 1980-х мне в руки случайно попала книжка из серии "Зарубежный опыт управления", в которой рассказывалось о школах бизнеса и программах MBA (Master of Business Administration - магистр делового администрирования) в США. Эта книжка, выражаясь словами ныне забытого классика, перепахала меня всего. Мы живем в миллионном городе, и здесь должна быть своя программа MBA!

Идея понравилась тогдашнему ректору Омского государственного университета В. В. Тихомирову, который попросил предоставить подробный проект. По проекту получалось, что программа МВА не может "висеть в воздухе" и должна опираться на базовый факультет. На экономическом факультете ОмГУ идея не нашла поддержки, поэтому было предложено создать еще один факультет. С помощью бывших новосибирцев В. В. Малыхина и Л. А. Еловикова, работавших в администрации Омской области, идея была одобрена губернатором Л. К. Полежаевым и легла в основу специального постановления.

Это постановление, принятое в марте 1992 г., отдавало в распоряжение университета дополнительный учебный

стр. 105


корпус, а также предусматривало финансирование специальной лаборатории. Она стала организационным центром по дальнейшей разработке проекта. У истоков стояла команда, в которую вошли И. В. Чухломина, И. Г. Князева, Ю. П. Дусь и автор этих строк. Шел 1992 г., все небывалое сбывалось, нам было по тридцать лет, и уверенность в своих силах была безбрежной.

Запас идей, с которыми мы начали проект, был небольшой. Нам казалось, что надо создать элитную программу для выпускников (прежде всего физико-математических школ) с уклоном в экономико-математическую подготовку. Математическая и компьютерная подготовка могла быть легко обеспечена силами преподавателей математического факультета ОмГУ, в значительной части представлявших новосибирскую школу. К преподаванию современных экономических дисциплин, таких как макро- и микроэкономика, финансы и финансовый менеджмент, бизнес и общество, наша группа была уже готова.

Будущую специализацию выпускников мы тогда всерьез не планировали, рассчитывая начать с уровня бакалавриата, массовый переход на который был заявлен Государственным комитетом по науке и высшей школе. Областным постановлением предусматривалось со временем создать Высшую школу бизнеса и магистратуру с выделением соответствующих ресурсов. Предполагалось, что с помощью магистратуры и MBA вопросы специализации мы сможем легко решить в будущем.

Лучшее, что мы знали тогда, было представлено новосибирской моделью подготовки специалистов. Однако у нас не было возможности опереться на Академгородок, а государственное финансирование вузов к тому времени почти прекратилось. Правда, появилась возможность экспериментировать с содержанием образовательных программ. Мы решили ликвидировать свою безграмотность в области бизнес-образования и занялись серьезным изучением мирового опыта. Когда финансирование лаборатории из областного бюджета закончилось, его удалось заменить грантами Госкомитета по науке и высшей школе и Фонда Сороса.

стр. 106


Аналитическая работа принесла хорошие плоды. Нам удалось ясно определить для себя разницу между западными университетами, ориентированными на исследовательскую работу, и университетами прикладного направления (teaching universities). В 1993 г. мы сформулировали собственную концепцию стандартов навыков. Как я сейчас понимаю, тогда мы открыли для себя теорию competency based training или, иначе говоря, подготовки, основанной на компетенциях.

В рассматриваемом случае суть этого подхода заключается в выявлении ключевых бизнес-технологий, расщеплении их на элементы, разработке системы тренинга для освоения студентами этих элементов с последующей организацией системы взаимоувязанных учебных работ, одновременно и тренирующих студентов, и проверяющих эффективность работы. К числу ключевых компетенций, которые студенты должны были приобрести в нашей программе, мы отнесли бизнес-планирование, маркетинговое исследование, макроэкономический обзор, владение стандартным набором офис-менеджера (текстовые процессоры, электронные таблицы, базы данных, коммуникации), навыки исследовательской работы и представления результатов. В дальнейшем этот список уточнялся и дополнялся.

За стандартами навыков лежала простая и одновременно очень мощная идея. Дело в том, что бизнес-образование должно ориентироваться на запросы бизнеса и удовлетворять стремление студентов получить хорошую работу. В этом случае присущая, в частности, НГУ философия ("Не важно, чему учат - важно, как учат") не срабатывает. Не будучи исследовательским университетом национального масштаба, региональный вуз должен быть ближе к жизни. Это открытие мы сформулировали для себя таким образом: "Порядок бьет класс!".

Разработанная на основе стандартов навыков, наша учебная программа сразу приобрела внутреннее содержание. Основным стержнем каждого учебного семестра стала курсовая работа, в планировании которой очень пригодились перенесенные из НГУ принципы. Все обучение предполага-

стр. 107


лось в виде непрерывной череды мини-дипломных проектов с обязательными публичными защитами и высоким уровнем требовательности, начиная с самого первого семестра.

Первые результаты (1993 - 1997 гг.)

На базе лаборатории очень скоро была создана кафедра инноватики и коммерческой деятельности ОмГУ. В 1993 г. состоялся первый набор на бакалавриат по направлению "Коммерция". Всего было принято 30 студентов, в основном выпускников физико-математической школы и школы с углубленным изучением английского языка.

Как это часто бывает, первый набор оказался, вероятно, наиболее сильным в истории факультета. В настоящее время несколько выпускников из того набора уже защитили кандидатские диссертации. Но в целом аспирантура не была популярным выбором в 1990-е годы. Всего к моменту первого выпуска в 1997 г. на четырех курсах обучалось немногим более 100 студентов.

Большую часть из теоретических разработок лаборатории мы сумели воплотить в жизнь. Система взаимосвязанных курсовых работ стала визитной карточкой Отделения коммерции, как мы тогда назывались. При этом после каждой сессии нам приходилось расставаться со значительным количеством студентов. Работу государственной экзаменационной комиссии в те годы возглавлял д. э. н. С. А. Суспицын - заведующий сектором ИЭиОПП СО РАН.

Жизнь внесла серьезные коррективы в наши первоначальные планы. Например, экономико-математическая составляющая программы постоянно размывалась, так как, с одной стороны, уровень математической подготовки в школе в 1990-е годы сильно упал. С другой стороны, реальные запросы бизнеса явно отличались от того, что предлагалось в аудитории. Преподаватели сохранили установку на то, что их задача - обучить студента думать, а дело студента - самостоятельно разобраться на рабочем месте. Возник вопрос: сколько учебных курсов нужно для обуче-

стр. 108


ния думанию? Надо ли для этого планировать четыре семестра математического анализа или достаточно одного?

Следующая проблема - наша переоценка темпа реформ образования. Всеобщий переход к бакалавриату в то время так и не произошел, а кадровые службы часто рассматривали бакалавров как специалистов с незаконченным высшим образованием. Поступление в аспирантуру для бакалавров было также проблематичным.

Еще одна проблема - финансирование. Бюджетное финансирование, которое университет получил под нашу программу, имело свои плюсы и минусы. С одной стороны, наличие бюджетного приема позволяло отобрать по конкурсу хороших студентов и получить квалифицированных преподавателей. Но с другой стороны, средств на приобретение и обновление компьютерной техники, оборудования, учебников и повышение квалификации у нас тогда не было. А хотелось расширить границы, вести международные обмены. Небольшое количество ставок на кафедре и низкие расценки почасовой оплаты серьезно ограничили возможности привлечения новых преподавателей.

Таким образом, во всей остроте перед нами встала дилемма: сохраниться в виде небольшого подразделения и постепенно превратиться в нечто вроде секты, или перейти в качественно иное состояние. Мы выбрали рост.

Новый курс (1998 - 2004 гг.)

Новое качество роста было связано с преобразованием в 1998 г. Отделения коммерции в самостоятельный факультет международного бизнеса, переходом на пятилетнюю программу, открытием специальностей "Маркетинг", "Реклама" и "Мировая экономика", а также с резким расширением коммерческого приема, развертыванием международных образовательных программ и обучением на английском языке.

На базе кафедры инноватики и коммерческой деятельности были созданы две новые кафедры: теории рынка и маркетинга и международных экономических отношений.

стр. 109


Было заключено соглашение с Государственным университетом Нью-Йорка о совместном продвижении его программ в России и подписано новое постановление администрации Омской области.

Как и на первоначальном этапе, большую роль сыграла домашняя подготовка. В основу была положена теория международного маркетинга услуг - относительно новое направление в теории маркетинга, которым я заинтересовался в конце 1990-х годов1.

Суть проделанной работы можно выразить следующим образом. В условиях информационной революции и глобальной рыночной экономики образование стремительно совершает переход от состояния "башни из слоновой кости" к состоянию коммерциализованной и движимой спросом отрасли услуг. Поэтому успешные предприятия в этой сфере должны иметь четкую рыночную стратегию, хорошо знать свой рыночный сегмент и целенаправленно формировать бренд. Присутствие на зарубежных рынках является одним из необходимых элементов воздействия на потребителя.

В процессе перехода к рыночной ориентации был проведен стратегический анализ ситуации на образовательном рынке г. Омска и Северного Казахстана, разработаны новая миссия факультета и стратегический план, заключены альянсы с медийными агентствами и развернута широкая рекламная кампания. Даже автомобиль факультета получил номера областной администрации для создания нужного представительского эффекта!

Новая стратегическая позиция факультета четко выражена в его названии. Стать выпускником факультета международного бизнеса - значит, приобрести знания и навыки, с которыми можно работать не только в Омске или России, но и за рубежом. Для этого на факультете работают российские и зарубежные преподаватели, действуют


1 О том, как мы применили эту теорию для реорганизации, ребрендинга и развития факультета, можно подробно ознакомиться в серии статей, опубликованных в журналах "Маркетинг", "Маркетинг в России и за рубежом", "Маркетинг и маркетинговые исследования" в 2002 - 2005 гг.

стр. 110


обменные программы, а также программы, самостоятельно разработанные факультетом: американская и австралийская2.

Результаты нового курса появились очень скоро. Ежегодный прием на факультет быстро перевалил за 100 чел., а общая численность студентов приблизилась к 500.

На факультете была создана индустрия обучения английскому языку и на английском языке. Появились "импортные" преподаватели и студенты. Возникли новые возможности для организации научной работы преподавателей и студентов. Создан свой журнал, введена система поощрения за публикации в центральных издательствах, подготовлены собственные учебные пособия с грифами Учебно-методического объединения. Подготовку аспирантов взялся курировать профессор П. А. Ореховский - первый доктор наук из нашего выпуска ЭФ НГУ 1982 г.

Вскоре обнаружились и новые проблемы. Все образовательные технологии, разработанные в 1993 - 1997 гг., были "штучными" и трудоемкими, не рассчитанными на массовое производство. Стандарты навыков требовали пересмотра - как с точки зрения содержания, так и технологии их освоения и контроля.

Кое-что мы "чинили" на ходу. Так, была сформулирована рабочая концепция "глобальных компетенций". Предполагалось, что наш выпускник должен иметь возможность трудоустройства в западной компании в России или российской компании за рубежом. Но как этого можно добиться? Степень владения иностранным языком, полученная в российском вузе, недостаточна. Необходимо "погружение" в среду. Для этого потребовалась филиальная программа за рубежом, созданная и работавшая в Австралии в 2000 - 2004 гг.

Расширение коммерческого приема сыграло двоякую роль. С одной стороны, у нас появились средства на эксперименты и сами участники этих экспериментов. С другой


2 Подробно об этих программах: ЭКО. 2004. N4; 2006. N4. Непосредственно получить впечатление о новом имидже факультета и узнать о содержании процесса обучения можно на веб-сайте факультета www.fmb.ru - одном из наиболее посещаемых вузовских веб-сайтов в России.

стр. 111


стороны, принцип работы "на потребителя" пришел в противоречие с принципом высокой требовательности и безжалостного отсева. Красивого и единственно правильного решения пока найти не удалось.

Еще одно полезное новшество, обеспечившее приток дополнительных средств, - организация дополнительной работы преподавателей на факультете. Теоретически преподавательская работа включает и "вторую половину дня". Однако повсеместная ограниченность условий для полноценной ее организации, а также низкая заработная плата и вытекающая отсюда необходимость подработок обычно приводят к тому, что преподаватель присутствует только в аудитории. Введение повышенных размеров зарплаты для преподавателей, проводящих в вузе "вторую половину дня", привело к значительному улучшению состояния работы со студентами и абитуриентами.

Наконец, значительный импульс развитию факультета был дан с приходом на работу группы выпускников.

И снова поворот (2004 г. и далее)

В конце 2004 г. я принял решение оставить факультет. После тринадцати лет напряженной ежедневной работы оно далось нелегко. Но, во-первых, появились другие интересные проекты, на которые попросту не хватало времени. Во-вторых, у меня возникла уверенность в том, что я сам являюсь препятствием для дальнейшего развития факультета. К примеру, вопросы, на которые деканы других факультетов потратили бы в ректорате минуты, я не мог решить месяцами. Добиться выполнения постановления о передаче факультету корпуса я за все годы так и не сумел. Стало очевидно, что для успешного взаимодействия со сменившимся руководством вуза на моем месте должны быть другие люди.

Ретроспективно оценивая результаты проделанной работы, я могу с уверенностью утверждать, что нашим учителям не приходится краснеть за нас. В Омске создан и действует хорошо отлаженный факультет, профессиональный преподавательский коллектив, множество работающих программ. Счет выпускников идет на сотни, а потом пой-

стр. 112


дет и на тысячи. Выпускники успешно работают в Омске, Новосибирске, Москве, а также Израиле, Германии, США и Австралии. Защищают кандидатские диссертации, получают МВА в самых престижных учебных заведениях, таких как Чикагская школа бизнеса, работают в "Мак-Кинси", "АС Нильсен" и других ведущих мировых компаниях. Кстати, как раз сейчас для МВА в Омске появились хорошие условия. Та самая базовая программа, точка опоры, которой у нас не было в 1991 г., теперь существует. Постановление 1992 г., опередившее свое время на 15 - 20 лет, может быть, наконец, реализовано.

 

Опубликовано на Порталусе 28 января 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама