Главная → ПЕДАГОГИКА → КИТАЙСКИЕ И АФРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ
Дата публикации: 29 января 2024
Автор(ы): В. В. ГЛЕБОВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 12, 31 декабря 2013 Страницы 59-60 →
Номер публикации: №1706533559
В. В. ГЛЕБОВ, (c)
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ
В. В. ГЛЕБОВ
Кандидат психологических наук (РУДН)
Ключевые слова: адаптационные процессы, иностранные студенты, экология, мегаполис, образование, межкультурная коммуникация
В статье используются материалы исследований, основанных на опросах китайских и африканских студентов, обучающихся в Российском университете дружбы народов и Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Рассматриваются особенности адаптационных процессов и влияющие на них социально-экономические, культурные и экологические факторы.
Современные процессы глобализации и ускоряющиеся темпы научно-технического развития касаются не только экономики и политики, но и системы образования.
Среди важнейших аспектов учебы в вузах - процессы адаптации студентов, представляющих собой особую социальную группу, отличающуюся специфическими условиями жизни и сталкивающуюся с большой умственной и психологической нагрузкой, к новому режиму труда и отдыха1. Успеваемость учащихся в значительной степени зависит от состояния их здоровья, причем, как известно, многие заболевания начинаются именно в юношеском возрасте.
В качестве методик исследования при выявлении особенностей адаптации африканских и китайских студентов к жизни в столичном мегаполисе использовались психологические и психофизиологические тесты и анкетирование2.
Анкеты содержали вопросы, касавшиеся социального окружения, межличностных коммуникаций, условий проживания, проведения досуга, воздействия на организм некоторых экологических особенностей столицы. Анкетирование 353 африканских и китайских учащихся в возрасте 18 -26 лет, обучающихся на разных курсах, показало, что большинство из них предпочитают иметь в качестве близкого друга или просто товарища своих земляков (китайцы - 99,7%, африканцы - 94,4%).
Отношения с преподавателями - второй по важности аспект адаптации. Большинство опрошенных студентов (98,7% - китайских, 92,1% - африканских) хотели видеть в своем преподавателе не просто лицо, передающее им знания, но и "старшего друга", своего рода "родителя", способного создать для своих подопечных уютную, "домашнюю" атмосферу.
На вопросы "Как Вы решаете свои проблемы, и кто Вам помогает, когда у Вас возникают сложности взаимоотношений с окружающей средой?" учащиеся обеих групп ответили следующим образом: 52,8% - "сами решаем свои проблемы", 32,3% - "помогают друзья", 6,2% - "помогают преподаватели", 8,7% - "обращаемся за помощью в посольство".
Что касается негативных факторов, способных привести к дезадаптации, то, по оценкам опрошенных нами иностранных студентов, больше всего в России они недовольны стилем преподавания, который считают в значительной степени авторитарным; климатом; условиями проживания в общежитии (неприемлемая санитария, сложности во взаимоотношениях с администрацией и охраной, отсутствие покоя и безопасности), а также зачастую агрессивным поведением россиян.
Самая сложная область адаптации - учебный процесс, требующий высокого уровня владения русским языком, необходимого для приобретения профессиональных знаний, навыков и умений. Большинство африканских и китайских студентов оценивают свое знание русского языка как приемлемое для повседневного общения, но недостаточное для учебы. Поэтому основные пожелания учащихся в адрес руководства университета сводятся к созданию условий для подготовки к занятиям в помещениях общежития и к увеличению количества часов преподавания русского языка.
По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что абсолютное большинство иностранных студентов в России сталкиваются с трудностями как физиологического (привыкание к климату, экологии), так и социально-психологического свойства (приспособление к условиям проживания, нормам поведения и требованиям учебного процесса).
Все иностранные студенты, независимо от длительности проживания в столичном мегаполисе, испытывают трудности привыкания к новой среде, прежде всего в области общения. На это указало абсолютное большинство студентов. На втором месте стоят бытовые проблемы, связанные с необходимостью самостоятельного ведения "хозяйства" и отсутствием адекватных условий проживания. И, наконец, все опрошенные отмечали, что скучают по семье и близким друзьям.
Индивидуально-психологические особенности китайских (склонность к проявлению тревоги, фрустрации и к низкой самооценке) и африканских (меньшая склонность к тревоге и фрустрации, проявление некоторой агрессивности, завышенная самооценка) студентов обусловливают сокращение резервов психофизического здоровья.
Исследование временных (с ударением на "ы". - прим. авт.) аспектов адаптации (длительность пребывания в России) показало, что стабильное привыкание у иностранных студентов наступает лишь к третьему году обучения в российском вузе.
1 Евсевьева М. Е. В центре научного поиска - проблема здоровья молодежи // Вестник медицины. 2005, N 1.
2 Витковская М. И.. Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). М., РУДН, 2004.
Опубликовано на Порталусе 29 января 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK