Публикация №1108627234 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
К проблеме перевода можно подойти двумя способами, по-разному трактуя сам термин. С одной стороны, можно говорить о переводе в узком смысле слова и понимать под этим переложение словесного сообщения с одного языка на другой. С другой стороны, в широком смысле, перевод может стать синонимом попытки осмысления и толкования текста в рамках одного и того же родного языка.
Сущность и разновидности политического насилия
Публикация №1108565105 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Одна из трудностей в изучении политического насилия, состоит в том, что среди ученых отсутствует единство в понимании сущности этого явления. Так, А.И. Кугай пишет, что «политическое насилие – это подавление или принудительное ограничение свободы воли социального субъекта, обусловленное действиями социальных сил: стремящихся к политической власти, ее осуществляющих, утверждающих определенный социально-политический идеал».
Телевидение как этап в развитии виртуального пространства
Публикация №1108564964 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
По существу феномен телевидения как духовного пространства — это проблема философии техники. Телевизионное пространство, которое иногда в обиходе называют «эфир» или «эфирное время», есть некоторый “das Gestell”. Этот термин М. Хайдеггера переводится на русский язык как «постав» [1], хотя, может быть, было бы точнее перевести его, используя метафору «стеллажа». Телевизионное пространство есть некоторый “das Gestell”, на который могут быть «поставлены» самые разные тексты в широком смысле слова. — Разные, но не все. Мы
Публикация №1108543938 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
История западного духа знала периоды, когда стихия иррационального отступала под натиском критического мышления. Одна из таких «волн» пришлась на XVII столетие. В начале того века ренессансную картину мира начали сменять представления, сформировавшие основу более «земного» новоевропейского сознания. Постепенно стали забываться традиционная аналогия микро- и макрокосма, увлечение герметизмом и «математической каббалой», меньший интерес вызывали теория «гармонии сфер» и практика алхимического «делания».
Харизма Будды и генезис буддийской общины
Публикация №1108543912 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Нет у меня учителя, и равного мне нет во всех мирах.
Никто не сравнится со мною даже среди богов.
Только я есмь достойный нирваны (архат) в этом мире.
В нем я есть непревзойденный учитель.
Ашвагхоша, «Буддхачарита» (пер. В.П. Андросова)
Публикация №1108543891 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
История культуры знает массу примеров того, как блестящие ее деятели, авторы, при жизни весьма популярные, после своей смерти стремительно утрачивали известность: какое-то недолгое время они сохранялись в памяти малочисленных поклонников, а потом уходили в небытие, как будто их и не было. Разумеется, дальнейшая судьба их памяти складывается по-разному, подобно тому как разной бывает их жизненная судьба. Случается, что по прошествии многих десятилетий, а то и столетий наступает такая пора, когда общество обнаруживает известную склонность к идеям, которые вдохновляли того или иного забытого автора, и тогда его бережно извлекают из праха забвения, в которое тот уже, казалось бы, безвозвратно погрузился, и превращают в классика или основоположника какого-то направления, учения, оказавшегося очень актуальным.
Теоретические основы хатха-йоги
Публикация №1108543871 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Хатха-йога [1] (буквально «йога с усилием») традиционно воспринимается и в Индии, и за ее пределами как практическая система, направленная на овладение тонкими психофизиологическими процессами, протекающими внутри индивида. При изучении данной системы ее теоретической стороной, как правило, пренебрегают, не в последнюю очередь из-за сильного прагматического пафоса носителей самой системы, их стремления скорее к активному самопреобразованию, чем к абстрактному размышлению.
Публикация №1108543841 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Имя японского буддолога Дайсэцу [1] Тэйтаро Судзуки (1870-1966) хорошо известно европейскому и американскому читателю. Именно Судзуки в ясной и популярной форме «открыл» для них одну из форм дальневосточного буддизма — чань (дзэн). В его изложении дзэн выглядел настолько выразительно, что в последующем все авторы, писавшие на эту тему, неизбежно должны были, в большей или меньшей мере, положительно или отрицательно, затрагивать идеи, которые рассматривал Судзуки.
Способы духовного поиска в индийских традициях
Публикация №1108543810 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Каждая страна во всем многообразии своих культурных, исторических и географических признаков всегда обладает собственным символическим измерением. В подобном измерении, тем более глубоком, чем более глубокий след в памяти человечества оставила данная страна, смешиваются в одно целое воображаемая реальность и действительное положение вещей. В этом смысле Индия являет собой весьма характерный пример. Уже в течение многих веков один из ее самых активных символов — это Индия как своеобразный духовный материк, необъятный край практических средств по самопреобразованию.
Проблема идентификации в индуистском тантризме
Публикация №1108543789 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Индуистский тантризм — чрезвычайно сложное, многоплановое явление религиозной жизни Индии. Проблема идентификации применительно к нему может быть рассмотрена в нескольких ключевых аспектах.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK