Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека
Публикация №1108678265 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Взаимосвязь между символьным языком (будь то генетический код, естественный или компьютерный язык) и динамикой мышления, например, обработкой информации, всегда был (и в значительной степени продолжает оставаться) загадочным. Исторически первым, кто постулировал существование двусторонней взаимосвязи (функциональной обратной связи) между языком и обработкой информации, был лингвист Бенжамин Ли Уорф. В конце 50-х годов Уорф по существу показал, что скудный лингвистический репертуар резко ограничивает количество категорий, на которые пользователь языка делит внешний мир. На протяжении нескольких лет гипотеза Уорфа оставалась лингвистическим курьезом; правда, некоторые специалисты по структурной антропологии (работающие с аборигенами) восприняли ее вполне серьезно; они обнаружили, что в ряде случаев гипотеза Уорфа об относительности категорий явно подтверждается. Например, вместо семи условно отдельных категорий, на которые большинство индо-европейских языков подразделяет сплошной электромагнитный спектр, в диалекте “Басса” аборигенов Либерии существуют всего лишь две категории - поэтому эти аборигены могут воспринимать и назвать только два цвета, хотя физиологически аборигены отнюдь не страдают цветовой слепотой.
Логический статус художественного дискурса
Публикация №1108678239 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Я полагаю, что говорить или писать на языке — значит производить речевые акты особого рода, которые можно назвать «иллокутивными актами». Это включает делание утверждений, задавание вопросов, отдачу приказов» делание обещаний, извинение, благодарность и т. д. Я также полагаю, что существует системное множество отношений между значениями произносимых нами слов и предложений и иллокутивными актами, которые мы производим, произнося эти слова и предложения (I).
Публикация №1108678219 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Перевод М.М.Ткача. (МГУ им. М.В.Ломоносова. 2000 год.)
Антропный Принцип Б. Картера гласит, что, очевидно, наблюдения могут проводиться только в то время и в том месте, в котором может присутствовать наблюдатель. Поэтому мы можем видеть только те времена и места, которые пересекаются с нашим жизненным путем.1 Ранее эта идея была использована Р.Х.Диком против аргументов П.А.М.Дирака. Дик утверждал, что наблюдатели на основе углерода могут существовать только во времена, обеспечивающие совпадение очень многих благоприятных обстоятельств, а Дирак считал, что это не зависит от времени.2 Также, Дж.А.Уиллер считал, что если космос периодически сжимается и разжимается, то в каждом таком периоде возникают новые свойства, и периоды, в которые могут существовать наблюдатели, очень редки.3 Кроме того, С.В.Хоукин утверждал, что наблюдатели могут существовать только во время расширения вселенной, т.к. противоположная фаза возникает только после того, как термодинамическая энтропия становится необыкновенно большой, делая все информационные процессы (и накопление опыта с течением времени) невозможными.4
Индивидуальная психология и воспитание
Публикация №1108678197 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Статья профессора философии Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) Джона Дьюи (1859 — 1952) «Индивидуальная психология и воспитание» (“Individual Psychology and Education”) впервые была опубликована в журнале Английского философского общества “The Philosopher” 1936, № XII. Английское философское общество стало одной из первых организаций занявшихся вопросом преподавания философии в школе и вузах, а также образованием как философской проблемой. Джон Дьюи справедливо считается выдающимся педагогом-теоретиком, заложившим базовые принципы прогрессивного образования, которые были воплощены в жизнь реформами второй половины ХХ в. Воспитание Дж. Дьюи понимает как метод социализации, смыслом которого является формирование гражданина, члена общества. Прагматические воззрения Дж. Дьюи нашли своё выражение в его известной идее, что смысл и формы воспитания всегда отвечают запросам конкретного общества, являются отражением социальных представлений о роли и функциях гражданина. В образовании, по мнению Дж. Дьюи, важна не внешняя дисциплина и умение подчиняться требованиям учителя, но конечный результат работы и личные усилия, приложенные для его достижения. Необходимым же результатом всякого воспитания являются навыки самостоятельного развития человека за пределами школы.
198 МЕТОДОВ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Публикация №1108678168 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
У людей, ведущих ненасильственную борьбу, есть в распоряжении целый арсенал "ненасильственного оружия". Ниже указаны 198 методов, разделенные на три больших категории:
1. ненасильственный протест и убеждение;
2. отказ от сотрудничества (социального, экономического и политического);
3. ненасильственное вмешательство.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ: О ТЕРМИНАХ
Публикация №1108678142 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В Библии есть история о Вавилонской Башне, согласно которой все языки мира были смешаны богом и люди потеряли возможность объединять свои усилия. Позже мы вернемся -к этой истории, но сейчас давайте посмотрим на энтузиазм, которым распространяются теория хаоса и связанные с ней теории. В самом деле, это обычно бывает, когда новая теория проходит ранние стадии своего формирования и ее последователи активно используют новые термины. Это важный компонент для ускорения творческого процесса. Проблема, однако, может возникнуть, когда разные люди подразумевают под одним и тем же новым термином разные вещи. Вследствие этого могут возникать разные недоразумения и недостаток понимания, а общий язык будет скорее запутывать, чем помогать общению.
Публикация №1108678123 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Кейси прозревал ход мировых событий, ибо он предсказывал войны и мирные периоды, экономические депрессии и расовую борьбу. Он видел события, касающиеся целых народов, так же хорошо, как и факты биографии отдельных людей, предсказывая им, что они женятся, разведутся, будут иметь детей, станут юристами, врачами, архитекторами или моряками. Большинство пророческих образов приходило к нему в трансе во время «чтений», но у него спонтанно проявлялись способности ясновидения и в состоянии бодрствования. Так, однажды он поспешил покинуть комнату, наполненную молодыми людьми, потому что его посетило видение, как все они уйдут на войну, с которой троим из них не суждено вернуться.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ И ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК
Публикация №1108678101 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ВСТУПЛЕНИЕ
Эта статья, посвященная некоторым идеям позднего Витгенштейна, направлена на выявление отношения между философией психологии Витгенштейна с одной стороны, и с другой, – его философией языка, эпистемологией, и его представлением о природе философского знания. Мы придерживаемся того мнения, что последние работы Витгенштейна содержат логически последовательное учение, в котором анализ доказательства и языка в духе операционализма служит опорой для философской психологии, которую можно назвать «логическим бихевиоризмом».
Публикация №1108678076 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Порядок нашего исследования должен быть аналитическим. Теперь мы можем приступить к изучению сознания взрослого человека по методу самонаблюдения. Большинство психологов придерживаются так называемого синтетического способа изложения. Исходя от простейших идей, ощущений и рассматривая их в качестве атомов душевной жизни, психологи слагают из последних высшие состояния сознания - ассоциации,
интеграции или смещения, как дома составляют из отдельных кирпичей. Такой способ изложения обладает всеми педагогическими преимуществами, какими вообще обладает синтетический метод, но в основание его кладется весьма сомнительная теория, будто высшие состояния сознания суть сложные единицы. И вместо того чтобы отправляться от фактов душевной жизни, непосредственно известных читателю, именно от его целых конкретных состояний сознания, сторонник синтетического метода берет исходным пунктом ряд гипотетических простейших идей, которые непосредственным путем совершенно недоступны читателю, и последний, знакомясь с описанием их взаимодействия, лишен возможности проверить справедливость этих описаний и ориентироваться в наборе фраз по этому вопросу. Как бы там ни было, но постепенный переход в изложении от простейшего к сложному в данном случае вводит нас в заблуждение.
Публикация №1108678044 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Волевые акты. Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK