Домбровский Б.Т. - Каким временем мы пользуемся? - Этическая концепция времени
Публикация №1161592418 23 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
О природе времени речь можно вести в двух аспектах — философском и естественнонаучном. В каждом из этих аспектов также принято выделять по два подхода. В философском различают логический и онтологический подходы, а в естественнонаучном — физический и психологический. В каждом из названных аспектов, как показывает опыт, время относительно, а если речь и идет об абсолютном характере времени, то только времени настоящего, поскольку, как кажется, по причине его мимолетности более этого не удается ничего сказать. В рамках философского аспекта предлагается добавить этический подход к изучению природы времени...
Д.И. ДУБРОВСКИЙ - ГНОСЕОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Публикация №1161592307 23 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Основная мысль статьи состоит в том, что на нынешнем этапе раз-вития философии резко обострилась потребность основательной раз-работки теории познания субъективной реальности. Вряд ли надо до-казывать, что всякий акт познания включает отображение субъектом самого себя, независимо от того, что является его объектом («отобра-жение» понимается в широком смысле – как всякое наличное содер-жание полученного субъектом знания, его процесс и оценка результа-та). Это означает, что всякий акт познания двумерен. В оперативном плане – это единство, взаимообусловленность регистров иноотобра-жения и самоотображения. В содержательном плане – это единство, взаимообусловленность содержания знания, относящегося к «внешне-му» объекту и к самому субъекту...
Дубровский Д.И. - НЕЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ. ДОПРОБЛЕМНАЯ И ПРЕДПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИИ
Публикация №1161587810 23 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Если все три «состояния» субъекта могут быть им конкретно диагностированы, ибо они связаны с более или менее определенным объектом, то ситуация «незнания о незнании» выявляется в настоящем лишь абстрактно (так как объект незнания остается совершенно неизвестным). Убежденность в ее непременном наличии основывается на ретроспекции: любой произвольно взятый интервал истории науки легко обнаруживает эту ситуацию, несомненно связанную с общими закономерностями познания. Поэтому ее экстраполяция на настоящее и будущее является вполне естественной...
Дубровский Д.И. - ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ
Публикация №1161587720 23 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Понятие проблемной ситуации, широко используемое в гносеологической литературе, не имеет общепринятой трактовки. В большинстве случаев она характеризуется так: «Проблемная ситуация — это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности» < Микешина Л.А. Проблема как форма научного познания. — В сб.: Диалектический материализм и философские проблемы естествознания. —М., 1982. — С. 111>. Проблема же является результатом отображения субъектом проблемной ситуации. Можно принять эти общие характеристики. Но в чем суть отображения тех рассогласований и противоречий, которые постоянно присущи развитию научного знания? По-видимому, в осознании недостаточности наличного знания, в потребности узнать, понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем.
Дубровский Д.И. - НЕЗНАНИЕ О ЗНАНИИ
Публикация №1161587631 23 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Эта ситуация на первый взгляд кажется довольно парадоксальной. В самом деле, как возможно иметь некоторое знание и не знать о нем? В каком смысле здесь допустимо говорить о незнании?
Выше мы характеризовали рассматриваемую ситуацию, прибегая к понятию нерефлексируемого знания. Но это требует дополнительного обсуждения, так как указанное понятие истолковывается не вполне однозначно и к тому же вряд ли способно охватить все случаи данной ситуации...
Публикация №1161425632 21 октября 2006 / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Норма, которая даст возможность выхода из кризиса, должна базироваться на некоей гораздо более глубинной природе в человеке, чем те уровни, на которых располагаются в нем эти «две личности». Что же может быть глубже желания роста, желания развиваться, производить, и – желания сохранения имеющегося и желания покоя и благополучия?
Дубровский Д.И. - ЗНАНИЕ О ЗНАНИИ
Публикация №1161381540 21 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
В общих чертах данная ситуация понятна. Речь идет о том, что субъект осознает, что знает нечто о чем-то. Такое осознание, однако, включает различные способы отображения собственного знания и различные формы его оправдания. Все это многообразие способов отображения и форм оправдания пока еще далеко от общепринятой концептуальной систематизации (даже если ограничиться научным знанием, оставляя в стороне обыденное знание, знание, выражаемое средствами искусства, и др.)...
Дубровский Д.И. - Субъект познания и основные гносеологические ситуации
Публикация №1161381480 21 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Познание означает достижение нового знания. Предметом познания является не только внешний мир, но и человек, его внутренний мир. Познание так или иначе обращено к самому себе, стремится выяснить пути и способы достижения нового знания. Процесс перехода от незнания к знанию весьма сложен, противоречив. Чтобы его осмыслить, надо выделить те основные гносеологические ситуации, в которых находится субъект, стремящийся перейти от незнания к знанию и затем к все более полному и точному знанию...
У. ДЖЕМС - ЧТО ТАКОЕ ПРАГМАТИЗМ?
Публикация №1161381360 21 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Прагматический метод - это прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тянуться без конца. Представляет ли собой мир единое или многое? - царит ли в нем свобода или необходимость? - лежит ли в основе его материальный принцип или духовный? Все это одинаково правомерные точки зрения на мир, - и споры о них бесконечны. Прагматический метод в подобных случаях пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия. Какая получится для кого-нибудь практическая разница, если принять за истинное именно это мнение, а не другое? Если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают по существу одно и то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен. Серьезный спор возникает только в том случае, когда мы можем указать на какую-нибудь практическую разницу, вытекающую из допущения, что права какая-нибудь одна из сторон...
Р. Декарт - РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА
Публикация №1161381240 21 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Добропорядочный человек не обязан перелистать все книги или тщательно усвоить все то, что преподают в школах; более того, если бы он потратил чересчур много времени на изучение книг, это образовало бы некий пробел в его воспитании. В течение жизни ему необходимо совершить много иных дел, и его жизненный досуг должен быть распределен настолько верно, чтобы большая часть этого досуга отводилась на свершение добрых дел, понятие о которых бывает ему внушено его разумом, даже если он иных наставлений не получает. Однако в этот мир он приходит невежественным, и, поскольку ранние его познания основываются лишь на неразвитом чувственном восприятии и на авторитете его наставников, почти невозможно, чтобы воображение его не оказалось в плену бесчисленных ложных мыслей до того, как его разум примет на себя руководящую роль, и в дальнейшем ему нужны большая сила характера или же наставления какого-либо мудреца - как затем, чтобы избавиться от занимающих его ум ложных теорий, так и для того, чтобы заложить первоосновы прочного знания и открыть себе все пути, идя которыми он может поднять свои знания на высшую доступную ему ступень...
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK