Публикация №1108550964 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Ощущение, в первый раз возникающее при созерцании собственного напечатанного текста, сравни ощущению падения или первого поцелуя: так же томительно замирает сердце, то же чувство звонкой пустоты нарастает во всем теле, и в переживании появляется терпкий привкус чужого. От него хочется освободиться, он мешает, угнетает, но и — притягивает, удерживает, рождает желание длить это состояние. Текст, прошедший через руки многих людей — наборщиков, верстальщиков, корректоров и т.д., — перестает быть только твоим переживанием. Извлеченный из беспорядочной кипы твоих бумаг, помещенный рядом с другими текстами в книге, оформленный не по твоему замыслу, текст, вписываясь в новые контексты, обретает самостояние по отношению к своему создателю, к автору. Он становится чужд себе самому. Из твоего обжитого, освоенного ментального пространства он переходит в другую реальность — реальность творчества.
Публикация №1108550942 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Традиционно миф рассматривается как феномен, стоящий особняком по отношению к сказке, эпосу и другим фольклорным и литературным жанрам. Линию водораздела проводят исходя из условных шкал сакральности-несакральности и строгой достоверности — нестрогой достоверности (Е. Мелетинский, В. Пропп). Миф — это логос достоверного, это слово о сущем, это само сущее. Искусство и литература — рефлексия над нашим восприятием сущего. При таком ракурсе миф выпадает из области эстетического: он не является литературной формой, — он есть творящая и творимая реальность. Но именно соками этой реальности, этой жизненности и питается то, что эстетика считает предметом своего осмысления, — литература и искусство.
Публикация №1108550918 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Все науки претендуют на истину. Но что такое истина? Каким принципам она отвечает? В этом состоит вопрос, в отечественной литературе почти не решенный.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо дать вербальное определение истины, а также и других понятий, являющихся основными при формулировке принципов, касающихся истинности.
Публикация №1108550896 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Из сборника по философии естествознания[1] видно, что некоторые западные методологи науки весьма неоднозначно и не ясно понимают предмет теории, а потому и неверно решают методологические проблемы теории, например, проблему природы истинности теории (они считают, что истинная теория через определенное количество лет становится ложной), проблему соизмеримости теорий (а потому говорят о соизмеримости или о несоизмеримости теорий "в целом", т.е. без разделения теории на аспекты, что ведет к ошибочному решению данной проблемы), а также проблему истинности взаимонесовместимых теорий (истинность обеих теорий в итоге отрицается) и т.д. Теория это множество общих, дедуктивно[2] организованных, предложений. Дедуктивная организация может начинаться с множества дедуктивно независимых предложений и заканчиваться аксиоматическим построением теории, являющейся высшей ступенью дедуктивной организации. Иногда доаксиоматический уровень теории называют дотеоретическим, а под теорией имеют в виду только) аксиоматизированную теорию. Теории подразделяются на формальные (имеющие только синтаксис, т.е. форму терминов и предложений) и содержательные (имеющие кроме синтаксиса семантику, т.е. интерпретацию или содержание).
Публикация №1108550877 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Научная работа (НР) множество аналитически истинных[1] суждений, представляющих контекстуальные определения[2] основных терминов данной работы. К НР относятся монографии, диссертации, научные статьи, дипломные и курсовые работы и т.д. Но к НР не принадлежат литературные произведения, административные работы, отчеты и т.п. Теория НР с вполне определенной совокупностью основных терминов, вербально определяемых. Эффективная НР научная работа, все термины которой определены вербально[3], все идеализации, которые принимает данная работа, выяснены и все суждения ее аналитически истинны относительно данных идеализаций. Поэтому любая НР истинна не эмпирически[4], а аналитически, т.е. истинность устанавливается с помощью анализасмысла входящих в суждение терминов.
ОТРАЖЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Публикация №1108550858 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Отражение есть форма существования меры. Дискретное сохраняется в мере как количественно-качественная определенность благодаря тому, что с одной стороны, оно остается самим собой, отражая (отбрасывания) воздействия, которые могли бы уничтожить его как данное конкретное дискретное. А с другой стороны - само это действие по отбрасыванию, по отражению порождает изменения в дискретном, соответствующие отражаемому воздействию.
Публикация №1108550838 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Методология в данной статье будет пониматься только как методология мышления (введения терминов, постановки вопросов и дачи ответов на них, установления истинности и организации теорий и т.п.). Особое внимание будет обращено на методологию научного мышления, которая отличается, и порой весьма сильно, от методологии обыденного мышления. Прежде всего, рассмотрим методологию введения терминов.
ТРУД КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Публикация №1108550814 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Труд есть форма отражения человеком мира. Отражения как физического, так и идеального. Сущность труда определяется его положением в системе уровней отражения. Труд реализует третью форму отражения. Определение труда и его конституирование как самостоятельного явления вытекает из рассмотрения отражения как философской категории.
Определяя труд с другого уровня философского рассмотрения, мы рассматриваем труд как данность. Труд есть, он существует. Реализуя третий уровень отражения, человек трудится.
Православная политическая культура и современность
Публикация №1108550786 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Православная политическая культура и современность
В.В. Петров
Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.90-92
В связи с переходом России к демократии и рыночной экономике встает проблема соответствия православных духовных ценностей социально-политическим реалиям современной эпохи.
Православие пришло в нашу страну не случайно, и дело не только во влиянии Византии. Православный вариант христианства наиболее полно отвечал российским особенностям.
Публикация №1108550753 16 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Для обеспечения интереса к данной работе сначала требуется сказать, что сознания в общепринятом его значении не существует вообще, а если даже предположить его существование, то оно занимает крайне незначительное место в мыслительной деятельности человека.
Что такое сознание? "Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека" [С.383. - Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М. Гардарики, 2000].
Так ли это на самом деле?
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK