Логическая необходимость и "вещь в себе". Миф
Публикация №1160974902 16 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Вернемся снова к парадоксу "произвольной" необходимости и "субъективной" всеобщности. Постараемся, в согласии с Кантом, ответить на вопрос-зачем нам они такие?
Следствием субъективного происхождения предмета является то, что он, в противоположность "вещи в себе", существованию остается лишь сущностью, "понятием". А необходимость понятия не есть необходимость "существования", не есть необходимость "вещей самих по себе". Это логическая, или априорная, т. е. "доопытная" необходимость. Такая необходимость может быть выражена, например, формулой: если А есть В, то С есть Д и. т. д. Следует подчеркнуть, что необходимость перехода от А к Д и далее здесь, так сказать, "фатальная", ибо она априорна и неумолимо действует независимо от чего бы то ни было. Абсолютно независимо! Но именно в этом-то и заключается ее главный порок, ее "первородный грех" - печать "незаконного брака" с произволом воображения. Она - лишь логическая необходимость, но не необходимость бытия...
Публикация №1160974859 16 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Налицо парадокс: предметность-это необходимость и всеобщность, возникшая как продукт субъективности и произвола воображения. Но именно с этой парадоксальной точки зрения Кант попытался решить многовековой спор номинализма и реализма (рационализма и эмпиризма). Оба они оказались неправы. Оба в конечном счете вынуждены апеллировать к богу. Номинализм - к мистически-иррациональному, непостижимому разумом волюнтаристическому богу; реализм - к рационалистическому, лишь разумом познаваемому богу Фомы Аквината - субъекту творческой "интеллектуальной интуиции"...
Предмет как представление и "первообраз"
Публикация №1160974814 16 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Что же может дать нам "априорная" предметность, "построенная" на основе субъективного произвола и поэтому не имеющая никакого отношения к "вещам в себе"? Ведь именно последние в конечном (вернее, было бы сказать - "первоначальном") счете воздействуют на нашу чувственность, и, чтобы жить (а не только рефлектировать"), нужно давать на их воздействие адекватный ответ. Произвол же способности воображения, на первый взгляд, может "продуцировать" лишь совершенно фантастическую и никак не адекватную "вещам в себе" картину. Но это - "на первый взгляд"...
Воображение и теория познания - Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол
Публикация №1160841660 14 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Начиная разговор о роли продуктивного воображения в кантовской "Критике", следует сразу же подчеркнуть, что ходячие представления об этой таинственной "способности", как о способности человека "фантазировать", строить гипотезы, интуитивно "усматривать" что-либо и т. д., хотя и заключают в себе определенный рациональный смысл, в целом не совпадают с собственно кантовской постановкой вопроса...
Воображение и теория познания - Что такое предмет?
Публикация №1160841540 14 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Кант не оригинален в постановке своего главного вопроса - как возможны синтетические суждения априори (как возможны чистая математика, чистое естествознание вообще и" наконец, метафизика как наука). Этот вопрос был своеобразным "перводвигателем" развития всей изначально дуалистической и гносеологической философии буржуазного Просвещения; заслуга Канта здесь лишь в том, что он "очистил" эту проблему от побочных и несущественных наслоений и придал ей классически четкую и строгую формулировку...
Воображение и теория познания - Предыстория кантовской критики
Публикация №1160841420 14 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Становление буржуазного общества осуществлялось под лозунгом: "все должно предстать перед судом разума". И неудивительно, что в эпоху Просвещения, явившуюся идеологической подготовкой буржуазной революции, вопрос о природе разума как высшей ценности и об его отношении к явно "неразумному" бытию оказался в центре внимания всех философских направлений. Неудивительно, ибо одно дело признать разум вообще в качестве высшей ценности (с этим были согласны все буржуазные идеологи - и рационалисты, и эмпирики, и материалисты, и идеалисты), но другое - определить, какие конкретные установления и действия "разумны", в чем критерий их истинности, что такое истина вообще и, в конце концов, что такое сам разум, каково его взаимоотношение с бытием...
Паскаль о достоверности наших знаний
Публикация №1160841180 14 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Еще в XVI в. скептические идеи получили распространение во Франции (и не только во Франции). Это был своеобразный скептицизм: подвергая острой критике унаследованные от Средневековья авторитаризм и конформизм, «новые пирроники», как их тогда называли, выступали против догматизма, владевшего умами большинства университетских ученых, усматривавшего во всяком новаторстве опасную ересь, и выдвигали требование, чтобы место книжной науки и экзегетики заняло непредубежденное исследование реальной действительности. Правда, такого же исследования требовали и античные скептики, в частности Секст Эмпирик. Но существенное отличие «нового пирронизма» от скептицизма греков заключалось в его отношении к разуму: «новые пирроники» призывают представить все вопросы, и моральные, и познавательные, на нелицеприятный суд разума...
Воображение и теория познания - Продуктивное воображение и интеллектуальная интуиция. Конечность человеческого знания
Публикация №1160773320 14 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Сразу же возникает множество вопросов. Если придать случайному совпадению данного порядка ощущений характер общезначимости и необходимости (т. е. придать этом ощущениям характер объективного предмета) - если все это есть дело слепого произвола,-то какова же цена этой "общезначимости" и "необходимости"?
Но, во-первых. Кант отнюдь не пытается утверждать, что "предмет" - это и есть вне и независимо от нас существующая "вещь в себе". Предмет, согласно Канту, это лишь "явление", продукт субъективной деятельности воображения: это наше, человеческое произведение, хотя здесь необходимо подчеркнуть и то, что "продуктивное" воображение ничего не "продуцирует" в собственном юле этого слова, во всяком случае, ничего не "сочиняет"...
О значении жизни. Порядок в природе и форма интеллекта
Публикация №1160753940 13 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Не нужно думать, что психология описывает генезис интеллекта, когда она следует за его прогрессивным развитием в ряду животных. Сравнительная психология учит нас, что чем животное разумнее, тем больше оно стремится размышлять о действиях, с помощью которых оно использует вещи, и тем самым приближаться к человеку; но его действия уже сами по себе следовали главным линиям человеческого действия; они различали в материальном мире те же общие направления, которые различаем в нем и мы; опорой их были те же самые предметы, соединенные теми лее отношениями; поэтому, хотя интеллект животного и не создает еще понятий в собственном смысле слова, он живет уже в атмосфере понятий...
Антиномии исторического знания
Публикация №1160689860 13 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Работая с примарными (простыми) историческими фактами, историк конструирует синтетические суждения относительно групп событий, которые он зафиксировал в историографических и источниковедческих исследованиях. Впервые роль синтетических суждений в науке была проанализирована И.Кантом в «Критике чистого разума». Там же были сформулированы антиномии, возникающие при обращении ученого, ориентированного на конкретно рассудочное мышление, к понятиям, выходящим за границы пространственно-временной локализации явления. Попытаемся сформулировать эти антиномии применительно к историческому познанию...
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK