PORTALUS.RU → ФИЛОСОФИЯ → Карпицкий Н.Н. Вечное и историческое в христианской этике → Версия для печати
Карпицкий Н.Н. Вечное и историческое в христианской этике [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 июня 2013. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1372220378&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 13.12.2024.
публикация №1372220378, версия для печати
Карпицкий Н.Н. Вечное и историческое в христианской этике
Дата публикации: 26 июня 2013 |
Карпицкий Н.Н. Вечное и историческое в христианской этике // Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 389-391. Карпицкий Н.Н. Вечное и историческое в христианской этике В основе христианской этики лежат духовные ориентиры христианского Откровения. Эти духовные ориентиры выражаются в ценностях, которые не зависят от исторической ситуации и поэтому носят вечный характер. Они указывают путь спасения и, в соответствии с этой задачей, определяют аскетику (духовную самодисциплину) и этику. Если аскетика раскрывается во внутреннем измерении жизни христианина, позволяя ему соприкасаться с вечным, то этика – направлена на внешнюю сторону, регулируя проступки христианина в конкретной исторической ситуации при взаимодействии с другими людьми. Вечные ценности христианской этики определяют исторически изменчивые нормы христианской жизни. Таким образом, христианская этика содержит в себе как вечные ценности, так и исторически обусловленные нормы. Путаница в понимании этих двух уровней ведет к искажению понимания христианства. В качестве примера можно привести церковный запрет на препарирование трупов, наложенный в средневековую эпоху. Эта норма подвергается критике в современных курсах по истории медицины, читаемых в медицинских вузах, что формирует у студентов негативное представление о Церкви как тормозе развития медицинских знаний. Тем самым на Церковь перекладывается вина за многочисленные смерти от болезней, распространенных в средневековой Европе. В настоящий момент Церковь не возражает против работы медиков с трупами, что ошибочно интерпретируется как поражение Церкви в результате секуляризации общества. Подобные заблуждения можно устранить, основываясь на четком разграничении вечного и исторического в христианской этике. Недопустимость препарирования тел умерших вытекала из морально-духовных традиций средневекового общества, которые носили исторический характер. Хотя эти традиции были исторически изменчивы, тем не менее, именно благодаря им средневековый человек сохранял свой духовный потенциал, поэтому Церковь освящала эти традиции. Запрет на препарирование трупов не связан напрямую с христианкой ценностью спасания, поэтому в разные периоды отношение к нему может быть различным в зависимости от культурно-исторических представлений людей. В средневековой культуре прослеживалась опосредованная связь между этим запретом и христианскими ценностями, так как признание ценности человеческой жизни выражалось в особом уважительном отношении и к его мертвому телу. Церковь всегда стремилась выражать в исторически обусловленных формах культурного самосознания вечные ценности. Непонимание различия между вечным и историческим приводило к серьезным церковным расколам, в частности, к старообрядческому расколу в России. Если Таинства Церкви носят вечный характер, так как совершаются Святым Духом, то обрядовая форма этих таинств носит исторический характер, так как создается людьми. Христианские ценности предполагают уважение к разным обрядовым традициям, и вполне правильно, что Церковь освящала обрядовые особенности богослужения в России. Однако многие люди ошибочно стали приписывать этим исторически изменчивым обрядовым формам вечный характер, в результате чего возник церковный раскол по совершенно незначительному обрядовому поводу. Правильное разграничение вечного и исторического позволило бы восстановить мир в Церкви. С позиции этого разграничения следует подходить и ко многим вопросам христианкой морали, которые могут быть поняты по-разному древними и современными людьми. В настоящее время перед христианином возникает много вызывающих общественные дискуссии вопросов, которые он должен согласовать со своей совестью: вопросы об эвтаназии и абортах, о соотношения Церкви и государства, об отношении к смертной казни и т.д. Должен ли христианин выступать против смертной казни и надо ли подчиняться властям, творящим беззаконие? В связи с этими вопросами обычно вспоминают слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести». (К Римлянам 13:1-5) Представление о том, что подчинение властям является нормой христианской этики, обосновывается на буквальном понимании данного отрывка. Более того, упоминание меча, служащего орудуем наказания, истолковывается сторонниками смертной казни как соответствие этой меры наказания христианским убеждениям. Чтобы правильно понять слова апостола Павла, необходимо различать норму поведения и этическую ценность. В данном случае апостол Павел говорит о том, что должно быть нормой поведения для христианина. В частности, если сложившийся порядок в государстве требует сурового наказания, то христианин принимает это как норму. В данном случае христианская мораль требует, чтобы он принимал нормы общества, в котором живет. Однако из этого не следует, что суровое наказание предписывается христианским Откровением. Христианские ценности указывают, к чему христианин должен стремиться, а нормы поведения определяют, чего он должен избегать в своих поступках. Христианин стремиться к идеалу всепрощения, но при этом не нарушает государственного закона, по которому преступники караются. Законы государства могут вступать в противоречие с христианскими ценностями. Установленная законом смертная казнь должна возмущать совесть христианина, который убежден, что дар жизни – от Бога, и потому человек не вправе его отнимать. Однако христианские ценности – это не правила поведения, а ориентиры, указывающие, к чему следует стремиться, а вот подчинение сложившимся в обществе законам – это уже правило христианского поведения, а не духовная ценность. Правила поведения носят исторический характер и могут эволюционировать, а ценности абсолютны и не зависят от времени. Поэтому христианин подчиняется законам, устанавливающим наказание смертью, но в меру своих возможностей стремится к тому, чтобы государство отказалось от этой меры наказания. В соответствии с этим разграничением вечных ценностей и исторических норм поведения можно понять и слова апостола Павла о покорности властям. Апостол Павел был гражданином Рима, и, как всякий гражданин того времени, понимал под властью установленный римским законом порядок между людьми. Способность жить согласно правовым законам отличает людей от неразумных животных. В данной исторической ситуации именно римская власть выражала и защищала эти законы. Разрушение римской правовой системы воспринималось человеком того времени как возвращение в дикое варварство, и уж если Бог дал человеку возможность жить по разумным законам, то человек не должен их отменять, тем более выступая от имени христианской Церкви. Под властью императора апостол Павел понимает законное право исполнять функции правителя, при этом он нигде не оправдывает развратные и преступные действия ни отдельных римских императоров, ни других римских начальников. Позиция апостола Павла соответствовала здравому смыслу римского гражданина того времени, при этом она исключала всякий религиозный фундаментализм, ставящий под сомнение законность светской власти. Однако апостол Павел не требовал подчинения беззаконию властей. Когда римские власти стали требовать от христиан участия в языческих жертвоприношениях, что вполне соответствовало римским законам, христиане предпочитали мученическую смерть подчинению властям, и это нисколько не противоречило апостольскому посланию. Слова апостола «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее…» свидетельствуют о том, что он имел в виду законную власть, основанную на принципе справедливости. Именно в соответствии с этим принципом устанавливается иерархия правовых норм в современном правосознании. Обязанность власти состоит в том, чтобы пресекать преступления («Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»), не допуская при этом властного произвола, который мы наблюдаем в тоталитарных режимах. Даже в страшные времена большевистских гонений на церковь христиане признавали законность правовой системы в целом, оставаясь лояльными гражданами, но при этом отказывались подчиняться беззаконным требованиям властей, тем самым обрекая себя на репрессии. Промыслительный смысл слов «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» в том, что Бог является источником всего существующего; Он сотворил человека разумным, способным устанавливать разумные законы и жить по ним. Это предполагает не только подчинение законной власти, но и необходимость ее защиты от сил беззакония, которые нарушают данный от Бога разумный порядок жизни. Некоторые современные идеологи, стремящиеся политизировать религию, извращают слова апостола Павла путем подмены понятия законной власти понятием силы. По их мнению, кто в данный момент сильнее, тот и есть власть. Используя эту подмену, они оправдывают словами апостола Павла подчинение всякой политической силе, которая узурпирует власть. Однако под властью апостол Павел имел в виду не право сильного перед слабым, а законное правление, обеспечивающие упорядоченную жизнь общества. Подлинная власть основана на законе, а узурпация власти той или иной политической силой по определению беззаконна. В основе государственной власти могут лежать ценности, далекие от христианства, как это было в древнем Риме. Но государственные ценности не могут быть христианскими, так как христианские ценности – это основанные на Откровении духовные ориентиры на пути спасения, а вот государственная организация жизни граждан должна иметь в своей основе что-то более приземленное и прагматичное. Если подчинение законным властям – это норма поведения христианина, то духовный подвиг христианина не может быть нормой поведения. Спасение не может быть следствием соблюдения определенных правил, оно есть действие благодати в личном отношении Бога и человека. Например, отшельничество или юродство для христианина обладают духовной ценностью, однако, они не могут быть нормами поведения для всех христиан. Поэтому самоопределение к спасению требует внутреннего личного подвига, который сделать нормой невозможно. Опубликовано 26 июня 2013 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1372220378 → © Portalus.ru Главная → ФИЛОСОФИЯ → Карпицкий Н.Н. Вечное и историческое в христианской этике При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|