Полная версия публикации №1672274452

PORTALUS.RU ФИЛОСОФИЯ История русской философии → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

О. КАЗНИНА, История русской философии [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 29 декабря 2022. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1672274452&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

О. КАЗНИНА, История русской философии // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 29 декабря 2022. URL: https://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1672274452&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

О. КАЗНИНА, История русской философии / У книжной полки, № 3, 2007, C. 84-85.



публикация №1672274452, версия для печати

История русской философии


Дата публикации: 29 декабря 2022
Автор: О. КАЗНИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) У книжной полки, № 3, 2007, C. 84-85
Номер публикации: №1672274452 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Лосский Н. О. История русской философии М.: Академический Проект, 2007

 

 

Эта книга впервые была опубликована в 1951 году в Нью-Йорке на английском языке, в следующем году она вышла в Лондоне и вскоре стала на западе классическим источником по истории русской мысли. В 1954 году ее русский перевод появился в издательстве "Иностранная литература", но он был адресован не широкому читателю, а рассылался "по особому списку". В свободную продажу тот же перевод поступил только в эпоху перестройки (М.: "Высшая школа", 1991). С тех пор книга не теряет своей актуальности, несмотря на появление других обзоров и учебников, охватывающих тот же период.

 

Николай Онуфриевич Лосский (1870 - 1965) - один из самых плодовитых мыслителей русского философско-религиозного возрождения, основатель "интуитивизма", последовательный персоналист. В 1922 году в группе других выдающихся деятелей русской культуры он был выслан из России на "философском пароходе". Международная известность его значительно выросла в эмиграции, где он преподавал, читал лекции и много

 

стр. 84

 

 

публиковался. Необычайно длителен период творческой продуктивности мыслителя: он прожил девяносто пять лет и почти до конца жизни сохранял работоспособность. Ему принадлежит множество книг и статей на русском, английском, немецком и других европейских языках. Важнейшие среди них: "Свобода воли" (Париж, 1927), "Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей" (Париж, 1931), "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция" (Париж, 1938), "Бог и мировое зло. Основы теодицеи" (Берлин, 1941), "Условия абсолютного добра. Основы этики" (Париж, 1949), "Достоевский и его христианское миропонимание" (Нью-Йорк, 1953).

 

Не совсем обычен жанр "Истории", которую правильнее было бы назвать очерками, так как нередко в нее включаются личные воспоминания и размышления о жизни. Здесь, как и в других трудах Лосского, важным материалом для философских обобщений о современном мире и человеке являются художественная литература, личный жизненный опыт, открытия психоанализа. Автор постоянно держит в поле зрения параллели между российскими и западными культурными процессами.

 

"История русской философии" - один из итоговых трудов философа, составляющий диптихе "Общедоступным введением в философию" (Франкфурт, 1956). В книгу вошли работы, создававшиеся на разных этапах, и рассчитана она на западного читателя, чем объясняются многие ее особенности. Автор не скрывает, что смотрит на историю философии через призму собственной системы и поэтому более пристально вглядывается в те произведения, в которых поставлены волновавшие его проблемы. Он свободно увлекается развитием близких ему идей и полемикой с чуждыми взглядами. Отсюда заметные диспропорции глав и разделов. Так, Владимиру Соловьеву в этом труде посвящен самый крупный раздел (65 страниц). Для сравнения: Розанову, Вышеславцеву, Ильину, Зеньковскому, Флоровскому, Шестову - от одной до пяти страниц. В то же время чуждый ему диалектический материализм советской России Лосский разбирает на сорока страницах: им владеет полемический задор, и это увлекательное чтение.

 

Можно ли упрекнуть автора за такую очевидную предвзятость? Вряд ли. Лосский с особым блеском пишет о тех системах философии, к которым лежит его душа: можно забыть, что читаешь историю философии, а не литературно-философскую эсссеистику с элементами поэзии и автобиографической прозы. "История" Лосского захватывает читателей еще и потому, что, даже если они не очень хорошо разбираются в философии, они не могут не почувствовать в этой книге дыхание эпохи.

Опубликовано 29 декабря 2022 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1672274452

© Portalus.ru

Главная ФИЛОСОФИЯ История русской философии

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU